Ислам-Гирей II – царствующий дервиш.
Последствия убийства Мехмед-Гирея Семиза пришлось расхлёбывать новому хану Крыма – Ислам-Гирею II. Новый правитель Крыма был не виновен в смерти своего старшего брата. Этот человек вообще чурался политики, и трон Крыма его не интересовал.
30 лет назад, во времена правления его отца, Давлет-Гирея, Ислам-Гирей был отправлен в Стамбул в качестве почетного заложника, как было принято при дворах государей того времени. После смерти Давлет-Гирея, его сын как заложник потерял ценность, и ему было позволено поселиться в Конье – одном из городов Турции. Этот город был центром суфизма – мистического мусульманского религиозного течения, последователи которого проповедовали аскетизм и смирение. Суфии, так назывались приверженцы этого течения, вели жизнь дервишей, очень скромную и размеренную, целые дни они проводили в молитвах в своей обители – ханаке. Ханака – своего рода суфийский монастырь. Там и поселился Ислам-Гирей, который увлекся суфизмом.
Конья. Обитель дервишей.
В 1584 году размышления о вечном были неожиданно прерваны гонцом из Стамбула – султан требовал Ислам-Гирея к себе. Турецкий правитель желал сделать его ханом Крыма, так как надеялся, что проживший всю жизнь вдалеке от родины Ислам-Гирей, не будет иметь авторитета среди беев, и чтобы сохранить власть будет выполнять все приказы Стамбула. В столице Османской империи скромному дервишу было объявлено, что он отныне хан Крыма, был выдан султанский указ, предоставлен корабль и янычарское войско. Аллах вознаграждает смиренных!
Пока Ислам-Гирей обживался в новой для себя роли, в степях сыновья Мехмед-Гирея собрали большое войско, состоявшее главным образом из мангытов, которые жаждали отомстить и ширинам, а заодно и новому хану. Во главе войска встал Саадет-Гирей – сын Семиза. Войско повстанцев ворвалось на полуостров и подошло к самой столице – противостоять им было некому – все беи в ожидании новых жалований собрались в Бахчисарае. Появление Саадета было полной неожиданностью. Восемь дней беи и ханские гвардейцы обороняли город, но не выдержали и разбежались. Ислам-Гирей бежал в Балаклаву, а оттуда на корабле перебрался в Кафу. Туда же прибыли его братья Алп-Гирей и Салямет-Гирей.
Сын Семиза не стал задерживаться в пустом Бахчисарае, а захватил ханскую казну и отправился в Эски-Крым. Тут он был провозглашен ханом, причем возвели его в ханское достоинство те же беи, что сражались против него – ханская казна творила с людьми чудеса. После этого Саадет-Гирей осадил Кафу, где заперлись его дяди.
Ислам-Гирей послал письмо с просьбой о помощи в Стамбул, и султан прислал ему новый отряд янычар. После двух с половиной месяцев осады Алп-Гирей вышел из крепости с присланным подкреплением и атаковал войско племянников. Войска сыновей Семиза были разбиты и они бежали с полуострова во владения ногаев.
Вскоре турецкий султан объявил награду за головы сыновей Мехмед-Гирея. Теперь любой ногайский мирза, нуждавшийся в деньгах, мог напасть на братьев-изгнанников и захватить их, чтобы подзаработать. Сыновья покойного хана отправились искать убежища в других странах.
Саадет-Гирей нашел приют в Кумыкии. Местный правитель, опасался османских войск, поэтому обрадовался появлению Саадет-Гирея, так как он со своими людьми не давал прохода в Ширван турецким отрядам. Еще больше обрадовался персидский шах, который подарил Саадету богатую саблю, чтобы он разил ею их общих врагов.
Другой сын Семиза Мурад-Гирей решил искать помощи у русского царя Федора Ивановича, который сменил на московском престоле скончавшегося Ивана Грозного. В Москве Мурад-Гирея приняли хорошо. Там не оставляли надежды посадить на крымский престол своего ставленника, поэтому природный Гирей был как нельзя кстати. Крымский принц был принят с большим почетом, и для жительства ему была выделена Астрахань. Прибыв туда, Мурад-Гирей стал пользоваться всеми правами астраханского хана. Его лишь немного огорчала опека русских воевод.
Ислам-Гирей II тем временем пытался постичь науку управления государством. С детства проживая вне Крыма, он не знал ни нравов жителей, ни запросов беев, ни тонкостей международной политики. Хан был склонен больше к молитве, чем к войне. Ему нравилось проводить время в мечети и беседовать с богом, а не решать на советах государственные дела. Поэтому все заботы правителя Ислам-Гирей переложил на людей прибывших с ним из Турции. Турки тоже не разбирались в делах полуострова – для них это была просто «кормушка». Крымские подданные терпели многие несправедливости от заправляющих в ханстве османов, и даже мечтали, чтобы ханом стал Саадет-Гирей. Племянники, обосновавшиеся в Астрахани и в Кумыкии, были для хана большой проблемой. Москва обещала в случае продолжения крымских набегов оказать помощь Мураду и Саадету в захвате бахчисарайского престола. Собственные беи тоже грозились перейти на сторону Саадет-Гирея.
