История Таро – Часть 3 – Новое время
Печать Иерофанта снова с вами и мы возвращаемся во времена уже прошедшие, но не такие далекие, и начинаем знакомиться с людьми, которые превратили Таро в универсальную и доступную массам систему предсказаний, являющуюся самым популярным оракулом и развивающейся медитативной практикой.
В конце XVII века, не смотря на свое название и происхождение создателей, в Италии появляется «Марсельское Таро». Авторами трактата и карт выступили граверы Жан Нобле и Жак Виевиль. Именно эти карты становятся отправной точкой для всех последующих колод и разветвленной системы трактовок. Несмотря на то, что достоверно эти карты упоминаются только в конце XIX века (Папюсом в одном из его трудов), принято считать, что задолго до него они уже были в обиходе и более того, обладали довольно интересными особенностями.
Во-первых, колода была построена практически точно также, как и современные колоды. Номера, смысловая составляющая, разве что не загруженная символизмом. Исключения составляли особенности восприятия магии в то время: например, некоторые карты были в любом случае перевернутыми, или в номерных картах их ценность не соответствовала значению.
Во-вторых, тринадцатый аркан, смерть, был не подписан. Он являлся своеобразной разделительной чертой между предыдущими 12 картами, олицетворяющими маленькие загадки, и последующими - большими загадками. Смерть - это не конец в прямом смысле, это перерождение, переосмысление, способ выйти на новый уровень. Другими словами, это разница между людским и божественным. Именно эта версия и сегодня применима к этой карте, которая очень редко символизирует прямое значение своего названия, но все равно продолжает пугать любого, столкнувшегося с ней, не взирая на то, что есть карты куда более страшные и опасные.
В дальнейшем эта колода претерпевала многочисленные изменения и доработки многими авторами, но так или иначе, остается одним из классических примеров знаний, дошедших до нас из глубины веков.
Отдельно стоит упомянуть не самую известную личность, но все же труд этого человека тоже заслуживает отдельного внимания, как взгляд со стороны. Антуан Кур де Жебелен, французский учёный, масон, оккультист. Его книга «Первобытный мир» «Le Monde primitif analysé et comparé avec le monde moderne», написанная в период 1773-1784 годов, помимо разнообразных изложений по гуманитарным и естественным наукам, содержит в себе раздел о Таро, в котором рассматриваются козыри (старшие арканы). Этот исследователь обладал довольно прямолинейным, но от этого не менее стоящим, взглядом на строение карт. Иллюстрации карт Таро, предположительно, выполнила для "Первобытного мира" некая мадемуазель Линот (Mlle Linote). Стоит прочесть, тем более, что найти выдержки из этой книги на русском языке не составляет труда.
Настоящей популяризацией и переработкой «Марсельского Таро» занялся товарищ по имени Жан-Батист Альетт, более известный широкой публике по псевдониму Эттейлла (анаграмма его настоящей фамилии). В 1784 году он выпускает книгу «Maniere de se recreer avec un jeu de carted nommees tarot». Это был первый человек, который зарабатывал себе на жизнь только гаданием на картах. Его колода, которая сегодня названа именем создателя, представляет собой смесь «Марсельского Таро» с египетской традицией, которой Эттейлла был увлечен. О нем самом известно очень мало, но вот его записи дошли до нас в более-менее приличном виде и содержат в себе немало полезных знаний. Впрочем, многие исследователи считают его видение Таро несколько натянутым из-за первого и не самого удачного синтеза двух ветвей знаний. На мой вкус, его колода (если опираться только на символизм, а не на описанные толкования) настоящая кладезь не только идей и импульсов, но и прекрасный образец того, что каждый человек, даже не будучи членом каких-то школ или орденов, способен сделать нечто особенное буквально из ничего.
А дальше пошли Кабаллисты.
1855(или 56) год - Альфонс-Луи Констан (еще один дядя более известный под именем Элифас Леви) публикует свой труд «Учение и ритуал высшей магии» (Dogme et Rituel de la Haute Magie), в котором связывает старшие арканы с буквами иврита. Число Старших Арканов действительно совпадает с 22 буквами еврейского алфавита, а число номерных Младших Арканов - с числом сефир на Древе Сефирот. 22 цинарота или «пути» связывают 10 сефир, образуя каббалистическое Древо Жизни. Он считал, что «использование Таро в качестве инструмента для предсказаний - это самый поверхностный (после игры) способ, а в действительности оно требует куда более элитарного интеллектуального и духовного подхода, являясь вместилищем огромных знаний. Лишенный книг пленник, обладая он лишь картами Таро и умением ими пользоваться, мог бы через несколько лет познать универсальную науку и общаться по любому вопросу с неистощимым красноречием».
Среди многих я бы выделил Жан Батист Питуа, писавшего под именем Поль Кристиан, который в 1863 году создает сложную астрологическую систему, основанную на картах Таро. Ему же, в частности, приписывается создание термина Арканы («таинства» - фр: les Arcanes). Благодаря этому человеку мы сегодня называем составляющие колоды так, как мы их называем, а не какие-нибудь монады, частички, части и прочее, что вполне могло бы быть, не подбери он столь подходящего слова.
1887 год - Макгрегор Мазерс описывает эзотерические атрибуты Таро в своем манускрипте «Книга Т», где рассматривает схожие с Леви догматы, в более заумной и туманной манере.
1889 год - Жерар «Папюс» Анкосс издает свою книгу «Ключ к оккультным наукам: цыганское Таро» (Clef absolue des sciences occultes: le Tarot des Bohémiens). Папюс развил предложенное Элифасом Леви и сопоставил буквы иврита - Старшие Арканы Таро с тремя стихиями, семью планетами и двенадцатью знаками Зодиака. В этом же году предложенная система была реализована Освальдом Виртом. Его карты послужили иллюстрациями к «Цыганскому Таро».
1910 год - Артур Эдвард Уайт руководитель одной из ветвей Ордена «Золотой зари», публикует «Иллюстрированный ключ к Таро» (The Pictorial Key to the Tarot), посвященную мистицизму и божественной сущности карт Таро. В книге использована колода кисти Коринны Памелы Колман-Смит.
Что о Уайте, что о Папюсе можно говорить долго и нудно. Да они были настоящими революционерами в области изучения Таро, да они составили те колоды, которые активно изучаются и используются до сих пор, но истинные знания они все-таки оставили при себе, позволив людям копаться в брошенным им крошках. Внутри своих школ они, несомненно, обучали большему, а нам досталось то, что досталось. И все же, переоценить их вклад в развитие карт невозможно.
Из тех, кого еще стоит отметить, это Григорий Оттонович Мёбес (Г.О.М.). Оккультист, теософ, глава Санкт-Петербургского Ордена мартинистов в России. Считается наиболее видным русским оккультистом 1910-1920 годов. Автор лекций «Курс энциклопедии оккультизма», по которым записана одноимённая книга. В его сочинениях довольно много мутных и пространных допущений и мыслей, но есть и кое-что очень полезное. Именно этот человек впервые описал медитативный подход к анализу различных аспектов Таро.
На этом пока ставим точку. Всем известного и многими уважаемого Алистера Кроули, я решил отнести к новейшему времени, поскольку его видение карт намного более популярно и живо сегодня, чем все остальное из перечисленного. Спасибо за внимание.