История Второй Мировой Войны в фотографиях #104

Герой Советского Союза летчик-штурмовик капитан Виктор Иванович Богданов (1918 — 1948).

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

К концу войны выполнил 102 боевых вылета на штурмовку и бомбардировку живой силы и техники противника на самолете Ил-2. Уничтожил лично 40 вражеских автомашин, 36 повозок с грузом и военным имуществом, 2 танка, одно самоходное орудие, одну бронемашину, 2 тягача с прицепом, два самолёта на земле, 4 орудия полевой артиллерии, 6 орудий малокалиберной зенитной артиллерии, 3 зенитных пулемёта, 12 вагонов с грузом и живой силой, вывел из строя 3 паровоза, взорвал 2 деревянных моста и одну переправу через реку, 16 дзотов и 10 землянок, уничтожил до 60 солдат и офицеров противника.


18 августа 1945 года за отличное выполнение заданий командования, проявленные при этом мужество и отвагу капитану Богданову Виктору Ивановичу присвоено звание Героя Советского Союза.


Участник Парада Победы 24 июня 1945 г. в Москве.


7 апреля 1948 г. погиб во время выполнения тренировочного полета из-за отказа двигателя пилотируемого самолета.


Американский линкор USS Maryland (BB-46) принимает боезапас у островов Керама. Тихий океан. 31.03.45

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Линкор был введен в эксплуатацию в 1921 году.  Прославился во время службы в период Второй мировой войны. Линкор находился в Перл Харбор во время японского нападения, и был слегка поврежден в результате бомбардировки. Вернувшись к боевой службе в 1942 г., «Мэриленд», поддерживал флот огнём в Битве за Мидуэй (июнь 1942 года), а затем патрулировал Фиджи, охраняя побережье от японского вторжения. Далее он участвовал в наступлении ВМС США на Тихом океане. Начиная с бомбардировок береговых укреплений в битве за Тараву (ноябрь 1943 года) и позднее в битве за Кваджалейн (январь-февраль 1944 года). В Битве за Сайпан (июнь-июль 1944 года) в линкор попала торпеда, это потребовало ремонта и переоборудования. Затем «Мэриленд» принял участие в сражении в заливе Лейте (октябрь 1944 года), где в корабль попал "камикадзе".


Судя по дате снимка и месту съемки, корабль готовится к битве за Окинаву (апрель-июнь 1945 года).  Через неделю (7 апреля 1945 года) линкор вместе с 54 боевой группой был направлен на перехват японского флота. Корабли японцев, включая линкор Yamato находились под постоянной атакой американских воздушных сил, которые потопили 6 из 10 кораблей. На закате дня самолет «камикадзе», снаряженный 250-килограммовой бомбой разбился о крышу башни № 3 главного калибра. Взрыв выжег 20-мм зенитки и дал начало большому пожару. От жара взорвались 20-мм снаряды. В результате погибло 10 человек, 37 было ранено и 6 пропало без вести.


14 апреля Maryland покинул линию огня и сопроводил несколько отступающих транспортных кораблей. 7 мая корабль прибыл на верфь Bremerton Navy Yard для скорейшего капитального ремонта. Линкор принял участие в операции «Волшебный ковер». В течение оставшихся месяцев 1945 года Maryland совершил 5 походов между западным побережьем и Перл Харбор, возвратив на родину 8000 служащих армии США.


Во время службы в период Второй мировой войны линкор получил семь боевых звезд.


Анс ван Дейк перед Специальным судом в Амстердаме, февраль 1947 года.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Нидерландская коллаборационистка, еврейка, выдававшая евреев нацистам во время Второй мировой войны. Она была единственной женщиной в Нидерландах, которой вынесли смертный приговор за сотрудничество с оккупантами.


Ван Дейк была арестована в пасхальное воскресенье 1943 года сотрудником нацистской разведки Питером Схапом, работавшим в Управлении по еврейским делам полиции Амстердама. После согласия работать на нацистскую разведку она была освобождена. Под видом члена движения Сопротивления предлагала евреям помощь в поиске убежища и получении фальшивых документов. Таким образом, 145 человек, в том числе собственный брат ван Дейк и его семья, были сданы ею нацистам. Около 85 её жертв скончались в концентрационных лагерях. Всего на ней лежала ответственность за гибель 700 человек.