В 1587 году один из астраханских мирз предупредил Ислам-Гирея о том, что Мурад-Гирей готовит нападение на Крым, и ему в помощь выделено большое войско казаков и стрельцов с пушками. Брат хана Алп-Гирей – опытный полководец, убедил Ислам-Гирея совершить поход на Москву, чтобы упредить нападение на полуостров. Сам хан в поход не пошел – войска возглавил Алп-Гирей. До столицы татары не дошли – опустошили окраины, но в Москве решили не рисковать и от помощи Мураду отказались.
Тем временем в Стамбуле принимали послов Урус-бея – правителя Большой Ногайской Орды. Он просил турецкого султана Мурада III принять Орду под эгиду Османской империи. Бей пояснял, что принятие русского подданства было вынужденной мерой, так как русские построили на ногайских землях крепости Самару и Уфу и не давали прохода на пастбища. Поэтому Орда присягнула Ивану Грозному. Теперь же, когда Орда ослабла, казаки разграбили и разрушили Сарайчик – столицу Мангытского юрта. Урус-бей понял, что сохранить государство можно, только если совместно с Турцией и Крымом отвоевать Астрахань. Эта идея понравилась Мураду, так как Астрахань была нужна туркам, чтобы иметь прямой путь в Бухару. Бухара была союзником Турции в борьбе с Персией.
Тайно турки отправили посла к Мурад-Гирею в Астрахань. Его брат Саадет-Гирей тоже перебрался туда. Мурад-Гирей был в отъезде, и тайные переговоры вел Саадет-Гирей. Возможно, турецкий посол обещал ему крымский престол в обмен на сдачу города туркам. Через несколько дней после отъезда посла, Саадет-Гирей был найден мертвым. Говорили, что его убрали русские, узнавшие о плане по сдаче города. Мурад-Гирей вернувшийся в Астрахань с Кавказа, куда ездил жениться, сразу попал под подозрение, и не стал выяснять подробностей смерти брата.
Зимой 1588 года крымский хан Ислам-Гирей II отправился в поход на Польшу. Причиной похода был приказ султана. Турецкий владыка решил наказать польского короля, так как считал, что это он стоит за нападениями запорожских казаков на турецкие города. Надо сказать, что казацкие походы, действительно очень беспокоили турок. Казаки брали Очаков, Аккерман и другие города черноморского побережья. Спускаясь по Днепру на легких лодках-чайках, казаки нападали и на Крым. Султан даже выразил недовольство ханом, так как тот не мог навести порядок в своих владениях.
Запорожцы в походе.
Чтобы исправить такое положение Ислам-Гирей и отправился в этот поход. Это был первый поход хана – раньше он никогда не участвовал в войне. Крымское войско должно было соединиться с турками около Аккермана. Подойдя к Днепру, татары увидели, что из-за теплой зимы река не замерзла и переправляться невозможно. Примерно месяц ждали, пока вода покроется льдом. Добравшись до Аккермана, хан обнаружил, что турки, не дождавшись татар к сроку, распустили войско. Хан решил остаться в Аккермане до весны, ждать, когда турецкое войско вновь соберется. В этом городе он и скончался в марте 1588 года. Этот хан с душою смиренного дервиша, так и не принял участия в сражениях, и не покрыл себя военной славой.
Похоронив Ислам-Гирея в Аккермане, беи провозгласили ханом калгу – Алп-Гирея. Оставалось лишь вернуться в Крым и получить утверждающую грамоту от турецкого султана. Но у Мурада III на этот счет были другие планы…
Лига историков
18.5K пост54.1K подписчиков
Правила сообщества
Для авторов
Приветствуются:
- уважение к читателю и открытость
- регулярность и качество публикаций
- умение учить и учиться
Не рекомендуются:
- бездумный конвейер копипасты
- публикации на неисторическую тему / недостоверной исторической информации
- чрезмерная политизированность
- простановка тега [моё] на компиляционных постах
- неполные посты со ссылками на сторонний ресурс / рекламные посты
- видео без текстового сопровождения/конспекта (кроме лекций от профессионалов)
Для читателей
Приветствуются:
- дискуссии на тему постов
- уважение к труду автора
- конструктивная критика
Не рекомендуются:
- личные оскорбления и провокации
- неподкрепленные фактами утверждения