История Ragga Jungle

Рассвет, бум и упадок рагга-джангла произошел в период между 1993 и 1995 годами, однако зародился он в то же самое время, что и сам джангл. Начало положили создатели прото-джангла Shut Up & Dance, когда в 1990 году начали продюсировать дуэт способных братьев Ragga Twins. Их тема Ragga trip закладывает основы рагга-джангла. Слова про jungle звучат здесь, конечно же, вполне условно — в девяностом году джангла еще не существовало, он был всего лишь маленькой частью британского хардкора, а про рагга-джангл еще не говорили даже.


Рагга — это отдельное ямайское течение, произошедшее от регги. С популяризацией электронной музыки во всем мире и приходом ее на Ямайку, кингстонская молодежь из гетто в середине 80-х стала называть себя раггамафинами (raggamuffin — оборванец) и сложила собственную философию, по которой жила. На смену регги-песнопениям о любви, мире и боге пришла энергичная читка под драм-машины, которую можно определить двумя словами: «воруй и убивай». В текстах рагга-чтец и бандит, и грубиян, и сексуальный гангстер, и любитель покурить сильное. Есть мнение, что раггамафины придерживались стиля поведения рудбоев — агрессивной молодежной субкультуры Ямайки, которая была особо популярна в 60-х годах и угасла к семидесятым.


Ragga Twins — Ragga trip 1990

В своих текстах рагга-чтецы, обычно, используют ямайский креольский язык (так называемое патуа — наречие, на котором разговаривали между собой и владельцами ввозимые в Ямайку рабы из различных африканских племен; он и сейчас остается языком, на котором говорит подавляющая часть населения острова), ямайский английский, который признан официальным языком страны; и целый набор слов и фраз, пришедших из растафарианства.



Американские MC в хип-хопе появились в конце семидесятых, ямайские же master of ceremony зародились на рубеже 60—70 годов. Тогда они назывались тостерами — поверх инструментальных версий композиций, диджей и эмси в одном лице, произносил «тосты»: хвастливые комментарии, выкрики каких-то выражений и песнопения. До популяризации рагги в джангле эмси работали как самые настоящие конферансье: объявляли музыкантов, заводили публику, выкрикивали названия тем. Занимать плотно весь эфир им просто не давали.



В июле 1994 года восемнадцатилетний М-Beat, до этого издававший малоизвестные джангл-треки с рагга-читкой, записывает с Генералом Леви трек, который перевернет всю историю джангла с ног на голову. Еще весной Марлон Харт попался Генералу, когда последний услышал свой голос в темах М-Бита. «Он был напуган, когда я ему позвонил», — рассказывает General Levy, — «Многие эмси с ума сходят, когда их голоса семплируют без разрешения, но мне нравилось, что он делал и я подумал, зачем нам воевать между собой, когда мы можем сделать по-настоящему классную вещь?».

M-Beat feat. General Levy — Incredible 1994

И они не прогадали: андерграундная сцена не смогла выдержать такого натиска и сингл Incredible быстро дошел до массовой аудитории. Это был первый джангловый трек, который попал в британский национальный хит-парад сначала на 40 место, а позже на тридцать восьмое. Вышедшие в том же году ремиксы на Incredible подняли его на 28 ступеней — 11 место, а позже и на восьмую позицию. Уже к октябрю было продано сто пятьдесят тысяч копий сингла. Дуэт M-Beat feat. General Levy выигрывает в номинации «Лучшие джангл-исполнители» в английской Black Music Awards в том же 1994 году. На волне успеха M-Beat подписывает контракт с Sony Music на выпуск сольного альбома. Точнее, это было уже переиздание старого материала, но с добавлением убойного хита с Генералом. Из примечаний в буклете сольной пластинки: «Выпущенный крупнейшим независимым jungle-лейблом, сингл Incredible взорвал музыкальную индустрию, широко открыл и привлек внимание к джангл-музыке весь мир».


Conquering Lion feat. Super Cat — Code red 1994

Еще один человек, оказавший влияние на рагга-джангл — это Conquering Lion (он же Rebel MC). Есть мнение, что это именно он придал старому слову джанглист (junglist) новый окрас: слушателя рагга-джангла, а шире джангла просто. До этого же джанглистами себя называли хулиганистые жители из кингстонского района Concrete Jungle. Майкл Уэст вставил в запись отрывок из старой dancehall-композиции — alla the junglists, который скандировал весь зал на выступлениях. В смысле, что все мы братья-джанглисты, руууд бэд боооойз (грубияны-плохиши), а поскольку мы находимся здесь, то еще и любители этой музыки. С тех пор и повелось.


Рагга-джангл становится модным. И, как и любая другая модная вещь в каком бы то ни было сезоне, выводит из подполья ее приверженцев, на которых долгое время не обращали внимания, но они верили в свой светлый час; и рождает клонов, готовых на волне популярности штамповать треки без особого идейного наполнения. Ragga Jungle стал массовой вещью в тусовке; the big thing, как говорят на Западе. Дочерний лейбл крупнейшей звукозаписывающей компании в стиле регги Jet Star Records — Street Tuff — выпускает эпохальную компиляцию Jungle hits. Volume 1, которая мгновенно была сметена с прилавков, была признана лучшей в британском хит-параде проданных альбомов; взлетела на пятое место по продажам компиляций в рейтинге Соединенного Королевства и занимала там 20 позицию целых 8 недель.

