Как американцы обогнали русских в космосе
Вчера американские астронавты NASA Боб Бенкен и Даг Херли были доставлены на борт Международной космической станции на борту корабля Crew Dragon. В США это было объявлено настоящим прорывом, а Илону Маску дало повод пофантазировать о будущих великих проектах его компании. Чем сегодня, судя по заголовкам в СМИ очень и очень гордятся…
Причем пиарится на этом не только Элон Маск, но и американский президент Дональд Трамп, у которого на носу выборы. Причем ради выборов это все дело и подгонялось, так что бы все это красиво выглядело, в виде успешности американской космической программы.
"Сегодня мы собрались в этом замечательном месте не только для того, чтобы отметить запуск нового космического корабля, но и чтобы отметить смелое и триумфальное возвращение к звездам. Это особый день. Прошлые лидеры поставили США в зависимость от иностранных держав, которые посылали наших астронавтов на орбиту. Больше этого не будет. Мы вновь гордо запускаем американских астронавтов на американских ракетах, лучших в мире, и здесь, на американской территории. Ты не можешь быть номером один на Земле, если ты — номер два в космосе. И мы нигде не будем номером два. США вернули себе престиж мирового лидера в космосе. Первой женщиной на Луне будет американка, и первой страной на Марсе будет США" Краткое изложение слов Трампа.
Однако же, давайте взглянем на факты и разбермся, что за "прорыв" совершила Америка запустив своих космонавтов на МКС.
Разорительный «Челнок»
Все началось в начале 2000-х, когда после второй катастрофы «шаттла» «Колумбия» в США задались задачей решить проблему своего … отставания от русских в пилотируемой космонавтике. На тот момент уже работала МКС, а доставка астронавтов на ее борт «шаттлами» была крайне дорогой (100 млн. долл. за голову, и то при полной загрузке – 7 человек, что было вдвое избыточно).
В 2004 году, когда правительство США начало обсуждать отмену космической программы Space Shuttle, NASA искало другой способ доставки грузов на МКС. Агенство хотело удешевить запуски, чтобы тратить часть финансирования на исследование открытого космоса.
Так появилась программа новой космической бизнес-модели «Коммерческие орбитальные транспортные услуги» (Commercial Orbital Transportation Services, COTS).
В COTS приняла участие SpaceX в качестве одного из первых подрядчиков: с помощью NASA компания разработала ракету Falcon 9 и грузовую капсулу Dragon, а затем использовала ракету для запуска коммерческих спутников.
В 2010 году NASA расширила бизнес-модель COTS на доставку космонавтов, а в 2014 году заключила контракты со SpaceX и своим давним подрядчиком Boeing для создания транспортных средств космической программы Commercial Crew.
SpaceX получила $2,6 млрд, а Boeing — $4,2 млрд на создание кораблей и запуски в 2017 году.
Как выглядит американский «прорыв»
Давайте пройдемся по цифрам. NASA посчитала и пришла к выводу, что русские начали наглеть, путем повышения цен на пролет астронавтов NASA. За доставку «Союзом» NASA платила «Роскосмосу» в среднем $55,4 млн, но цена росла: в 2006 году запуск стоил $21,3 млн, к 2020 году цена выросла до $86 млн. Всего с 2006 года NASA потратило на полёты «Союза» около $3,9 млрд.
Если взглянуть на график, то четко видно, что ценник начал подниматься после 2010г. А как раз в этот момент, NASA объявило о планах создания собственных кораблей для доставки астронавтов на МКС. Как говориться, пользуясь положением, когда на рынке нет конкуренции и будущем покупатель уйдет, почему бы не повысить цену для американцев.
Как выше уже упоминалось, NASA в 2014 году подписала контракты с Boeing и SpaceX для создания кораблей и осуществления 12 запусков (по 6 запусков на компанию). По состоянию на май 2019 года расходы Boeing на разработку и испытательные полеты составили 2,2 миллиарда долларов, а SpaceX - на 1,2 миллиарда долларов. У обоих компаний возникали проблемы: например, Falcon 9 взорвалась дважды — в полёте и во время испытаний на земле, Crew Dragon также взорвалась во время наземных испытаний.Boeing отправила в космос капсулу CST-100 Starliner, но столкнулась с множеством сбоев в ПО и не смогла вывести капсулу на орбиту. Это отодвинуло запуск Starliner до 2021 года.
В итоге SpaceX вырвалась вперёд: в марте 2019 года Crew Dragon в беспилотном режиме пристыковалась к МКС, а в январе 2020 года завершила тестирование системы аварийного спасения.
И вот наконец то, Crew Dragon, который вчера состыковался с международной космической станцией, именно тот корабль, который преподносится Маском, как более дешевая альтернатива российской системе «Союз»-«Прогресс»
Только вот дешевой ли? Давайте разбираться.
Давайте сравним стоимость «миссий». Эти цифры хорошо известны. НАСА уже заключило с кампанией SpaceX, контракт стоимостью 2,5 млрд. долл. 1,2млрд. долл. ушло на разработку. И в остатке 1,3 млр. долл. на 6 миссий. То есть каждая миссия обойдется (если цены не будут изменены, что совсем не исключено, зная американскую практику) в 216,67 млн. долл.
Теоретическая себестоимость доставки одного человека на орбиту с учетом четырех мест на корабле составляет 216,67/4= 54,17 млн. долл., что много меньше, 85 млн. долл., которые драли с американцев «русские» за последние «плацкартные места» на своих «Союзах». Но до 2010г. их «возили» на МКС за вполне себе сносные 30-40 млн. долл. за голову.
И такая цена была вполне себе конкурентоспособной. Дело в том, что корабль «Союз» трехместный. Его стоимость примерно 25-30 млн. $, плюс еще 45-50 млн.$ составляет стоимость РН «Союз 2.1» и разгонного блока «Фрегат». Итого имеем в районе 75-80 млн. долл. на миссию (с учетом прибыли производителей, то есть сравнение более, чем корректное). Или около 25-27 млн. долл. за человека.
То есть, если отбросить словесный поток от Маска, любящего рассказывать о своих прорывных технологиях, на поверку новая космическая система доставки грузов и людей в космос, которая объявлена сверх дешевой и прорывной, по сути является успешной, но функциональной копией работающей уже десятки лет советской, а затем и российской системы «Союз-Прогресс», с примерно теми же стоимостными характеристиками.
Но для США, это после программы их «Шатлов» (стоимость пуска 775 млн. долл.) это действительно прорыв и рывок вперед. А то, что этот «большой рывок» только закрывает отставание Америки от пилотируемой программы России, Элон Маск вам, конечно, никогда не скажет.
Вот и все. Ежели ще надо будет, вопросы будут или поругаться со мной захочется, пишите мне по адресу: г. Москва, Боровая улица, 3к1.