Иван Выродков - жизнь и смерть военного инженера Ивана Грозного
Ивана Выродкова называют первым русским военным инженером, "розмыслом", как говорили в XVI веке. Год и место рождения этого незаурядного человека эпохи Ивана Грозного точно установить невозможно. Если учесть, что впервые его имя упомянуто в 1538 году, а к 1560-му он имел уже взрослого сына, то появился на свет Выродков, скорее всего, не позже 1515-1520 года.
Происходил Иван Григорьевич из среды служилых людей. Вероятно, его дед, родоначальник Выродковых (Выротковых), получил прозвише Выродок, перешедшее к его сыновьям. Илья Иванович Выродок во время битвы под Оршей русского войска с литовским в 1514 году попал в плен и позже умер в Литве. Дядя нашего героя (брат отца), Данило Иванович Выродков, был дьяком Тверского дворца и скончался в 1545 году.
Следуя по стопам своих родичей, Иван с юных лет приобщился к государевой службе. В 1538 году его вместе с Я. Кашинцевым и Ш. Мотякиным отправили в Ногайскую Орду в качестве посланника к Кошум-мурзе с царской грамотой. Лишь в мае следующего года, успешно выполнив поручение, Выродков вернулся обратно в Москву в сопровождении ногайского посла и его соплеменников, пригнавших на продажу в Россию табуны лошадей.
В год венчания на царство Ивана Грозного в 1547 году Иван Выродков упоминается как дьяк Разрядного приказа.В середине XVI века на первый план во внешней политике России выдвинулась борьба с осколками Золотой Орды и прежде всего с Казанским ханством, контролировавшим Среднее Поволжье. Дьяк Выродков участвовал в Казанских походах: 1547-1548 гг. и 1549 - 1550 гг., закончившихся неудачно.
В 1551 г. Иван IV приступил к подготовке нового крупномасштабного похода на Казань. Царские воеводы пришли к выводу о необходимости создания укрепленного опорного центра русских войск неподалеку от столицы ханства. Казанские татары могли помешать строительству вражеской крепости на своей территории, поэтому требовался нестандартный подход к ее возведению.Эта задача оказалась по плечу государеву дьяку Ивану Выродкову.
Почти всю зиму 1551 года в вотчине князей Ушатых под Угличем в лесу звенели топоры дровосеков, заготовивших под руководством Выродкова огромное количество бревен.Затем после предварительной сборки срубов башен они были помечены и разобраны, а весной погружены на суда и плоты, отправившиеся в сопровождении охраны вниз по Волге по направлению к Казани.
Караван добрался до места впадения в Волгу ее правого притока Свияги, здесь приступили к выгрузке бревен.Объем проделанной всего за четыре недели работы поражает: строителями была расчищена и спланирована территория для города площадью более 150 гектаров, извлечено 3000 кубометров земли, возведены крепостные стены, ворота, башни, одна либо даже две церкви, для чего потребовалось свыше 20 000 кубометров бревен и заготовленных заранее других строительных деталей.
К 30 июня 1551 года на глазах изумленных казанских татар на противоположном берегу Волги, на горе Круглой, вырос хорошо укрепленный русский город Свияжск.В Пискаревском летописце под 7059 (1551) годом помещена статья в которой повествуется, как "не стерпя царь и великий князь козанские татар измену, посылает дияка Ивана Вырыдкова на Волгу, в Углецкой уезд, в Ушатых вотчину, церкви и городы рубити".
После основательной подготовки в середине лета 1552 года на Казань двинулось огромное русское войско во главе с самим Грозным. Выродков выполнял во время этого похода функции военного инженера - командовал частью артиллерии и руководил осадными работами на одном из главных направлений.Под его началом была построена и самая высокая (в шесть сажен) передвижная башня "тур", поставленная напротив Царских ворот. Башня была оснащена 10 пушками и 50 гаковницами (тяжёлыми ручными пищалями).
Укрывшись в ней, русские воины стали более прицельно обстреливать улицы Казани, нанося немалый урон защитникам города. Башня Выродкова сыграла важную роль в успехе боевых действий русских войск при взятии Казани.Деятельность Ивана Выродкова не ограничивалась одной лишь военной службой: в 1549 и 1555 годах он участвовал в приеме в Москве польских послов.
