История Бреста 141. Организация Тодт – немецкий стройбат.  Проект "В поисках утраченного времени" от 19 апреля 2012. Часть 1.

История Бреста 141. Организация Тодт – немецкий стройбат.  Проект "В поисках утраченного времени" от 19 апреля 2012. Часть 1. В поисках утраченного времени, Брест, Неизвестная история, Республика Беларусь, Длиннопост

(Это все НЕ МОЁ, а с сайта газеты Вечерний Брест. Читайте там.

(Автор - ВАСИЛИЙ САРЫЧЕВ http://www.vb.by/projects/oldbrest/)

Вещь необыкновенная! Статьи постепенно собираются, и выходят отдельными книгами.(Очень много неизвестных и трагических историй. Захватывает.)



Василий Васильевич Прокопук, уроженец Кобринского района, рассказал про батальон немецких строителей, квартировавший в деревне Петьки в марте 1943 года. Влодавскую дорогу в этих местах перерезали канал Бона и разной ширины ручьи. На участке дороги между деревней и Кобрином было шесть небольших мостов, и так вышло, что за зиму 1942/43 года все шесть сожгли партизаны. К счастью, карательных мер к населению немцы в тот раз не применили, а прислали строителей. Староста Петр Игнатюк разместил немцев по хатам.


Строители были пожилыми людьми лет под шестьдесят, и среди них один молодой по имени Фриц, слегка не в себе – то чуть не дрался с детворой, то угощал всех конфетами.


Возил строителей русский парень в немецкой форме, его тоже разместили в одной из хат. Он единственный из всех был вооружен, причем не карабином, а русской трехлинейкой.


Немцы резали лес в урочище Задерново и восстанавливали мосты сразу в нескольких местах. Забивали вручную сваи и варганили временные каркасы, а уже следом делали капитально. Шесть дней работали, а в воскресенье отдыхали.


Как и в других деревнях, население Петек гнало самогон, который тодтовцы (см. ниже) выменивали или покупали, что упростило смычку. Несколько немцев неплохо говорили по-русски, побывав в Первую мировую в плену, и теперь любили пообщаться с петьковцами своего поколения. «Нема масла, нема гуси, до свиданья, белорусы./Нема пива, нема вина, до свиданья, Украина», – где-то набрались и фольклора. По воскресеньям из кармана строителя нередко торчала бутылка – отвернется, отхлебнет и продолжит разговор.


Местных эти немцы не обижали, по большому счету они тоже были людьми подневольными, мечтавшими, чтоб закончилась чертова война и их оставили в покое. Почти у каждого имелась «лейка» – снимали крестьян, у которых жили, чтоб показать в Германии, а из отпуска привозили детям забавные игрушки (потом, после войны, хозяева от этих игрушек избавлялись), а варщикам самогона – спиртомеры и градусники.


Подростки делали с немцами свой гешефт. Прокопук резал на болоте прутья и плел для сельчан корзинки по десятку яиц за штуку, а яйца менял немцам. Так добыл хороший ножик.


Строители пробыли в Петьках до осени, пока не восстановили мосты.


Петьковские немцы относились к Организации Тодта – военно-строительной организации Третьего рейха. Основавший ее инженер Фриц Тодт, давний член нацистской партии, получил известность как создатель знаменитых скоростных автобанов Германии. Гитлер настолько его ценил, что в 1938 году, поставив новую масштабную задачу строительства Западного вала, официально присвоил организации имя руководителя.


Впоследствии фюрер доверил Тодту энергоресурсы рейха и водные пути, а также поставил во главе учрежденного в 1940 году Имперского министерства вооружений и боеприпасов. Такое сосредоточение постов сделало Фрица Тодта одной из влиятельных фигур в руководстве Германии.


В декабре 1941 года, когда шли бои под Москвой, Тодт, сопоставив ресурсы сторон и возможности промышленности, пришел к заключению, что война не может быть выиграна. Однако Гитлер считал экономику не единственным фактором. Надо лишь отвлечь американцев от европейского театра военных действий, а промышленникам повысить эффективность производства вооружения через его упрощение, освоить «массовое производство на современных принципах» – другими словами, увеличить вал.


Дисциплинированный солдат партии Тодт принял к исполнению новую директиву, занялся реорганизацией системы управления производством вооружений и, возможно, отчасти преуспел бы, но в начале февраля 1942 года после совещания у фюрера в Растенбурге самолет рейхсминистра, переоборудованный «Хенкель», разбился. Несмотря на работу следственной комиссии, тайна гибели Тодта осталась до конца не выясненной.


Преемником министра стал другой любимец Гитлера, 37-летний архитектор Альберт Шпеер: при тасовке колоды фюрер имел обыкновение использовать людей не по специальности. «Четырехлетний план» и вся экономика страны лежала на бывшем летчике-истребителе Геринге; восточными территориями управлял партийный философ Розенберг; министр иностранных дел Риббентроп изначально был виноделом; рейхсминистр финансов и главный банкир страны Шахт в студенческие годы изучал в университетах медицину, филологию, политэкономию, но не банковское дело...


Память о Тодте осталась в названии некогда заживо нареченной его именем организации. В войну ее функции изменились, строительные части стали использоваться за пределами Германии, в непосредственной близости от фронта.


Подразделения организации Тодта теперь следовали за продвигающимися войсками, а при армиях были созданы строительные управления. Ремонтные отряды использовались на восстановлении мостов и дорог, шоссейных и железных. Изменился и статус военизированных строительных формирований: с ноября 1942 года эти вспомогательные подразделения вермахта были приравнены к армейским частям.


Окончание следует.

История Бреста 141. Организация Тодт – немецкий стройбат.  Проект "В поисках утраченного времени" от 19 апреля 2012. Часть 1. В поисках утраченного времени, Брест, Неизвестная история, Республика Беларусь, Длиннопост