Из крестьян в миротворцы поневоле

В 1917 году большевики исполнили мечту мирового пролетариата и получили в своё распоряжение отдельно взятую страну — Россию. Ну, как получили. Власть была номинальной, не над всей территорий. Плюс, нуждающейся в доведении её до ума и обретении легитимности, однако достаточной, чтобы задуматься о том, что же делать дальше. А дальше, оглянувшись, они обнаружили, что их новая страна по-прежнему продолжает воевать в Первой Мировой. «Непорядок!» — сказали большевики и отправились заключать сепаратное соглашение о мире. Типа — наша новая страна не желает воевать, все устали сидеть в окопах и бежать на пулемёты в облаках газа, давайте жить дружно, а если кто-то не хочет, то пусть продолжает. Вы — в жопу, я — домой! Так что в ноябре 1917 года русская делегация отправилась в Брест-Литовск для переговоров с Центральными державами.

Из крестьян в миротворцы поневоле История, Случайность, Брестский мир, Политика, Длиннопост

Одно из заседаний

Естественно, этот демарш не мог не превратиться в часть «пиар-компании» нового государства на политической арене. Посмотрите, мы за мир! Посмотрите, как счастливы наши граждане! Посмотрите какое у нас равноправие! Чтобы подчеркнуть факт равных возможностей, делегаты «тщательно» отбирались. Да, это слово там не зря в кавычках, потом объясню. Итак, в составе делегации в разное время были: 9 русских, 4 еврея, 1 армянин, 1 латыш, 1 украинец. То есть спектр национальностей соблюли. Была даже одна женщина — бывшая террористка Анастасия Биценко. Кроме этого, там были представители разных партий: большевики, эсеры и даже беспартийный. Итак, с национальностью и партийной принадлежностью вроде понятно. Но ответственные за делегацию постарались продемонстрировать и различные слои населения. Поэтому в неё включили матросов, солдат, интеллигенцию и рабочих. Такой подход позволил Каменеву — одному из идеологов всего этого мероприятия, после переговоров хвастаться новым словом, которых их строй произнес в дипломатии. О том как большевики до основ разрушили старые представления о ведении переговоров. Нет — профессиональным политикам с их привычками к лжи, да — обычным жителям нашей молодой страны, которые всем сердцем болеют за идеалы. И действительно, в делегации у подавляющего большинства это мероприятие вообще было первыми переговорами в жизни.

Из крестьян в миротворцы поневоле История, Случайность, Брестский мир, Политика, Длиннопост

Прибытие делегации

Ну а теперь, деталь, ради которой я всё это и затеял: кортеж с делегацией едет по Петрограду на вокзал, где под парами их ждёт спецпоезд, готовящийся доставить всех до Бреста. И тут в автомобиле руководства делегации возникает паника. Оказывается, в процессе сбора забыли… нет, не чемодан и не бритвенные принадлежности Каменева. Забыли аж целого представителя крестьянства. Пасьянс не сходится! Возвращаться поздно — поезд готов к отправке, всё согласовано, нужно показать пунктуальность и точность делегации молодого государства. Что делать? Ответ вас шокирует: поймать на пустых улицах первого попавшегося  крестьянина и увезти с собой. Им стал Роман Илларионович Сташков. Сташков обладал всеми признаками стереотипного крестьянства: зипун, котомка, седая нечёсаная борода, потрёпанный вид жителя деревни, хмурый нрав. Он одиноко брёл к Николаевскому вокзалу, чтобы уехать в своё село, к семье. Но, Родина встала на пути и сказала: «Не время товарищ! Ты нужен на переговорах с немцами о мире!». Крестьянин, конечно, немного посопротивлялся и попытался скрыться, но после упоминания о щедром вознаграждении сопротивление прекратил. Его спросили про политические взгляды (конечно левый, ответил он — тогда про правый уклон вообще редко упоминали). И вот так обычный крестьянин из деревни оказался за столом переговоров с дипломатической верхушкой европейских держав. В процессе он себя вполне спокойно, правда, пару раз начинал обращение со слова: «Барин», и когда ему предложили на выбор белое или красное вино, он попросил то, «которое покрепче», чем привел в замешательство присутствующих. При этом он поддерживал большевиков и стоял на твёрдой ленинской позиции: «мир любой ценой».

Из крестьян в миротворцы поневоле История, Случайность, Брестский мир, Политика, Длиннопост

Не, это не он. Просто похожий на него крестьянин тех лет.

Ну и в конце, во время прощального ужина, Сташков, поняв, что этот праздник жизни заканчивается, подошёл к немецким офицерам и попросил «shkalik na dorozhku». Немцы не поняли, потребовали от русских перевода, а после объяснения подарили крестьянину целую бутылку выпивки. По записям в мемуарах одного из бывших царских офицеров, которого большевики привлекли на переговоры в качестве консультанта, Роман закрылся с этой бутылкой у себя в номере, выпил её до дна и затем кричал, что домой не вернётся, а останется здесь навсегда. Конфуз замяли. Впрочем, автор мемуаров, где упоминается эта сцена, большевиков не любил и не известно, сколько в написанном было правды. Мораль: ты никогда не знаешь, где окажешься завтра.

Немного для тех, кто любит покопаться.

1. Ссылка на эту историю в книге историка Джона Уилер-Беннета «Брестский мир. Победы и поражения советской дипломатии»

2. Ссылка на книгу «The Palgrave Concise Historical Atlas of the First World War»

3. Страница из мемуаров Фокке Д.Г. «На сцене и за кулисами брестской трагикомедии»