История знаменитых усов Сальвадора Дали
Усы Сальвадора Дали — такой же неотъемлемый символ его личности, как «мягкие часы» из «Постоянства памяти» (1931) или его эксцентричные публичные выходки. Этот тщательно ухоженный, закрученный вверх «десять минут одиннадцатого» (как стрелки часов) аксессуар был признан «Самыми известными усами всех времен» в 2010 году.
Гертруда Стайн называла их «самыми прекрасными усами в Европе», а сам Дали превратил их в часть своего художественного мифа — наравне с сюрреалистичными полотнами и провокационными жестами.
Но откуда взялся этот культовый образ?
В 1930-е годы, когда Сальвадор Дали только начинал карьеру, он носил скромные усы в стиле «менжу» (названные в честь актера Адольфа Менжу) — аккуратные, с легким загибом. Однако к 1940-м его образ радикально изменился: усы превратились в острые, устремленные вверх линии, напоминающие антенны, улавливающие творческую энергию. Впервые этот новый образ появился в «Мягком автопортрете с жареным беконом» (1941), где Дали изобразил себя как пластичную, почти тающую фигуру.
Позже художник шутил, что «раз не курит, то отрастил усы — это полезнее для здоровья». Он даже рассказывал, будто носил с собой «усы, украшенные драгоценностями», и предлагал их окружающим, как сигареты.
Главным источником вдохновения для Дали считается Диего Веласкес — единственный художник, которого он признавал своим учителем. В мастерской Дали висела репродукция «Менин», а его усы, вероятно, отсылали к портретам испанского короля Филиппа IV кисти Веласкеса, где монарх изображен с аналогично закрученными усами.
Дали относился к усам как к скульптуре: по его словам, первые эксперименты он проводил с финиками, используя их как воск для укладки. Позже он тщательно ухаживал за ними, ежедневно укладывая и хвастаясь, что пользуется тем же воском, что и Марсель Пруст — правда, добавлял, что у французского писателя усы выглядели «слишком меланхолично», тогда как его собственные были «агрессивными и жизнерадостными».
В 1954 году Дали выпустил фотокнигу «Усы Дали» — 28 сюрреалистичных снимков, где усы то украшены цветами, то покрыты каплями меда, то «примеряют» лицо Моны Лизы.
Даже после смерти Дали в 1989 году его усы сохранили форму. Когда в 2017 году тело эксгумировали для проведения ДНК-теста, бальзамировщики были поражены: «Усы остались нетронутыми, как стрелки на 10:10 — точь-в-точь, как он любил. Это чудо».
Лига искусствоведов
781 пост2.3K подписчиков