Кабельное телевидение под угрозой исчезновения в Казахстане

Возможно скоро и в Казахстане перестанут транслировать Российские и другие зарубежные телеканалы.
Источник: http://www.nur.kz/968141-kabelnoe-televidenie-pod-ugrozoy.html


С 1 января 2016 года начинает действовать новый Закон «О телерадиовещании», запрещающий кабельным операторам транслировать рекламу на иностранных каналах. Не имея возможности ее «затереть», компании будут вынуждены отключать каналы.

Казахстанцы могут лишиться полюбивших телепередач — «Голос», «Званый ужин», «Давай поженимся» и прочих, сообщает «Новый вестник» со ссылкой на представителей Казахстанской ассоциации предпринимателей. Запрет на трансляцию рекламы на зарубежных каналах приведет к банкротству кабельных операторов.

В Ассоциации заверили, что практически никто из операторов кабельного телевидения не знал о том, что правительство рассматривало такой законопроект. А 29 октября Нурсултан Назарбаев подписал Закон №376-V «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты по вопросам предпринимательства». После этого кабельщики были поставлены перед фактом: 99 пунктом подписанного документа была внесена корректировка в Закон «О телерадиовещании».

«Первую информацию об этой поправке я получил в сентябре. Ко мне позвонил один из руководителей наших отечественных каналов, не буду говорить, кто именно. И сказал: «Готовится поправка по поводу рекламы, сумеешь ли ты дать комментарий?». Я задал вопрос: «Можно ли эту поправку увидеть?». Мне было сказано: «Нет, поскольку закон еще не принят, дай комментарий вслепую». В результате поправка прошла крайне келейно. Нас вообще не поставили в курс дела», – рассказал председатель «Международной ассоциации кабельных операторов «Азия» Антон Шин из Алматы.

Поправка стала большим сюрпризом даже для Национальной палаты предпринимателей. По крайней мере, там уверяют, что, когда эксперты палаты давали свое заключение, этой нормы еще не существовало. Она возникла из ниоткуда уже в мажилисе.

«Операторы телерадиовещания при ретрансляции иностранных телерадиоканалов на территории Республики Казахстан не должны допускать распространения рекламы», – так гласит теперь закон.

Кому это выгодно, теперь остается только гадать.

«Рекламные бюджеты в России огромные, а на казахстанских телеканалах маленькие. Неоднократно обсуждалось, каким образом сделать так, чтобы рекламодатели шли в Казахстан. Скорее всего, основная идея поправки заключалась в том, чтобы деньги не утекали за рубеж, а оставались в стране и создавали рабочие места, улучшая качество отечественного телепродукта», – предположил председатель гильдии операторов связи и телерадиовещания Степан Вадюнин.

Президент Ассоциации операторов телерадиовещания Казахстана Саят Нурахметов (Астана), также заверил, что ему неизвестны истинные причины принятия этой поправки. Он отметил, что, по слухам, инициаторами была группа депутатов, которые мотивировали свою идею защитой отечественного телевидения.

«Вероятно, когда принимали эту норму, законодатели пеклись о поддержке наших СМИ. А в итоге получилось так, что информационное поле Казахстана полностью зачищается от влияния иностранного и в первую очередь российского вещания», – согласился Александр Ягодинцев, вице-президент Уральской ассоциации кабельщиков.

Возникает резонный вопрос: зачем столько драматизма нагонять, если можно элементарно затирать ретранслируемую рекламу, вставляя на ее место ролики отечественных производителей? Но, оказывается, это вовсе не так просто, как может себе вообразить обыватель. Оборудование для вырезки рекламы стоит до полутора миллиона тенге всего лишь для одного канала.

«Теоретически все возможно – и вырезать, и заменить. Но для этого нужны колоссальные финансовые ресурсы, большая организационная работа. И, естественно, в месяц-два, которые нам оставили до 1 января, тут не уложиться. А малым операторам – тем более. Это нереализуемо. Кроме того, если внимательно читать закон, то можно понять, что реклама запрещена в принципе – не важно, казахстанская она или иностранная», – пояснил Александр Ягодинцев.

На самом деле, приобретение дорогостоящего оборудования для затирания и замещения – это еще полбеды. Дело в том, что, согласно действующему законодательству, рекламой в Казахстане признается любая информация, формирующая или поддерживающая интерес публики. И если отдельный блок роликов вырезать еще можно, то слова ведущего, объявляющего о спонсорах передачи, заглушить будет уже сложнее.

«С этим бороться практически невозможно. Даже если посмотреть российский футбол, можно увидеть, что на каждой футболке написано: «Газпром» или «Лукойл». Мы что, должны кубиками все логотипы зарисовывать?» – продолжил Ягодинцев.

Его поддержал и Степан Ванюдин, сказав, что для такой тщательной обработки еще даже не придумали оборудования.

«Норма закона такова, что ее можно выполнить одним способом – отключить иностранный канал. Потому что технических средств для автоматической вырезки всех проявлений рекламы не имеется в природе», – заключил Ягодинцев.

По словам директора карагандинского кабельного телевидения «Ювис» Юрия Сецеховского, из сетки вещания придется убрать 95% каналов. Запрещен будет даже канал «Культура». Хотя там вообще нет рекламы, но есть анонсы программ на неделю. А они тоже попадают под определение рекламы. В этой ситуации рядовому потребителю придется выбирать: интернет или спутниковая антенна.

Итак, к чему же приведет изменение Закона «О телерадиовещании»? Либо операторы кабельного телевидения вымрут, либо умрет принятая поправка. Последнее представляется более вероятным. Ведь, полностью изжив иностранное вещание, норма оставит, в принципе, без отечественного телевидения малые города и районные центры.

«Территория нашей республики очень большая. Есть области, которые прилегают к Российской Федерации. Там на маленькую, 30-сантиметровую тарелочку, которую даже и не видно со стороны, можно принимать отличный сигнал за очень небольшие деньги. Беда в том, что там, в этих спутниковых пакетах, нет казахстанского телевидения!» – сказал Вадюнин.

По словам Ягодинцева, в этом случае наши соотечественники перестанут быть зрителями казахстанского телевидения. А это означает, что никакую информацию о политике Казахстана или о ЧС, они уже не получат. Аудитория будет потеряна.

Сегодня операторам кабельного телевидения ничего не остается, как только писать письма с протестами в правительство. Чем они и занимаются, слабо веря в то, что до нового года что-то может поменяться. Предприниматели надеются хотя бы на отсрочку, иначе уже через несколько недель большинство из них могут потерять свои лицензии.



Источник: NUR.KZ