Была арестована 20 июня 1945 года. Ей было предъявлено обвинение в государственной измене по 23 пунктам.  Она признала вину по всем пунктам обвинения, объяснив, что действовала только из-за страха быть убитой. Ван Дейк обратилась с апелляцией, но в сентябре 1947 года Специальный апелляционный суд подтвердил приговор. Просьба о королевской амнистии также была отклонена. 14 января 1948 года Анна (Анс) ван Дейк была казнена. Её расстреляли в форте Бейлмер, в Весперкарспел (ныне Бейлмермер). В ночь перед казнью она была крещена и присоединилась к Римско-католической церкви.


Немецкие медсёстры на крыше одного из корпусов Белорусского государственного университета, 1942 год, Минск

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Во время войны там располагался немецкий госпиталь.



Первая шифровальная машина РККА "Кодировочная машина К-37 Кристалл".

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Электромеханическая малогабаритная дисковая кодировочная машина была построена на базе французской «В-211» и с 1939 г. применялась на оперативно-тактическом уровне (армия — корпус — дивизия) для замены ручного кодирования документов.


Машиной применялся шифр многоалфавитной замены. Матрицы и печатное устройство были адаптированы для 30 знаков. Печать осуществлялась на бумажной ленте. Устройство вместе с упаковкой весило 19 кг. За 1940 год было выпущено 100 комплектов К-37. А всего к началу Великой Отечественной войны было принято на вооружение шифрорганов СССР свыше 150 комплектов К-37.


Шифровальная машина К-37 «Кристалл» позволила в 5-6 раз по сравнению с ручным способом повысить скорость обработки телеграмм, сохраняя при этом гарантированную стойкость передаваемых сообщений.


В 1941 г. немецкими войсками был захвачен образец «К-37» и оценен специалистами, как крайне примитивный. О потери машины было известно советскому командованию, и в дальнейшем она на Западном фронте не использовалась. По американским данным, шифровальная машина применялась на Дальнем Востоке до 1945 г. Трафик ее применения был перехвачен и дешифрован в 1946 г. специально созданным аналогом под обозначением «Sauterne Mk-I». В 1947 г. машина была снята с вооружения.


Бомбардировщик B-17F Flying Fortress "Полярная Звезда" американских ВВС (95.BG) на аэродроме под Полтавой. 1944 г.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост
В 95BG были и другие "крепости" с красноречивыми именами "Natochka", " Natasha", "Russ'n'1st Born", "Tanichka", экипаж "Полярной звезды" видимо решил соригинальничать и привлек к малярным работам кого-то из наших.
Что касаемо судьбы - эта "крепость" вернулась в США 4 июля 1944, продана на слом 9 октября 1945.

Москвичи слушают последние военные сводки новостей в Парке культуры. 1941 год.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Командующий немецкой армией «Норвегия» (Armee Norwegen) генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст (Nikolaus von Falkenhorst, 1885 — 1968) и генерал-майор финской армии Ялмар Сииласвуо (Hjalmar Fridolf Siilasvuo, 1892 — 1947) пожимают руки. 29.08.1941

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

В кадре американский автомобиль Buick – 1938.


Генерал-полковник Николаус фон Фалькенхорст осуществлял операцию «Везерюбунг», в результате которой были завоеваны Дания и Норвегия. Операция прошла успешно. 30 апреля 1940 года Фалькенхорст стал обладателем Рыцарского креста Железного креста.


После чего он был подключён к разработке плана «Барбаросса». Ему было приказано захватить Мурманск — главный советский порт на севере Советского Союза. Операция «Сильберфукс» началась 29 июня 1941 года. Немецко-финским войскам, несмотря на все усилия, было не суждено сломить оборону Красной Армии. В дальнейшем, он остался командовать немецкими войсками на завоёванной территории и сосредоточился на обороне.


Генерал-майор финской армии Ялмар Сииласвуо в 1941-1942 годах руководил действиями III корпуса на Карельском перешейке, который был передан в подчинение немецкой армии Norwegen. В 1944 году  после заключения перемирия с Советским Союзом был назначен командующим Лапландскими войсками, предназначенными для ведения военных действий против находившихся там немецких войск. Под его руководством Лапландские войска начали своё наступление в сентябре 1944 года и к 20 ноября совместно с Красной армией вышли к норвежской границе.


