Иностранный опыт: Как Michelin и Zagat выбирают лучшие рестораны

Иностранный опыт: Как Michelin и Zagat выбирают лучшие рестораны The Village (интернет-газета), Еда, Кухня, Гид, Гид по еде, Michelin, Zagat, Длиннопост

Самый очевидный и популярный способ сориентироваться в многообразии ресторанов и кафе — воспользоваться знаменитыми гидами. Справедливые и неподкупные, они имеют многоступенчатую систему оценки. В одних работают специально обученные строгие эксперты, на позицию ресторана в рейтинге других влияет только мнение обычных посетителей. Мы рассмотрим оба варианта на примере двух самых известных ресторанных гидов, которым доверяют во всём мире, — Michelin и Zagat.

Michelin



Французский гид, существующий с 1900 года. С путеводителями Michelin подмышкой американские солдаты пробирались в разрушенный войной Париж в сорок четвёртом: скорее всего потому, что в гиде всегда печатали подробные карты местности. Гид Michelin был придуман одноимённой компанией, производящей шины, в помощь путешественникам. В нём было отмечено всё, что могло понадобиться в дороге: гостиницы, заправки, кафе и важные достопримечательности.


Через 20 лет в гиде появился рейтинг ресторанов — так было положено начало оценке по системе звёзд, однако в то время это была лишь одна звезда: расположенная рядом с названием ресторана, она обозначала высокие цены в нём. Ещё через десять лет, в 1930-м, в гиде Michelin для оценки ресторанов стали использовать три звезды, больше похожие на цветы из ваты — с тех пор правила отбора ресторанов и их оценки не менялись.


Ресторанный гид Michelin также называют Красным гидом. Связано это с тем, что во Франции вообще принято делать акцент на обозначении цвета. Например, кредитную карту чаще называют Carte Bleue — то есть буквально «голубая карта». У Michelin есть ещё и Зелёный гид, рассказывающий о достопримечательностях, музеях, церквях и спортивных площадках разных городов.

Иностранный опыт: Как Michelin и Zagat выбирают лучшие рестораны The Village (интернет-газета), Еда, Кухня, Гид, Гид по еде, Michelin, Zagat, Длиннопост

Кто выбирает?


90 тщательно отобранных и специально обученных инспекторов. Прежде чем начать работать в команде Michelin, они обязательно должны несколько лет проработать в сфере услуг и быть там своими людьми. Для того чтобы получить эту работу, соискатели должны пройти несколько собеседований и интервью, а главное — ужин со старшим инспектором, после которого они сдают отчёт. Так новоявленных экспертов проверяют на внимательность к деталям и свежий взгляд на способы подачи и приготовления блюд. Преодолев вступительные испытания, новички должны пройти шестимесячный курс обучения, в ходе которого узнают о критериях отбора ресторанов и присуждения знаменитых мишленовских звёзд.



Как осуществляетcя выбор


Процесс отбора ресторанов для гида проходит в несколько этапов: поиск ресторанов, дегустация блюд, заполнение анкет и написание отчёта в главный офис. Инспекторы путешествуют анонимно, за год они успевают посетить около 1 000 ресторанов. О каждом составляют подробный отчёт, на основании которого происходит дальнейший выбор. Окончательное решение о попадании ресторана в гид принимают в главном офисе в Париже. Звёзды присваивают на специальных собраниях путём голосования всего коллектива. На них же оценивают рестораны, попавшие в гид раньше: звёзды Michelin не только присуждает, но и имеет полное право отнять, если качество кухни в ресторане упало.



Система оценки


Здесь всё просто — звёзды и пиктограммы. Буквально в переводе это звучит так: одна звезда — очень хороший ресторан в своей категории, две звезды — отличная кухня, ради этого ресторана можно сделать небольшое отступление от маршрута, три звезды — великолепная работа шеф-повара, ресторан заслуживает того, чтобы ради него предпринять специальное путешествие. На практике же выходит не совсем так. Эти обозначения — анахронизм, напоминающий о том времени, когда весь гид был выстроен вокруг автомобильных путешествий. Сейчас присвоение ресторану даже одной звезды Michelin приводит к серьёзному увеличению очереди на бронирование стола.


Из-за обилия разговоров о звёздах Michelin может показаться, что в гид попадают только дорогие заведения, оценённые одной, двумя или тремя звёздами. Но это не так. В гиде много ресторанов без единой звезды, для них существуют другие обозначения, говорящие о качестве кухни. Например, пиктограмма Bib Gourmand — голова символа компании Michelin Бибендума. Она обозначает ресторан, предлагающий кухню отличного качества по умеренной цене — сумма это разная и зависит от уровня цен в конкретном городе и стране, но крутится в итоге вокруг 35 евро. Или пиктограмма в виде двух монет, которая присваивается ресторанам, где поесть можно меньше чем за 20 евро.


Особенности


Печатный гид Michlen, гид на сайте и в виде мобильного приложения выглядят и могут быть использованы по-разному. В бумажных гидах, выходящих раз в год, рестораны (на каждый отводится по странице) расположены в алфавитном порядке, а в оглавлении разделены по виду кухни, районам города, количеству звёзд и другим особенностям: «рестораны с хорошим видом» и «рестораны с банкетным залом». Отдельно выделены, так же как и рестораны со звёздами, заведения, отмеченные знаком Bib Gourmand. В конце гида находятся карты.


