348

История Второй Мировой Войны в фотографиях #19

Английский тяжёлый бомбардировщик Consolidated B-24 Liberator за мгновение до попадания под бомбы, сброшенные с другого английского самолета.

16 марта 1945

На пикабу был пост Бомбардировщик B-17, попавший под «дружественные» бомбы над Берлином. В том эпизоде весь экипаж погиб.  


А это последствия попадания 1000-фунтовой бомбы:

RAF 37Sqn Liberator 'V Victor' - now on the ground - crew inspects the damage - 16 Mar '45


В RAF такие либерэйторы носили обозначение Liberator Mk. VI, а B-24 — это американское обозначение. Британцы не применяли американские буквенные обозначения, да и не привязывались к их модификациям, только имя брали. Кстати, под Mk.VI скрывались американские обозначения B-24G, H и J.


Штурмовики Ил-2, в том числе «Мститель», возвращаются с задания. 1944 год.

На фюзеляже ближайшего самолета — надпись «Мститель».


Самолет Ил-2 с бортовым номером 25 «Мститель» был построен на средства председателя колхоза им. Сталина села Авдалар Котайкского района Армянской ССР Григора Айрапетовича Тевосяна, у которого на войне погибли два брата. Он внес 100 000 рублей на приобретение боевого самолёта.


На этом Ил-2 летал Герой Советского Союза, тоже армянин Нельсон Георгиевич Степанян (1913—1944). Н.С. Степанян за время войны совершил 239 успешных боевых вылетов, уничтожил лично и в группе 53 судна противника. Погиб в бою 14 декабря 1944 года около г. Лиепая Латвийской ССР. Посмертно 6 марта 1945 года повторно удостоен звания Героя Советского Союза.


Пулеметчик из индийского батальона СС.

В январе 1942 года около 6 000 пленных индийцев-добровольцев, из числа взятых в плен в Северной Африке и желающих воевать на стороне Германии были сведены в «Индийскую национальную армию». А это в основном были военнослужащие Британсокй 3-й моторизованной бригады. Планы руководства Германии были в их использовании в первую очередь в противостоянии с войсками Ее величества на всех театрах боевых действия с Британией. Естественно под лозунгом освобождения Индии от поработительства Великобритании. 26.08.1942 Индийский добровольческий легион дал присягу Гитлеру под своим знаменем.


С апреля 1943 года легион стал называться 950-м пехотным полком Вермахта. В конце 1943 года индийских мусульман стали вербовать в дивизию СС «Хандшар», однако их количество было очень не значительно и возникли проблемы между боснийскими и индийскими мусульманами, в первую очередь религиозные.


После высадки западных союзников во Франции в июне1944 г. («день D») индийские добровольцы использовались в борьбе против французских бойцов Сопротивления («макизаров», «франтиреров» или «партизан»).


8 августа 1944 г. 950 пехотный полк вермахта был официально переименован в «Индийский легион Ваффен СС» (Indische Legion der Waffen SS). На тот момент он состоял из 3-х батальонов общей численностью 2 300 активных бойцов, вооруженных винтовками и пистолетами-пулеметами из германских запасов. В составе легиона имелась противотанковая рота (вооруженная 6 противотанковыми орудиями), 81 автомобиль и 700 лошадей. Командиром «Индийского легиона Ваффен СС» был назначен оберфюрер СС Гейнц Бертлинг.


Тюрбаны разрешалось носить сикхам согласно их религиозным обычаям.


И самое интересное, что главным идеологом и пропагандистом легиона был конкурент Махатмы Ганди на пост лидера в деле освобождении Индии от влияния Великобритании, адвокат из Калькутты и бывший президент Индийского национального конгресса Субхас Чандра Бос.



Швартовка летающей лодки «Маринер»

Банана ривер, Флорида, США. март 1943

Швартовка к берегу американской двухмоторной летающей лодки Мартин «Маринер» (Martin Mariner mk162) модификации PBM-3 на авиабазе на Банана ривер во Флориде (США). Самолёты этого типа использовались как бомбардировщики, противолодочные и спасательные самолёты.