Разведывательный автомобиль SPA 42 Sahariana.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Итальянская боевая разведывательная машина времен Второй мировой войны. Моторный отсек располагался в задней части кузова. На стенках кузова крепились до 24 канистр с топливом, из-за чего запас хода машины значительно увеличивался. Большой полуоткрытый и небронированный кузов имел складное ветровое стекло и позволял размещать различные легкие орудия, в том числе и автоматические, пулемёты различного калибра и боеприпасы к ним. Машины этого типа зарекомендовали себя отлично в условиях пустынной местности. Хотя «броня» из топливных баков и представляла из себя существенную угрозу в случае боя. Однако, открытый кузов позволял легко покинуть подбитую машину. Уцелевшие после войны AS42 продолжили службу в полиции до начала 50-х годов.



Советские части форсируют реку Одер на амфибиях американского производства Ford-GPA. 10.02.1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Для морского десантирования автомобиль оказался непригодным (низкая осадка загруженного автомобиля, низкие борты,  высокое давление колес на грунт), поэтому интерес американских военных к автомобилю угас.  А вот в СССР этот автомобиль оказался очень востребован. Большая осадка и низкие борты при форсировании рек и озер не представляли особой проблемы. СССР — получил 3 230 единиц техники.  В Красной Армии для обозначения образца использовалось название «Форд-4». После войны  на основе Ford GPA была разработана амфибия ГАЗ-46.


Освобожденные узники концлагеря Бухенвальд разговаривают с американскими солдатами. 11.04.1945

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

С июля 1937 по апрель 1945 года в лагере было заключено около 250 000 человек. Бухенвальд имел 138 концлагерей-филиалов. Заключенных эксплуатировали и владельцы крупных промышленных фирм, чьи предприятия были расположены в районе Бухенвальда. В концлагерях Бухенвальд, Заксенхаузен, Нойенгамме, Равенсбрюк создаются оружейные фабрики. Особенно много заключенных погибло в филиале Бухенвальда – Дора-Миттельбау, где в подземных цехах изготовлялись самолёты-снаряды «Фау-1» и «Фау-2». Лагерь был освобожден 13 апреля 1945 американской армией. Количество жертв лагеря оценивается примерно в 56 000 узников.


Данные о преступлениях в Бухенвальде легли в основу романа Эриха Марии Ремарка «Искра жизни» о концлагере Меллерн (в 10 главе книги упоминается надпись на воротах в лагерь «Каждому своё»)



Отправка евреев на принудительные работы на улице оккупированного Могилева. август 1941

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Захватив 26 июля 1941 года Могилёв, гитлеровцы установили жестокий оккупационный режим, создали 5 лагерей смерти, в том числе Гребенёвский, Луполовский лагеря смерти, 341-й пересыльный лагерь для советских военнопленных, гетто в районе Дубровенки.


Японская авианесущая подводная лодка I-400 на испытаниях.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Подготовка к запуску гидросамолета M6A Seiran.


Спроектированы в 1942—1943 годах на роль подводных авианосцев сверхдальнего радиуса действия для операций в любой точке земного шара, в том числе у побережья США. Подводные лодки типа I-400 были крупнейшими среди построенных во время Второй мировой войны и оставались таковыми до появления АПЛ. Первоначально планировалось построить 18 подводных лодок этого типа, однако в 1943 году это число было сокращено до 9 кораблей, из которых начаты были лишь шесть, а завершены всего три, в 1944—1945 годах. Из-за поздней постройки, подводные лодки типа I-400 так и не были применены в бою. После капитуляции Японии, все три подводные лодки были переданы США, и в 1946 году затоплены ими.


Авиационная группа типа I-400 состояла из трёх гидросамолётов, бомбардировщиков-торпедоносцев Aichi M6A Seiran, с возможностью перевозить также четвёртый в частично разобранном виде. В походном состоянии, самолёты хранились в ангаре, размещавшемся в рубке, при этом всё оперение самолётов складывалось так, чтобы не выходить за радиус пропеллера. Для запуска самолётов на лодках имелась стартовая катапульта и стартовые рельсы.


