История о найме одного айтишника
В одном российском банке произошла трагедия — специалисту Oracle «все осточертело», как он выразился. Оный специалист уже видит себя как разработчик ядра собственной игры-симулятора, так что он дорабатывает последний месяц-другой и отчаливает в свой стартап.
А надо вам сказать, что в банках самое важное — это деньги. А точнее, учет этих денег. И учет этот идет с помощью базы данных. Ну а сама база данных — это Oracle, как вы догадались. Таким образом банк остается без ключевого сотрудника, и случись что с базой — собственно без денег. Ведь в базе все записано — кто кому чего должен. Ну, вы поняли. Это просто кошмар.
HR-департамент натурально рыдал, так как найти за месяц-другой специалиста по Oracle очень тяжело, или они студенты-выпускники без опыта или пузатые лысые дядьки, которые просят очень неприличных денег. А тут еще и генеральный кружит вертолетом и намекает, что разгонит весь HR-департамент и будет эти неприличные деньги платить специалисту.
В общем, спустя почти два месяца безуспешных поисков нарисовался один кадр. Многого не просит — готов за 90тыр вкалывать (это очень маленькие деньги для Oracle, уж поверьте), но только у него есть ряд мелких требований — оформление по-белому (ну это норма для банка), месяц на ознакомление со всей банковской кухней и все задачи либо на email (письменно) либо на диктофон (устно).
Да, этот кадр всюду тягал диктофон, и если ему что-то говорили по работе, то записывал это все. Мотивировал тем, что работа очень сложная, он концентрируется и забывает все происходящее. А так он сделал часть задачи, прослушал ее всю целиком, убедился, что идет по правильному пути — и продолжает. HR-департаменту это даже понравилось, мол какой ответственный сотрудник — никогда не скажет «я не услышал» или «я недопонял, что говорили». Все бы так работали! Срочно оформлять.
Бывший специалист ему передал все доступы, ключ от сейфа, где на флешках разные ключи записаны, ну и прочие сугубо банковские штуки. После чего радостно свалил в закат.
Новый специалист поработал две недели и… ушел на больничный. Вернулся он с марлевой повязкой — мол, уже может работать, но может распространять инфекцию среди остальных сотрудников, и вот — маску надел. Руководство испугалось, его отправило на месячный простой (2/3 оклада — 60тыр), только чтоб он был здоров окончательно, так как еще одной потери специалиста по Oracle банк уже не может себе позволить.
Вернулся специалист розовый и посвежевший, и давай по отделам шастать — выпытывал у сотрудников, чего им от базы для счастья не хватает, чем может помочь, какие у них проблемы, и вообще — душевный оказался человек. Всегда интересовался не только работой, но и вообще — как дела, как дети. Ежели у кого ребенок прихворал, то обязательно спрашивал адрес больницы и на следующий день привозил ребенку апельсины или сок. Опаздывал на работу, конечно. Но тут уже и причина вроде бы уважительная.
Прошло более чем пол-года, прежде чем начальство начало что-то подозревать. Уж больно странным была методика работы этого специалиста. Нет, ну по мелочам он конечно решал вопросы, но более сложные откладывал «на потом». Утверждал, что так просто это не решить и надо перечитать много документации. И такие вопросы «на потом» наросли громадным снежным комом!
Прозрение наступило тогда, когда безопасники начали смотреть запись его действий с экрана монитора. Конечно, скрытая запись это незаконно и не этично, но банк есть банк.
Короче говоря, он просто тупо брал, переводил при помощи Google Translate описываемую проблему, пытался найти ее решение в интернете, а если не находил, то скидывал описание проблемы в разные интернет-форумы, веб-конференции и онлайн-чаты, где слезно просил помочь ему решить эту задачу. В результате путем проб и ошибок, на копии структуры базы Oracle установленного на его компьютере, он получал желаемый результат и получал. А иногда и не получал, если проблема была очень сложной — задача оставалась нерешенной.
Такой аферист нам не нужен! — решил генеральный, о чем лично сообщил ничего не подозревающему сотруднику. Удивленный и раздосадованный специалист-авантюрист попросил изложить ему все причины на диктофон. Генеральный сначала стушевался, а потом выложил ему все, что удалось узнать о методах его работы и потребовал писать заявление по собственному желанию. И зачем-то проговорил вслух данные по своей — шефской платежной карте: номер, дату и код с оборотной стороны.
Зачем он это сделал, хитрый псевдо-специалист Oracle узнал через пару минут, когда к нему нагрянула служба внутренней безопасности банка:
— Я тут в разговоре случайно упомянул свои персональные данные и номер своего карточного аккаунта со всеми реквизитами. А наш сотрудник все записывает на диктофон. Так что туда попала банковская тайна, мои персональные данные и диктофон необходимо изъять — приказал генеральный директор сотрудникам безопасности.