Фото хорошо демонстрирует размеры данной летающей лодки по сравнению с человеком.


Немецкие солдаты в залитых водой окопах разносят пищу, октябрь 1943 года, район Великих Лук.

Впереди идущий немец на спине тащит термос, и следующие тоже. Как говорится по колено в золоте, по шею в серебре.  Воду из окопа откачивают помпой.


Рокоссовский c офицерами осматривают подбитую немецкую САУ Фердинанд.

Судя по отсутствию левой гусеницы, он подорвался на мине, либо ее сбили ПТО. во-всяком случае экипаж не успел подорвать машину. если офицер стоит в люке — значит она не выгорела, иначе пачкаться не полезли бы.


Любопытно разглядеть три вмятины на лобовой плите — два кажется от 76,2мм, а верхнее под стволом — не менее 85мм, либо все 122 от А-19 или «зверобоя».


То что не было пробития брони, совсем не означает что для экипажа не было ни каких последствий. Ощущение не из приятных. Контузия, осколочные ранения от сколов брони, переломы и т. д. В танке летает все что не закреплено.  У Н.Н. Поппеля упоминается, что в наших танках при попадании снарядов с рикошетом, от внутренних стен летели мелкие частицы брони и секли кожу на лицах и руках танкистов, и после боя люди вылезали окровавленными. А самое главное, это конечно воздействие ударной волны на головной мозг. До сих пор, с этим воздействием ничего не могут поделать, броня не защищает от ударной волны. А ударная волна воздействует на мозг, ладно еще снаряд 76.2, ну на край 85 мм, а вот уже от соточки и выше, это уже конечно контузия более, чем вероятная.


Один дед-танкист рассказывал,что они под Кенигсбергом засадили из ИС-2 осколочно-фугасным метров с трехсот Пантере в маску орудия,так как выскочили на нее из кустов лоб в лоб и выбора не было, а в стволе только такой снаряд был,так вот выстрелили — с ужасом ждали ответа пока перезаряжали(заряжание-то раздельное) бронебойный. Юркнув в кусты обратно задним ходом, чтобы не подставлять борт разворачиваясь.А выстрела не было,потом после боя подошли-посмотрели-залезли. А там...Пробития брони не было,но силой удара и взрывной волной наводчику сорванный прицел снес голову. а у командира и радиста с заряжающим не было ни царапины,только кровь из ушей,но все были мертвы.А в стволе был кумулятивный и прямо в лоб ИС-2 смотрел (через ствол посмотрели-проверили) Вот так-то!


Автоколонна 7-й бронетанковой дивизии англичан, уничтоженная Михаэлем Виттманом

5 танков разгромили целую бронетанковую колонну!


В бою у французского города Вилле-Бокаж 13 июня 1944 года, он за несколько минут на своём «Тигре» во главе отряда из пяти танков разгромил колонну английской 7-й бронетанковой дивизии. За эти 20 минут подразделение Виттмана уничтожил 21 танк Cromwell, Sherman и Firefly, а также 28 единиц другой бронетехники (14 полугусеничных транспортёров и 14 самоходных установок Bren) 4-го полка County of London Yeomanry («Sharpshooters») из состава 22-ой бронебригады 7-ой бронетанковой дивизии англичан.


В оригинальной подписи указано, что это была разведка 7-й бронетанковой дивизии. Но что это за разведка из 21 танка и 28 единиц другой бронетехники?!


Генерал Джордж Смит Паттон в 1943 году

Генерал Джордж Паттон, в годы Второй мировой войны командовавший танковой дивизией, корпусом, оперативным соединением и, попеременно, тремя армиями, являлся одним из самых колоритных американских военачальников своего времени. Ушедший из жизни после автокатастрофы в декабре 1945 года, Паттон был достаточно сложной личностью.