Ангар для хранения гидросамолетов М6А Seiran (крышка ангара открыта)

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Подлодки I-400 и 1-401 составили основу 1-й подводной ударной флотилии, основной боевой задачей которой была атака шлюзов Панамского канала, назначенная на июль — август 1945 года. В горах в северо-западной части острова Хонсю японцы построили макеты, изображавшие панамские шлюзы, на которых пилоты отрабатывали бомбометание. Учебные катапультирования осуществлялись прямо с лодок, стоящих у причала, при этом с них каждый раз приходилось убирать маскировку (стога сена и даже сенокосилки), скрывавшую лодки от бомбардировок американской авиации, которая уже безраздельно господствовала в небе над Японией.  К июлю 1945 года 1-я подводная ударная флотилия достигла боевой готовности (потеряв при этом в катастрофах два М6А1 Seiran вместе с экипажами), был утвержден и план удара по Панамскому каналу.  Однако в последний момент Морской генеральный штаб отложил атаку канала, решив использовать 1-ю ударную флотилию в более насущной, с его точки зрения, операции под кодовым названием «Хикари» по уничтожению американских авианосцев, находящихся у атолла Улити.


27 июля 1945 года из Куре вышли основные ударные силы — субмарины I-400 и 1-401, имевшие на борту по три бомбардировщика М6А1 Seiran, и также направились к атоллу Трук. Атака американских авианосцев была назначена на 17 августа, но 15 августа по радио было объявлено о капитуляции Японии, а подлодкам был передан приказ — следовать надводным ходом в ближайший японский порт, подняв черные флаги (сигнал о сдаче в плен, белые флаги совпадали по цвету с национальным флагом Японии), всю документацию и вооружение, включая самолеты, предписывалось уничтожить.  По воспоминаниям Атсуши Асаму-ры, командира звена бомбардировщиков М6А1 Seiran с подводной лодки 1-401, вечером 22 августа все три бортовых самолета со сложенными крыльями были установлены на катапульты и выброшены в море. Таким образом, единственная боевая операция, в которой участвовали гигантские японские подводные авианосцы и их бомбардировщики, завершилась, так и не начавшись.


31 мая 1946 года I-400 и 1-401 были затоплены американцами на западных подходах к острову Оаху. 1 апреля 1946 года I-402 вместе с другими 23 трофейными японскими подлодками затопили у о. Гото. Такое поспешное уничтожение американцами японских субмарин было связано с тем, что на часть японского флота претендовал СССР, а американцы не хотели ни с кем делиться секретами подводных авианосцев, которые были способны наносить удары по территории Соединенных Штатов.


Авианесущие подлодки типа «Сентоку» (Япония)


Артиллеристы батареи C 28-го батальона полевой артиллерии 8-ой пехотной дивизии США готовят новогоднее поздравление фюреру. 31.12.44.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

8-я пехотная дивизия армии США, дислоцировавшаяся в Южной Каролине, отправилась в Европу в декабре 1943 года. 4 июля 1944 года дивизия высадилась в Нормандии и через три дня вступила в бой с немцами. В сентябре пехотинцы отбили порт Брест и хорошо укреплённый полуостров Крозон в Бретани. С 21 ноября 1944 года 8-я дивизия принимала участие в тяжёлых боях в Хуртгенском лесу у границы между Бельгией и Германией. В конце декабря дивизия взяла немецкий город Обермаубах.


31 декабря 1944 года, как раз во время боёв за Обербаумах, и был сделан снимок, на котором артиллеристы батареи C 28-го батальона полевой артиллерии 8-ой пехотной дивизии готовят подарок Адольфу Гитлеру. В качестве подарка выступал 155-мм снаряд с пожеланием несчастливого нового года. Нанесение на снаряды и авиабомбы разного рода «посланий» для адресатов по ту сторону линии фронта ещё со времён Первой мировой войны стало своего рода традицией, дожившей и до нашего времени.


Немецкие полугусеничные бронетранспортеры Sd.Kfz. 250 проезжают через белорусскую деревню. август 1943

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Тягач Sd.Kfz.9 буксирует немецкий танк Pz.Kpfw.III на Восточном фронте. 1941.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Предположительно Украина, окрестности Житомира.


Румынские солдаты в очереди за вином в деревне в Приднестровье. сентябрь 1941

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Фронтовой портрет советского поэта Евгения Ароновича Долматовского.

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

С 1939 по 1945 год Е. А. Долматовский в качестве военного корреспондента находился в действующих частях РККА, в освобождённой Западной Белоруссии, в войне с Финляндией. В августе 1941-го попал в Уманское окружение и был взят в плен, из которого бежал, скрывался на оккупированной территории, 4 ноября перешёл линию фронта (эти события отражены в поэме «Пропал без вести» и в воспоминаниях «Было. Записки поэта». Боям под Уманью посвящена военно-историческая документальная повесть «Зелёная брама»). 