Shy FX feat. UK Apachi — Original nuttah 1994

Original nuttah, наряду с Incredible, считается гимном рагга-джангла; вещью, которую можно спокойно демонстрировать как наглядное пособие явления тех лет. Сначала идет отрывок из «Славных парней» Скорсезе, потом сирена и горластый Абдул Вахаб Лавфта (UK Apachi :-) зачитывает нам свои права, а затем следуют аменбрейки Shy FX, заряженные электричеством.


Считается, что именно с этого трека в рагга-джангле буйным цветом начинает цвести криминальная романтика. Как однажды британский джангл стал ответом на американский хип-хоп, так и блатной рагга-джангл специалисты сравнивают с гангста-рэпом, бум на который пришелся в те же годы. Стремясь показать свою природу, музыканты вплетают в рагга-джангл композиции ганшоты — выстрелы из револьверов или автоматов. (Большой любовью к этим эффектам славится лейбл Congo Natty.) Предысторией Original nuttah был выпущенный в том же 1994 году сингл Gangsta kid, который содержал те же ударные, те же сирены, семпл из того же фильма Скорсезе, но только там был другой эмси — Gunsmoke. В некоторые сборники, по аналогии с «безумцем», его прототип включали под именем Original gangsta.

Рагга-джанглом заинтересовались за рубежом. Права на 11 треков выкупает американский лейбл Moonshine Music и первого октября ‘94 года в Штатах выходит сборник Law of the Jungle с представлением заморских чудес слушателям по ту сторону Атлантики. Британская тусовка заволновалась — джангл вылез на публику явно не тем местом. Ведь музыканты на протяжении последних пяти лет трудились над выявлением нового вида, а тут какие-то горластые чтецы вылезли и всего за несколько месяцев вывели джангл в массы. Естественно, эмси пользовались возникшей ситуацией и охотно шли на контакт с прессой, которая хотела больше узнать о новом явлении в британской культуре. И тут началось самое интересное.


Barrington Levy & Beenie Man — Under mi sensi (X Project remix) 1994

Rebel MC feat. Top Cat — Champion DJ 1995

Вскоре Генерал Леви дает интервью популярному в Британии журналу The Face. Цитата: «Сейчас я держу мазу в джангле. Я пришел и обеспечил этой музыке успех. Это я вывел его в массы». Это стало последней каплей. «На самом деле, трек Incredible очень хороший. В том смысле, что он хулиганский. И преподнесли его качево, но Леви все испоганил своим поступком. „Леви — король джангла […] Он держит мазу в джангле“. Да он не знал настоящих игроков!» — парировал эмси со стажем 5ive’0.



(Небольшое отступление от темы: во многих рагга-джангл записях ‘94—95 годов отчетливо слышно присутствие как хардстеповых сбивок, так и глубоких извивающихся басовых партий из джамп-апа. Очень занятное переплетение поджанров, которые развивались в одно и то же время.)

Cutty Ranks — Limb by limb (DJ SS remix) 1995

Remarc — R.I.P 1995

Сцену несло совсем не в том направлении. Джангл и рагга становились равнозначными понятиями. Осознавая это, в конце 1994 года был собран комитет из музыкантов, диджеев и промоутеров, на котором обсуждали возможности контроля за происходящим на сцене. Предлагалось объединить усилия и не включать в сеты ничего, связанного с рагга-джанглом, объявить бойкот Генералу Леви и всем остальным, кто будет заводить треки, окрашенные в цвет рагги. Все эти меры были направлены на уменьшение влияния Леви в массах. Известны случаи, когда в джангл приходили абсолютно левые люди, учуявшие запах хороших и легких денег. Истинные рейверы, прошедшие воду хардкора, огонь хеппи хардора, холодные трубы дарккора, не понимали смысла присутствия рагга-семплов в джангле. Многие слушатели, независимо от их цвета кожи, не понимали лирику рагга-чтецов, а те, кто понимали — не были с ними согласны в вопросах насилия и сексизма. Конечно, рагга-лирика не полностью состоит из призывов «Бей … спасай Британию», но было бы неверным отрицать полное их отсутствие. И многие джангл-музыканты соглашались, что рагга имеет мало общего с джанглом в идеологическом смысле. А точнее: ничего совсем.



Какое-то время комитет по уменьшению влияния Генерала Леви в массах старается очистить жанр от гангстерских напевов, но поздно — в головах подавляющего большинства джангл неразрывно связан с раггой. Повсюду мелькают рагга-джангл компиляции, повсюду повальное увлечение rude bwoii культурой; джангл в истинном его лице перестал существовать и многие ключевые музыканты это поняли. С подачи агентства Groove Connection, с 1995 года началось внедрение нового звучания и создание нового движения. «Мы очень любим энергию, присутствующую в том звучании джангла, но мы понимаем, что нам надо двигаться вперед, иначе наша музыка будет стагнировать», — говорила Сара Сэнди из агентства. Началось легендарное деление сцены.