«Пинта пота сберегает галлон крови», «Хороший план сегодня лучше безупречного плана завтра», «Когда находишься в сомнениях, нужно атаковать!», «Успех человека я измеряю не тем, как высоко он взобрался, а тем, как высоко он подпрыгнул, ударившись о дно» — многие его емкие и иногда жесткие высказывания стали афоризмами.  Викицитатник


От Паттона, погибшего еще до начала Холодной войны, доставалось и недавним союзникам по Антигитлеровской коалиции:


«Трудность с пониманием русских состоит в том, что мы не осознаем факта их принадлежности не к Европе, а к Азии, а потому они мыслят иными путями. Мы не способны понимать русских, как не можем понять китайцев или японцев, и, имея богатый опыт общения с ними, должен сказать, что у меня нет особого желания понимать их, если не считать понимания того, какое количество свинца и железа требуется для их истребления».

— Хиршсон, Стенли П. «Генерал Паттон. Жизнь солдата». — М., 2004, изд. «Изографус», изд. «ЭКСМО»; стр. 724. Цитата по: Patton to Beatrice Ayer Patton, APO 403 New York, August 8, 1945, Patton Papers.


"Только прикажите, и я выброшу русских за Вислу…"

— Хиршсон, Стенли П. «Генерал Паттон. Жизнь солдата». — М., 2004, изд. «Изографус», изд. «ЭКСМО»; стр. 724. Цитата по: Memorandum of Stimson of Potsdam conference, p.55, July 26, 1945, Reel 128, Stimson papers; Reminescenses of Harvey H.Bundy, p.288, 1961, Oral History Research Office, Columbia iniversity Library, New-York City.


10 фактов о генерале Паттоне


Загрузка боекомплекта 12,7-мм пулемета УБТ стрелком-радистом самолета-торпедоносца Ил-4Т. 24 МТАП.

В книге Юрия Мухина «Асы и пропаганда. Дутые победы люфтваффе» стр.116 указано, что во время ВОВ средняя живучесть летчика-истребителя -64 боевых вылета, бомбардировщика - 48, штурмовика - 11 и летчика торпедоносной авиации - 3,8.


Низкая живучесть у торпедоносцев была обусловлена техникой торпедной атаки: двигаться на определенной высоте с определенной скоростью и по строго определенному курсу. Сброс производить строго на указанной дистанции. В общем идеальная мишень для зенитных орудий.  Сброс торпеды идет на скорости не более 180 с высоты не более 30-40 м с дистанции менее 500м. Если хотят куда нибудь попасть. А уже с середины войны уже на транспортных кораблях ставили 20мм автоматы не говоря уже об охранении. В случае вынужденной садились на воду вероятность выжить намного ниже чем при вынужденной посадке на сушу. На Баренцевом температура воды даже летом около +5 (время жизни 20-30 минут). На Балтике и Тихом тоже не курорт. И на Черном зимой долго не поплаваешь.  


Немцы обыскивают дома в украинском селе

«По выжженой равнине за метром метр идут по Украине солдаты группы „Центр“»!


Справедливости ради, стоит отметить  что основных сил группы армий «Центр» на Украине не было, она прошла через Белоруссию в центр России, в Белоруссии же была разгромлена летом 1944 года. Но отдельные части ( 2-я танковая группа и 2-я армия) участвовали в Киевской операции.


Ближний немец лопату переместил на живот. Это могло ему спасти жизнь при попадании пули по касательной. Затвор МП у этого немца взведен.  Реальная ситуация.


В книге Матиаса Фербера (Mathias Färber. Zweiter Weltkrieg in Bildern. Unipart Verlag Stuttgart, S. 276) утверждается, что эта фотография была сделана в селе Гатное. А о фотографии из этой же серии из Федерального архива Германии указано, что съемку проводил Йоганнес Гелле (рота пропаганды 637). Дата — 6.08.1941 г.


