Как добиться успеха
Всем привет, мы небольшая команда, которая занимается сайтом-агрегатором комментариев на конкурс к видео канала вДудь, в мае нам исполняется два с половиной года, на пикабу есть пара статей о нас: вот и вот.
Дело в том, что в своих предыдущих роликах, затрагивающих социально значимые темы, Юра подходил с очень важной и правильной позиции. Говорил ли он о проблеме ВИЧ, человеке после войны, или Колыме, его основными героями становились простые люди, такие как мы с вами. Именно в этом была ценность этих роликов: Юре удавалось показать, что самые обычные люди могут мечтать, любить, помогать другим и полноценно жить, преодолевая самые сложные жизненные обстоятельства. Успех этих людей в своих небольших начинаниях - это именно то, что движет наш мир вперед, как бы читалось между кадров, и с этим сложно было не согласиться.
Видео про Долину совсем иное. Нам показали людей, которые оперируют венчурными миллионами или работают в успешных компаниях и имеют доход в сотни тысяч долларов в год. Казалось бы, вот она квинтэссенция успеха, к которой нужно стремиться. Но всё не так просто.
Давайте рассмотрим, что такое успех на примере нашего сайта.
По меркам Долины наш проект - это фиаско. За всё время существования мы не заработали ни копейки, совершенно не интересны инвесторам, у нас нет никаких перспектив масштабирования. Воображаемые профессионалы из Долины вздохнут и загробным голосом скажут: "Ребята бросьте это дело, стопайте виртуалки, глушите нейронные сети, займитесь чем-нибудь другим. Это провал."
Но мы все равно продолжаем. Почему? Вот два факта:
1. За время работы сайт посетили десятки тысяч человек, которым была интересна очень узкая тема - конкурсы канала Вдудь. Ответов на вопросы, какие посты на конкурс имеют больше всего лайков или какие условия, приз и победитель были в конкурсе к видео, например, с Ефремовым, в гугле или поиске ютуба не найти. У нас можно. Поэтому каждый день иногда десятки, а бывает, что и сотни человек посещают наш сайт. Это, конечно, не миллионы, но с другой стороны, количество сэкономленных этими людьми часов на поиске нужной им информации измеряется тысячами. Время - это самое дорогое, что есть у человека, и если то, что вы делаете позволяет сэкономить время других людей, разве это не успех?
2. Как-то раз в одном из выпусков Вдудя при объявлении победителей конкурса мы заметили нечто странное. Приглядитесь:
Заметили? Три ноля в конце даты выглядят несколько странно, не так ли? Это миллисекунды. "Кто этот программист-недоучка, который забыл, что пользователям миллисекунды не интересны?"-, негодовала наша команда... Негодовала недолго.
Ой... Кажется это мы сами и забыли...
Проведя небольшую археологию удалось выяснить, что Юрина команда использует наш сайт как минимум начиная с интервью с Доренко, правда тогда они еще замазывали наши косяки и нам очень стыдно, что мы обрекли приличных людей на это:
И используют до сих пор. Вот кадр из интервью с Лапенко, это последний ролик в котором объявлялись победители:
Мы никак не связаны с шоу Вдудь, никто из его команды не просил нас делать то, что мы делаем, и мы ни с кем из них в принципе никогда не общались. И тем не менее наш сайт оказался полезным для них. Разве это не успех?
Если строго следовать логике, пропагандируемой Юрой в фильме о Долине, мы должны бросить этот неудавшийся проект, мотануть в CA и найти себе инвестора пожирнее для проектика поинтереснее, ну или на худой конец устроиться в Apple. Но если мы так сделаем, то десятки тысяч людей будут терять тысячи часов в поисках интересующей их информации, а команде Юры придется вновь пролистывать килобайты плохо структурированного текста на Ютубе.
Завершить наверно стоит небольшим рассуждением, которое возможно заставит задуматься кого-то из читателей. Если вы смотрели видео Таира или иногда посматриваете видео на канале Русские Норм, то наверное обратили внимание, что Юра пообщался с людьми, у которых уже кто-то когда-то брал интервью. “Это проверенные люди, они неплохо смотрятся перед камерой и говорят интересные вещи, у них можно взять еще с десяток интервью”, - скажете вы и отчасти будете правы. Но еще дело в том, что не существует миллиона успешных стартаперов. Их количество измеряется, конечно не единицами и не десятками, а тысячами. Но если разделить эти тысячи на всё айтишное население нашей планеты, вы получите очень скромные доли процента. Как бы ни был грустен этот факт, скорее всего вам не повезет. Может и повезти, но статистика против вас. Что же тогда делать?
Как по вашему, на чем держится наш мир? Держится ли он на тех, кто создал Google или на тех, кого ищут через Google, когда что-нибудь нужно? Держится ли он на тех, кто добрался до вершины или же на тех, кто по пути к вершине давал им приют и пищу? Видео о Долине как будто говорит нам, что он держится на первых, однако интуиция подсказывает, что он держится и на тех и на других. Первых всегда будет мало, просто потому, что вершина крошечная, всем там места не хватит. Дошедшие до вершины - это герои, на которых можно сколь угодно долго равняться, но при этом никогда их не достигнуть, такой путь далеко не для каждого. Но что может каждый - это сделать жизнь другого человека чуточку лучше. Без венчура или корпорации, дающей тебе в руки огромные ресурсы, просто из подручных средств и необязательно жизнь миллионов людей. Начать можно с одного, потом помочь десяти, потом, возможно, придумать, что может помочь тысяче и на этом остановиться. Это будет иметь не меньшую ценность, чем проекты, которые масштабируются на весь мир и зарабатывают миллиарды. Это не рецепт того, как создать компанию-единорог, это рецепт того, как сделать наш мир лучше, чем он есть.