А в царской грамоте от 9 декабря 1555 года было указано властям Холмского уезда привезти все деньги, собранные в качестве государева тягла, и писцовые книги для налогообложения "на Москву к дьяку своему к Ивану к Григорьеву сыну Выродкову". В качестве угличского дворецкого он уважительно именуется в Дворовой тетради 1550-х годов с отчеством как "Иван Григорьевич Выротков".Чем только не приходилось заниматься дьяку на государевой службе: и сооружением крепостей, и сбором налогов, и организацией ямской гоньбы, и разрядными функциями, то есть набором в дворянское конное ополчение.
В 1557 году в течение трёх месяцев руководил строительством порта-крепости в устье Наровы, затем был послан в Галич, где принял участие в восстановлении Галичской крепости. В том же году направлен в Астрахань царским наместником-воеводой, где сменил прежних царских воевод Ивана Черемисина и Михаила Колупаева.Под руководством Выродкова на западной оконечности острова Белого (Заячьего) в устье Волги, у впадения в нее реки Кутума, в 1558 году было завершено строительство деревянной Астраханской крепости.
Но главной его заботой В Астрахани стали отношения с Ногайской Ордой и укрепление позиций России в этом недавно включенном в ее состав регионе.Отношения с ногайцами, складываясь непросто. Несмотря на немалый опыт общения и неоднократные усилия, Выродкову так и не удалось склонить ногайского хана Измаила к участию в походе против Крымского ханства, в чем был очень заинтересован Иван Грозный. Чтобы как-то оправдаться перед русским царем, хан Измаил пожаловался Ивану Грозному на Выродкова с которым не раз ссорился. В ответ в ноябре 1560 года царь направил Измаилу грамоту, в которой извещал хана о своем повелении "изымати" (арестовать) Ивана Григорьевича.
Весной 1561 года Грозный повелел Выродкова "привести скована к Москве". В столице в результате допросов вскоре убедились в невиновности Ивана Григорьевича, и он был освобожден.
Вскоре возобновились действия русских войск в Ливонии и Литве, и царю понадобились опытные воеводы.В следующем году Выродкова можно было увидеть во главе легкой конницы (с ногайскими людьми) под Великими Луками. А в январе-феврале 1563 года во время Полоцкого похода он находился "у наряду же у посохи". Помимо посошных людей из числа крестьян и артиллерии под началом дьяка Выродкова состояли 50 детей боярских. Его военная служба продолжалась и после захвата русским войском Полоцка.Наш герой продолжал служить в качестве дьяка Разрядного приказа и в первые годы опричнины.
По мере расширения опричного террора Иваном Григорьевичем, по-видимому, все чаще овладевали мрачные предчувствия скорой гибели. Чтобы избежать царской расправы, возможно, он даже собирался принять монашеский постриг. Во Вкладной книге Троице-Сергиева монастыря отражены щедрые пожертвования Выродкова:В 1549 году "по Иване Данилове сыне Выродкове (двоюродном брате нашего героя) дал вкладу брат ево Иван Григорьев сын Выродков денег 100 рублей"; в 1551 году "Иван же дал вкладу по матери своей Маремьяне денег 50 рублей", в 1564-1565 годах "Иван же Григорьев сын Выродков дал вкладу по себе и по своих родителях вотчину свою в Дмитровском уезде сельцо Думну да 2 деревни со всеми угодьи".
Как видим, служилый человек Иван Выродков стал вотчинником и достиг довольно высокого имущественного положения, позволявшего жертвовать значительные денежные суммы для вечного поминания себя и своих близких.Наконец, в сентябре 1568 года царские опричники арестовали Ивана Выродкова по делу об измене боярина, конюшего И. П. Федорова-Челяднина, в прошлом руководителя Земской думы. Вскоре после зверских пыток государева дьяка казнили. Палачи не пожалели и его домочадцев: всего от рук опричников лишились жизни семнадцать членов рода Выродковых, в том числе три сына Ивана Григорьевича - Василий, Нагай, Никита, дочь Мария, внук, две внучки, сестра, два брата, пять племянников, племянница и внучатая племянница.
По материалам: Перхавко В.Б. По прозвищу Выродок. Жизнь и смерть первого военного инженера.Иллюстрация: Ковригин В.И. Эскиз костюма. Выродков под Казанью.
Фильм: Иван Грозный (фильм не осуществлен). 1953 г.