Немецкий дальний разведчик-бомбардировщик Fw.200 «Кондор», захваченный под Сталинградом. январь 1943

Испытания «Кондора», захваченного под Сталинградом, вел инженер-майор Г.В.Грибакин (ведущий летчик — полковник А.И.Кабанов). Перед началом испытаний инженеры НИИ ВВС отметили значительное сходство немецкой машины с американским Дугласом DC-3, особенно по компоновке кабины и внутренних отсеков. Переделка пассажирского самолета в дальний бомбардировщик явно носила характер импровизации и не дала люфтваффе полноценного военного самолета.


В целом, по простоте пилотирования, доведенности винтомоторной группы «Кондор» уступал «Хейнкелю». Наши испытатели сравнили по летным данным FW 200C с Пе-8 4АМ-35А и пришли к выводу: по максимальной скорости, практическому потолку, количеству и размещению огневых точек, а также их калибру бомбардировщик В.М.Петлякова Пе-8 имеет значительное преимущество. Практический потолок 6850 м сочли недостаточным для полетов ночью в зоне сильного огня зенитной артиллерии. «Кондор» по всем параметрам уступал американским «Либерейторам» и «Летающим крепостям».


Всего было выпущено 259 "Кондоров".


Капитан немецкой подводной лодки U94 Герберт Куппиш

Капитан немецкой подводной лодки U94 Герберт Куппиш (Herbert Kuppisch).

Лодка совершила 10 боевых походов. Потопила 26 судов суммарным водоизмещением 141 852 брт, повредила одно судно водоизмещением 8.022 брт. Потоплена 28 августа 1942 года в Карибском море (когда Куппиш уже не был ее капитаном). Сам Куппиш погиб 27 августа 1943 года вместе со всем экипажем (62 человека) подводного крейсера U-847, который был потоплен самолетами с эскортного авианосца «Кард».


Автор фото — тот самый Лотар-Гюнтер Букхайм, ходивший с Лемманн-Виленброком на U-96 и написавший знаменитый роман «Das Boot», по которому Вольфганг Петерсен в 1981 году снял одноименный фильм (рейтинг IMDB - 8,4). Фильм без штампов и прикрас — пот, соленая вода, масло, помятые робы... одни из лучших и правдивейших фильмов о подводной войне.


Летчик-истребитель, Герой Советского Союза Александр Коваленко

Коваленко Александр Андреевич (1909—1984). Участник похода советских войск в Польшу 1939 года и советско-финской войны 1939—1940 годов.

В Великой Отечественной войне с июня 1941 года. Служил в ВВС Северного Флота. Летал на И-16 и «Харрикейне». К началу мая 1942 года командир эскадрильи 2-го гвардейского истребительного авиационного полка гвардии капитан А. А. Коваленко совершил 146 боевых вылетов, в 22 воздушных боях сбил 8 немецких самолётов. 14 июля 1942 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.


Всего за время войны сделал 207 боевых вылетов, участвовал в 38 воздушных боях, в которых сбил 13 самолётов противника лично и 6 — в группе.


С 1945 года гвардии подполковник А. А. Коваленко — в запасе, инвалид 2-й группы. Жил в Москве.


Награждён орденами Ленина, Красного Знамени (дважды), Отечественной войны 1-й степени, медалями, британским орденом «За выдающиеся лётные заслуги».


Умер 21 июня 1984 года. Похоронен на Кунцевском кладбище.


Его имя присвоено одному самолёту МиГ-31 из состава 174-го Гвардейского Краснознамённого Печенгского истребительного авиационного полка им. Б.Ф. Сафонова.


Курсанты Смоленского артиллерийского училища на занятиях по физической подготовке. 1940

фото уже было на пикабу, но без описания.


Источник: архив семьи Поповых.


Мой дед учился там рассказывал что у них по три рубахи снашиволось за месяц вот так гоняли поэтому и физ.форма такая!


Три Героя Советского Союза

В центре — лейтенант Иван Васильевич Мищенко. Звание Героя получил за форсирование и удержание плацдарма на реке Припять в 1943 году.


