К слову о длинных очередях в магазинах

Перечитывал посты об очередях в сетевых магазинах и вспомнил про статью, написанную в прошлом году. Тема ни разу не моя (я сам ботаник-картограф), но как-то нахлынуло, да и собственный стиль написания научных работ сохранил, поэтому ставлю тег "мое".


Собственно, статья:


Смена социально-политического строя как результат смещения баланса издержек обменных операций


Вынимайте палец из носа и слушайте, о чем я сегодня подумал в очереди за водкой.


Всю экономическую деятельность человечества можно довольно однозначно свести к двум типам операций: торговля и кража. Но, бог мой, умоляю вас не вестись на блядские проповеди злоебучих моралистов. Нет истин крупного стиля, а затусил бы Фридрих с парой бородатых чуваков, не было бы и недостойных видов экономической деятельности. Различие между воровством и торговлей совсем ничтожно, иногда может показаться что и нет его совсем. Вся эта лажа про наличие либо отсутствие обмена, на поверку оказывается беспросветной хуетой, ибо обмен есть квинтэссенция взаимоотношений в социуме. Когда вас пиздят за баблос, вы с одной стороны отдаете деньги, с другой стороны получаете пиздюли. В свою очередь, ваш обидчик оказывает силовое воздействие за оплату. Все по чесноку. Единственное, что отличает этот процесс от торговли — ваше нежелание его таким воспринимать.


Да-да, различия между торговлей и воровством исключительно субъективны. Вспомните няшку Тайлера — он продал койко-место в своей вонючей дыре за удар в ухо. Да хули рассуждать-то, сами наверняка можете вспомнить примеры, когда чистой воды торговая сделка спустя время начинала восприниматься как тотальное наебалово. Или напротив, приходит осознание, что произошедшее кидалово на самом деле было примером адекватного и справедливого разруливания ситуации. Все дело в восприятии. Торговая деятельность подразумевает процесс обмена, который стороны считаю выгодным, даже если одна из сторон ебет в это время другую дохлой селедкой.


Именно поэтому, должно посылать нахуй всяких мудозвонов с просьбой о помощи, если только ваш рубль в их шапке не приведет вас к экстатическому восторгу. Прислушайтесь к себе. Если чувствуете, что ваш отказ помочь вызывает душевные терзания, то плюньте в рожу этой собаке дикой.


Но не об этом я вам сказать хотел. Отличие торговли от воровства вы и без меня понимаете. Каждый, кто после недельного запоя вытряхивал из карманов мелочь на пиво знает эти различия. Но вот, что действительно интересно, так это то, что каждому из этих видов деятельности присущи издержки на проведение операций. Разделим для понимания их на реальные и потенциальные.


В случае торговли преобладают реальные издержки, связанные с продвижением товара. Вы должны постараться, что-бы ваша хуйня заинтересовала покупателя: рассказать о ней подробнее, не хамить, передать часть своей прибыли в качестве скидки и много еще чего сделать. Потенциальные издержки, связанные с возвратом, спорами, физическим вмешательством в технологический процесс etc. тоже присутствуют, но существенно меньше.


В случае кражи, издержки являются большей частью потенциальными: если вас обнаружат, то вам понадобится умение бить в еблет первым и быстро-быстро бежать. Для прокачивания этих скиллов так-же приходиться тратить ресурсы. Реальные издержки гораздо меньше, но тоже существуют. Как-никак, прежде чем мобилу отжать надо хоть сигарету попросить.


А теперь к сути вопроса. Социализм, как социально-политическая система является производной оберткой для экономических процессов с преобладанием потенциальных издержек. Когда вас в деревне пятнадцать человек, надо быть последним мудаком, что-бы вкладывать в рекламу половину своего бабла. Спрос доминирует над предложением. Основные непроизводственные траты приходятся на терки с недовольными соседями. В социуме, размер которого не позволяет двум произвольно выбранным людям быть незнакомыми, социалистическая система является предпочтительной. Она быстра и эффективна. Издержки снижены до минимума, поскольку любая экономия на технологии приводит к повышению издержек на разбирательства (переход из потенциальных в реальные издержки).


Как только общество разрастается до масштаба, при котором люди перестают знать друг друга, появляется возможность снижать стоимость технологии пропорционально росту суммы затрат на обращение с жалобами. Если из тысячи недовольных моим товаром за 100 рублей ко мне обращаются лишь 70, то 30% товара я могу производить по упрощенной схеме, при которой брак не случаен, а является следствием дегенерации производства.


По мере развития количества участников экономической системы, потенциальные издержки снижаются, а качество товара становиться все хуже и хуже. Это не значит, что люди выпускающие товар становятся мудозвонами. Если ты хочешь жить лучше, ты обязан увеличивать норму прибыли. Если ты хочешь увеличивать норму прибыли — ты обязан снижать издержки. Если кроме производства у тебя нет издержек — ты обязан производить говно до тех пор, пока его покупают. Обязан, блядь! Потому что в противном случае тебя взъебут партком, местком и жена с тещей. Но если все производят говно, то жить все-равно ты будешь все хуже и хуже.


Заканчивается этот декаданс тотальной идиосинкразией и распиздосом космического масштаба. Издержки на производство снижаются до такой степени, что социальный строй деградирует, распадаясь на отдельные группы. Большинство из них устроены по известному шаблону социализма, но отделены от общего социума (среди братвы все свои). В случае капитализма это означает, что приходиться много ебстись (с каждым из партнеров нужно уметь добазариться по-хорошему), но результат того стоит. Рано или поздно система достигает точки полифуркации в которой она может за секунду перейти в один из диатропически возможных вариантов.


Думаете, это я о начале девяностых? А вот хуй там был. Вспомните-ка: когда нужно подлечиться или взять консультацию или квартиру снять мы прежде всего интересуемся наличием нужных нам знакомых. Общество как говно в проруби бултыхается по изгибам омбилик никак не сваливаясь в глобальную катастрофу и не вылезая из катастроф локальных. «Катастроф» конечно же в понимании Арнольда и Тома, а не в том, в котором обычно понимают этот термин тупые пёзды из провинциальных газет.


В капиталистической системе необходимость снижения издержек еще более остра. Но здесь преобладают издержки реальные и их снижение неоднозначно коррелирует с нормой прибыли. Снижение издержек на продвижение товара может приводить как к увеличению, так и к уменьшению прибыли в зависимости от качества изменений бизнес-процессов. Конечно-же, при капиталистическом строе уровень еблоторговли существенно выше, однако баланс между затратами на продвижение и затратами на производство, выражаемый через прибыль, не уходит к пределам этих показателей. Заманчиво предположить, что оптимальным соотношением между затратами на производство и продвижение будет три к двум, как завещал еще великий Леонардо Пизанский, но увы проверить это уже не удастся, поскольку моя очередь платить за водку подошла.


Вот видите, какая большая очередь была сегодня в магазине! А вы все: «падение продаж, падение продаж». Работать надо уметь.


Ушел водку пить.