— Хорошо — внезапно согласился авантюрист — только я предупреждаю, что этот диктофон моя личная собственность и содержит нужную мне информацию. По этому прошу «запикать» тайную информацию и вернуть мне диктофон обратно.
Специалист по безопасности даже рассмеялся — настолько наивным оказался этот мошенник. И прямо у него на глазах отформатировал флешку диктофона специальной программой, которая делаем многократные циклы перезаписи, чтоб исключить восстановление файлов.
— На! Запикали! — ухмыльнулся он, протягивая чистый диктофон.
— Благодарю вас, господа. Теперь мне необходимо уединиться, чтоб обдумать сложившуюся ситуацию.
Через час на электронный адрес директора пришла полная запись с «запиканными» секретными данными. И угрозами оформить «по собственному». И довольным смехом безопастника.
Как оказалось, этот специалист был не таким уж наивным — он носил два диктофона! Первый он демонстрировал всем, а второй вел постоянно скрытую запись всех разговоров.
Этот хитрюга сам «запикал» данные с записи второго диктофона и все вышло так, будто и правда специалист по безопасности сделал то, что его попросили. Оставив весь компромат на генерального. Ну и слил еще запись через интернет, на случай конфискации второго диктофона.
Взбешенный генеральный снова вбежал в кабинет к мошеннику, но тот только рассмеялся и утешительно похлопал генерального по плечу — мол, мы оба теперь с рыльцами в пушку, причем неизвестно еще с кого спрос больший. Но раз уж ему так не нравится умение гуглить и решать проблемы с Oracle его методами, то он согласен. Но только не по собственному. А все согласно КЗОТа — за два месяца до увольнения. И он готов продолжить решать задачи с Oracle своим методом все эти два месяца. Или просто приходить и отсиживать время на рабочем месте, ничего не делая. Но вот к чему он не готов — так это к уменьшению зарплаты.
Генеральный плюнул, ушел к себе и завизировал приказ об увольнении, по причине «недостаточной компетентности».
Два месяца хитрюган-оракловод приходил на рабочее место, чтоб поиграть в «Танки-онлайн», так как доступы у него забрали, и работать ему было не с чем.
— Все, кончилось твое время, выметайся! — хмуро сообщил ему генеральный через два месяца.
— А замену вы мне так и не нашли?
— Не твое дело!
— Ну хорошо, только вот я видел что у вас вакансия водителя инкассации так и не закрыта, даже купил себе газету с объявлением, где требуется водитель и указан телефон банковского HR-департамента.
— Тебе-то что за дело?
— А то, если вы меня увольняете, а у вас есть вакансия, то вы должны были мне об этом сказать. Пусть у меня нет опыта с Oracle, но уж баранку-то я крутить умею.
— Ах, ты мерзавец! Да я тебя на пушечный выстрел к деньгам не подпущу!
— Ну и ладно. Не забудьте, что мне еще положена зарплата по КЗОТу.
— Скотина! В бухгалтерию за расчетом! — прорычал генеральный и удалился к себе пить таблетки от головной боли.
Через два месяца в банк пришло решение суда о восстановлении специалиста по Oracle в прежней должности. Обоснование — газета с вакансией водителя инкассации на момент увольнения и еще такая же самая, спустя два месяца. Все согласно КЗОТу.
HR-департамент был просто-таки изнасилован генеральным директором. Причем в самом плохом смысле этого слова. Им необходимо закрыть все действующие вакансии, после чего авантюрист получит новый приказ об увольнении и будет два месяца играть в «Танки-онлайн», получая зарплату!
Через два месяца афериста выперли окончательно. По крайней мере, так считал генеральный. Но жизнь гнула свою линию — прошло еще два месяца, и их бывший специалист снова пришел в банк, держа в руке трудовую книжку наперевес.
— Это самое! — радостно сказал он — вот, не смог за два месяца работу себе найти, видите — в трудовой нет записей.
— Видим — печально сказали клуши из HR-департамента
— А значит мне должны еще одну зарплату! Согласно КЗОТа! Плюс компенсация за отпуск, которым я не успел воспользоваться!
— Идите в бухгалтерию…
Думаете история и на этом закончилась? А вот и нет!
Он снова вернулся, через месяц. Так как он стал на учет биржи труда после второго увольнения, как «банковский сотрудник со знанием Oracle», согласно записи в его трудовой книжке.
И так как за три месяца он не нашел себе работы на бирже труда по специальности, то получил зарплату еще раз. Опять же согласно КЗОТа.
Итого, банк потратил кучу денег и времени впустую, просто потому, что не смог отличить авантюриста от специалиста. А виноваты во всем клуши из HR-департамента, так как им не хватило компетенции отфильтровать ненужные резюме.