На обороте фото есть надпись:

«Это мои пулеметчики и с ними я в середине. Сентябрь 1943 года»


Проведя некоторое расследование пришел к выводу, что слева Тулинцев Александр Семенович (медаль за № 1812), справа Бербешкин Александр Андреевич(медаль № 1813). У самого Мищенко медаль за № 1811. Все трое награждены указом от 16.10.1943. По всей видимости снимок сделан непосредственно после награждения.


Командование 144-го полка 49-й гвардейской стрелковой дивизии

Фотография сделана в Австрии в первые дни после Победы. Интересно, что некоторые офицеры используют немецкие каски, так как, по словам ветерана этой дивизии В.В. Войцеховича, в это время наших касок на всех в полку просто не хватало.


Можно было бы подумать, что это прикол с касками, если бы не звезды на них. Сомневаюсь, чтобы ради одного снимка стали бы заморачиваться и рисовать звезды на касках. Скорее всего информация про недостаток касок верная. Хотя удивительно, чтобы у ком.состава не было советских касок.


Слева направо:

стоят: Асерзон – главный врач полка; Мисюренко В. – нач.связи, командир саперного батальона, начхим, Руденко И.В. – начштаба полка, Лубенченко – командир полка, Г. Баланда — зам.ком.полка; Жагло; Шантило — зам.ком.полка по хозчасти; Чухнин – пнш-1; Гасюк; средний ряд: Тихонов – зам.ком.1-го батальона; — ?; Бедрин П. – пнш-4; Девиденко – командир комендантского взвода; снабженец; командир взвода автоматчиков;

лежат: — ?; командир взвода саперов; Кузнецов – адъютант ком.полка; Журавлев – командир роты автоматчиков; командир хим.взвода.


Источник: архив 49-й гвардейской СД.


А.И.Соловьев, который заканчивал войну в 72-й Гвардейской дивизии рассказывал, (его интервью есть на сайте «Я помню»), что осенью 1945 года, когда на всех демобилизованных не хватало нового обмундирования, а их было сильно потрепанным, то руководство дивизии вначале на полном серьезе хотело отправить в Союз группу военнослужащих в ... НЕМЕЦКОМ обмундировании... Вы себе представляете, как бы они вернулись домой в таком виде?!... Конечно, солдаты взбунтовались и только тогда командование дивизии нашло выход.


Командир 144-го полка 49-й гвардейской стрелковой дивизии со своими заместителями. 1945 год.

Слева направо:

Баланда Г.Г. – заместитель командира полка; полковник Андрей Григорьевич Лубенченко – командир 144-го полка 49-й гв.сд; Шантило – заместитель командира полка по хоз.части.  сзади виден советский военнослужащий в немецкой каске. У комполка на груди, по мимо советских наград, американская  медаль "Бронзовая звезда".


Подвеска авиабомбы под крыло американского истребителя-бомбардировщика Р-47 «Тандерболт».

Надпись на бомбе: «Привет от ястребов ада».


Японские военнопленные на строительстве Фархадской ГЭС на реке Сырдарья

В строительстве Фархадской ГЭС с 1945 по 1956 годы участвовали около пяти тысяч японских военнопленных. Ширин, Узбекистан, СССР


Что характерно, сами японцы себя военнопленными до сего времени не считают, ибо попавших в плен японцев можно пересчитать по пальцам. Основная масса добровольно сложивших оружие начала поступать в прифронтовые приемные лагеря только с 16 августа — после обнародования рескрипта императора и приказа командования Квантунской армии. Курсивом выделена точка зрения сайта Япония Сегодня.


А потому в Японии подготовлен законопроект о выплате компенсации бывшим военнопленным, находившимся в трудовых лагерях СССР и Монголии. Документ предусматривает выплату бывшим солдатам и офицерам императорской армии пособия от 3 до 16 тысяч долларов, в зависимости от срока пребывания в плену


Захваченный в Нормандии американцами немецкий радар FuMG 65 Wurzburg-Riese. 22.06.1944. Арроманш-ле-Бэйн, Нормандия, Франция

Захваченный американцами подорванный (возможно, своим расчетом) немецкий радар FuMG 65 Wurzburg-Riese на пляже в Нормандии вблизи Арроманш-ле-Бэйн.