Присутствовал как военный корреспондент при подписании акта капитуляции Германии.


Жители освобожденного французского города Авранш (Avranches) приветствуют бронетранспортер М3А1 штаба 69-го танкового батальона 6-й бронетанковой дивизии США. 30.07.1944

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост
Как видно, специфика гусеничного привода, при относительной мощности двигателя в 127 л.с., при резком нажатии водителем на педаль акселератора «тапок в пол», позволяла вздыбить переднюю, внушительную и нагруженную часть БТР. Возможно, эффекту способствовало смещение центра тяжести груза к заднему борту.

Групповая фотография французских летчиков и механиков эскадрильи «Нормандия» перед отбытием на Восточный фронт.  Раяк, Ливан. 09.11.1942

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Из лучших пилотов 1-й истребительной авиагруппы ВВС «Свободной Франции», базировавшейся в то время в Ливане, на авиабазе Раяк, 1 сентября 1942 г. была сформирована авиационная группа № 3.  Вскоре она была преобразована в эскадрилью, получившую по желанию личного состава название «Нормандия». 25 ноября 1942 г. состоялось подписание соглашения об участии частей ВВС Франции в военных операциях на территории Советского Союза.  Через Багдад личный состав эскадрильи «Нормандия» был переброшен в Тегеран, откуда на четырех транспортных самолетах вылетел в СССР. Уже 29 ноября французские добровольцы приземлились на аэродроме Северный г. Иваново. В числе первых прилетели майор Ж. Пуликен и начальник штаба старший лейтенант Ж. де Панж, а также пилоты Ж.-.Л. Тюлян, А. Литтольф, Ж. Риссо, А. Прециози, А. Познанский, Р. Дервиль, А. Дюран, М. Лефевр, Р. де ля Пуап, И. Бизьен, Д. Бегэн, М. Альбер и Н. Кастелэн. Группу технического состава возглавлял авиационный инженер А. Мишель.


Солдаты «восточных» частей вермахта на занятиях по боевой подготовке на улице деревни

История Второй Мировой Войны в фотографиях #104 Вторая мировая война, События, История, Подборка, Видео, Длиннопост

Добровольческие формирования из военнопленных, призывников и добровольцев с оккупированных территорий (СССР), которые сражались на стороне Германии в ходе Второй мировой войны.


Согласно англо-американским и германским категориям, термин Восточные Легионы включает в себя:

Армянский легион — 11 батальонов (18 000 человек)

Азербайджанский легион — 14 батальонов (40 000 человек)

Северокавказский легион — 5 батальонов (включая Sonderverband Bergmann) (около 5.000 человек)

Грузинский легион — 14 батальонов (5 000 человек)

Эстонский легион — (11 000 человек)

Латышский легион (110 000 человек)

Туркестанский легион — 34 батальона  (11 000 человек)

Волжско-татарский легион — 8 батальонов  (13 000 человек)


Всего около 213 000 человек.


Когда природные катаклизмы страшнее японского флота


18 декабря 1944 года в 300 милях (около 480 км) восточнее острова Лусон в Филиппинском море корабли 3-го Флота США под командованием адмирала Уильяма Хэлси столкнулись с могущественным противником — тайфуном под названием «Кобра». Во многом это было вызвано неточностью прогнозов метеорологов с одной стороны и пренебрежением имеющимися прогнозами командованием флота — с другой. В итоге соединение оказалось в эпицентре тайфуна, под проливным дождём, ударами ветра, дувшего со скоростью под 100 миль (160 километров) в час, и волнами высотой более 20 метров.


Жертвами стихии, получившей второе язвительное имя «тайфун Хэлси», стали 790 американских моряков. Большей частью это были экипажи перевернувшихся и затонувших эсминцев «Hull» (DD-350), «Monaghan» (DD-354) и «Spence» (DD-512). Кроме них были серьёзно повреждены ещё девять кораблей, включая линкоры и авианосцы, вставшие на длительный ремонт. Ещё два десятка кораблей отделались меньшим ущербом, а авианосцы соединения лишились 146 самолётов, разрушенных ветром или смытых волнами за борт.

Из инцидента были сделаны выводы — флот США обзавёлся метеорологическим центром, который тщательно следил за зарождением и движением тайфунов. Адмирал Хэлси сдал командование адмиралу Рэймонду Спрюэнсу, а флот был переименован из 3-го в 5-й Флот ВМФ США.