Сайт гида и мобильные приложения (существуют отдельные гиды для разных городов и стран, стоят от $9,99) удобны в том случае, если вы уже находитесь в нужном городе. Поиск в них осуществляется тремя способами: по названию ресторана, по карте или по адресу. Соответственно, есть два варианта: либо вы уже знаете, какой ресторан ищете, и вводите его название в поиске, либо находитесь в конкретной точке города, и приложение показывает заведения, попавшие в гид, на приемлемом от вас расстоянии. Составить карту гастрономического путешествия заранее, находясь, например, в Москве, таким образом, непросто.


Ещё одно отличие электронной версии гида от печатной — на сайте и в приложениях, появившихся по сравнению со всей историей Michelin совсем недавно, могут оставлять комментарии к ресторанам обычные пользователи. К чему приведёт активная демократизация знаменитого гида, пока не понятно, но прямо сейчас отзывы пользователей никак не влияют на рейтинг и список ресторанов в гиде.


"Одно из главных требований для инспектора — умение наблюдать. Необходимо научиться всматриваться в блюдо, наблюдать за соседними столиками, чтобы в мгновение ока вынести правдивый вердикт о ресторане.


Вопреки досужему мнению, инспекторы не способны с закрытыми глазами отличить треску от скумбрии. Но контролёр должен уметь распознать качественные продукты и с уверенностью сказать, стоит ли приходить в это место снова и платить из своего кошелька. Таким образом, кулинарный инспектор наводит объектив на всё, что может заинтересовать клиента: презентация блюд, способы варки, качество и сочетание продуктов, общая атмосфера ресторана и стиль повара." (с) Паскаль Реми бывший инспектор Michelin.

Zagat


Прямая противоположность Michelin: рестораны здесь выбирают и оценивают сами посетители. Многие называют Zagat народным гидом, что недалеко от истины. Создатели гида — Нина и Тим Загаты — американские юристы, в начале 70-х решившие помочь друзьям с выбором места, где можно поужинать. Основная идея гида — предоставить, наконец, слово гостям ресторанов.


Двадцать лет назад агенты компании раздавали посетителям ресторанов специальные бланки, в которых заведение можно было оценить по ряду критериев. С тех пор как у Zagat появился сайт, необходимость в таких агентах отпала. Сейчас оценки и отзывы о ресторанах и кафе пользователи сайта оставляют на виртуальных страницах ресторанов, а система считает общие коэффициенты. С сентября 2011 года Zagat принадлежит компании Google.

Иностранный опыт: Как Michelin и Zagat выбирают лучшие рестораны The Village (интернет-газета), Еда, Кухня, Гид, Гид по еде, Michelin, Zagat, Длиннопост

Кто выбирает


Посетители ресторанов по всему миру оставляют отзывы и оценки на сайте Zagat.com. Таким образом, стать ресторанным критиком может каждый — достаточно зарегистрироваться и заполнить небольшую анкету.


Как осуществляется выбор


Zagat — не единственный в своём роде гид, где рестораны выбирают сами посетители, есть ещё Yelp и Tripadvisor, но существуют они только в формате сайтов и мобильных приложений, не выпуская бумажные версии. В печатный гид Zagat попадают только самые высоко оценённые рестораны, набравшие наибольшее число голосов и баллов по всем критериям. В отличие от гида Michelin, в Zagat может попасть любой ресторан — страницу заведения можно создать на сайте, а если вы владелец, то и поправить информацию (например, о номере телефона, если он устарел).


Критерии выбора


Здесь, в отличие от Michelin, все критерии известны и важно всё: кухня, цены, обслуживание, количество посетителей, цвет скатертей и даже то, работает ли ресторан в воскресенье. Реклама здесь не пройдёт: несколько миллионов человек, оставляющих отзывы на сайте Zagat, одновременно подкупить слишком сложно. Другой вопрос, кроме честности, — объективность. Ведь оставить отзыв о ресторане может каждый, даже далёкий от гастрономии человек.


Система оценки


Каждое заведение оценивается по четырём критериям: еда, интерьер, обслуживание и цена. Кроме этого, посетители оценивают рестораны по 30-балльной системе и обязательно указывают ценовую категорию. И конечно, каждый оставляет комментарий в свободной форме — самые яркие и смешные публикуют в бумажных гидах.


Влияние на общественное мнение


Сайт компании бьёт все рекорды посещаемости, поэтому ресторанам, попавшим в первую десятку рейтинга, приходится в некотором смысле туго: столики здесь заказывают за два месяца. Также на посещаемость ресторанов, положительно оценённых Zagat, и доверие к ним влияют дополнительные отличительные знаки гида, о которых позаботился маркетинговый отдел компании, — фирменные наклейки Zagat. Чаще всего владельцы клеят их на двери или окна заведений, чтобы проходящий мимо мог понять, что кафе можно доверять.


Гид Zagat — это отличный пример того, что люди больше доверяют мнению простых посетителей, а не ресторанных критиков. Но есть и обратная сторона: сложно представить, чтобы настоящие foodies и профессионалы ресторанной индустрии всерьёз прислушивались к мнению народного гида.


"Понятно, что после публикации в нашем гиде заведения становятся более популярными. Один ресторан в Бруклине в нашем гиде был оценён 28 баллами из 30 за еду. После этого The New York Times посвятила ему свою первую страницу. Теперь он забит на два года вперёд. Благодаря нам это произошло или нет? Поди узнай! Может быть, если бы он получил 27 баллов, он также был бы полон?" (с) Тим Загат основатель компании


Текст: Анна Масловская, Инга Шепелева