Wurzburg-Riese (FuMG 65) имел параболическую антенну диамет­ром 7,5 м и дальность обнаружения около 70 км. Он работал на длине волны 53,6 см (560 МГц). Таких радаров было изготовлено около 1500 единиц. Первона­чально он был стационарным, но некоторые из них были затем размещены на железнодорожных платформах. Фирма-производитель: Telefunken. Год постройки: 1942. Вес: 15 тонн. Расчет: 6 человек.


Штурман, Герой Советского Союза, гвардии полковник Сергей Дуплий

Сергей Прокофьевич Дуплий — штурман, Герой Советского Союза (1944), гвардии полковник. Участник Великой Отечественной войны с июня 1941 года. Воевал в составе 2 (5 гвардейского) минно-торпедного авиационного полка ВВС Черноморского Флота, был штурманом полка. К маю 1944 совершил 189 боевых вылетов, в составе экипажа уничтожил 7 транспортов, 2 сторожевых корабля, 6 торпедных катеров, танк, 2 тральщика, несколько барж, 15 самолётов на аэродромах.


Участвовал в 54 постановках минных полей. Звание Героя Сов. Союза присвоено 5.11.44.


С 1953  — в запасе. Жил в Москве. Нагр. 2 орд.Ленина, 4 орд. Красного Знамени, орд. Нахимова 2 ст., Красной Звезды, медалями. Умер 9.06.1984. Именем Героя названа пионер. дружина школы в родном селе."


Автор фото: Евгений Халдей


Подбитые «Пантеры», уничтоженные танком Т-70 А. Пегова. 23.02.1944

Выдержка из наградного листа командира танка Т-70 А.Пегова (3-я гвардейская танковая армия). «26 марта ... проводя разведку, младший лейтенант Пегов заметил движущуюся по дороге колонну вражеских танков «Пантера». Дав водителю указание отъехать в кустарник, тов. Пегов зарядил орудие и стал ждать... Подпустив головной танк на расстояние 200 м, младший лейтенант уничтожил головной танк выстрелом в борт, а затем, повредив ленивец второй машины, заблокировал дорогу для остальных танков, фактически сорвав контрнаступление врага...»


Командир Т-70 младший лейтенант А. Пегов был представлен к званию Героя Советского Союза.

наградной лист - 1 и 2


Михаил Свирин в книге «пантера» к описанному эпизоду приложил именно это фото.


Возможно ли было из танка Т-70 подбить с дистанции 150-200 м два танка «Пантера»?


Выдержки из той же книги.

«...Два бронекорпуса «Пантер» были испытаны стрельбой из 45-мм и 76-мм противотанковых пушек, а также 122-мм гаубицы, причем показали очень хорошую стойкость в лобовой части, но весьма посредственную — в районе бортов и кормы. Было высказано предположение, что закалка бортовых броневых листов танка не соответствует таковой в лобовой части...».


Американский бомбардировщик A-20G бомбит лес в Ле-Моле-Литри. 07.06.1944

Американский бомбардировщик Дуглас A-20G бомбит лес рядом с деревней Ле-Моле-Литри (Le Molay-Littry, коммуна в регионе Нижняя Нормандия). По имевшимся данным, в этом лесу были немецкие склады боеприпасов. Бомбардировка задела деревню: по словам свидетелей, погибло 8 мирных жителей; 3 бомбы упали на кладбище.


Район был освобожден 10 июня 1944 года 2-й пехотной дивизией армии США.


Американский транспортный самолет Дуглас C-47 «Скайтрэйн» над пирамидами

Американский самолет Дуглас C-47 «Скайтрэйн» (Douglas C-47 Skytrain) (военно-транспортный знаменитого DC-3) летит над знаменитыми египетскими пирамидами около Каира. Каир, Египет. 1943 год.