Ice Wall
В 20 километрах от оазиса Ширмахер, в сторону массива Вольтат, находятся «Скалы Института Геологии Арктики». На широком западном склоне самой дальней скалы надувает ветром большой снежник, который со временем превращается в ледник, стекающий со скалы. Нижний край этого ледника срезается стекающим в океан ледовым панцирем. В результате чего на краю ледника образуется ледяная стена (Ice Wall) высотой 20–25 метров. Такое запутанное стечение обстоятельств редко встречается в безжизненной ледяной пустыне, поэтому Ice Wall — это одно из немногих мест, которое туристы посещают в рамках путешествия на Южный полюс.
Так сложилось, что у нас в гостевом доме «Оазис» гостили победители школьной олимпиады в Претории. После того, как я провел экскурсию по нашей станции, меня попросили помочь гиду в сопровождении школьников в экскурсии на Ice Wall. Так что сегодня небольшой фотоотчет из этой поездки.
По своей сути «Скалы Института Геологии Арктики» эту нунатаки высотой от 820 до 1215 над уровнем моря, но над ледником они возвышаются всего на 120–315 метров. Это связано с тем, что в южном направлении ледовый панцирь резко набирает высоту и вершина северного нунатака находится на уровне подножия южного нунатака. Такая математика вводит меня замешательство и сводит на нет все мои альпинистские порывы. Ибо зачем лезть на нунатак если через пару километров лёд будет выше этой горы? Но еще больше удручает тот факт, что этот нунатак посреди ледяной пустыни гораздо красивее, чем вид самой ледяной пустыни с вершины этого нунатака. Кстати, скорей всего, ранее, эти нунатаки были покрыты льдом и поэтому правильнее называть их «нунакол».
Весьма любопытно выглядят эти нунаколы на спутниковых картах Google. На снимках отчетливо видно, как лёд обтекает нунаколы и продолжает движение в сторону оазиса. Самый ближний к оазису нунакол называется «Гора Кит», так как со стороны похож на кита. На фото ниже «Кит» прямо над фарой. Кстати, его высота 930 метров, а выступает над льдом всего на 230 метров.
С запада на восток нунакол «Кит» имеет протяженность в 2 километра. Лёд обтекает эту стену и на северной стороне снова смыкается, унося на себе валуны, осыпавшиеся с горы. Причем эта гряда валунов длинною в 30 километров огибает оазис и подходит к нему с северной стороны в районе мыса Тюленьего, где в компрессионных складках льда происходит накопление камней. По мере таяния края ледника, соприкасающегося с оазисом, происходит перенос камней, из которых впоследствии формируются 5-ти метровые марены на берегу оазиса возле мыса Тюлений. Пока что это единственное разумное для меня объяснение образования камней в ледовых складках на шельфовом леднике, двигающегося со стороны океана.
Также с северной стороны нунакола «Кит» в тех местах, где смыкается лёд, образуется зона трещин, плюс талая вода, стекающая с нунакола, образует пустоты во льду. Пара таких трещин отчетливо видна по краям кадра на следующей фотографии.
Выглядят эти трещины не особо страшно, и пешеход может легко пройти по ним, а вот для машины такие трещины представляют большую опасность, т.к. снег внутри трещины может не выдержать вес машины, и тогда колесо провалится на пару десятков сантиметров вглубь. На скорости этого достаточно для того, чтобы вырвать колесо с корнем или как минимум пробить колесо об острый край трещины. Так на прошлой неделе ребята выбили стойку и повредили покрышку, когда на небольшой скорости колесо провалилось в криоконит.
Так что езда на машине по Антарктиде в конце февраля больше напоминает поездку по минному полю. Крадемся на скорости в 5 км/ч и стараемся объезжаем белые пятна на леднике. Периодически приходится выходить из машины и прощупывать палкой поверхность льда. В результате чего дорога в 25 км до Ice Wall в конце февраля может растянутся с 1,5 часов до 3-х часов в одну сторону. Как по мне, так это только к лучшему - все же целых 6 часов антарктического сафари, да еще и под AC/DC.
«Это все, что я знаю о креветках», далее фото Ice Wall с небольшими комментариями.
Это западный склон нунакола и Ice Wall под ним. В правой части кадра видно, как ледовый панцирь Антарктиды наплывает на южный склон нунакола.
Это то самое место где ледовый панцирь Антарктиды подрезает ледник стекающий с западного склона нунакола.
К сожалению, даже при ISO-50 и выдержке в 1/24000 секунды большая часть фотографий оказались засвечены, спасти удалось лишь малую часть. Сложнее всего оказалось фотографировать «хрустальные» сосульки, висящие на ледяной стене.
Группа школьников из ЮАР и гид из Аргентины — Juan Pablo. До Антарктиды несколько лет работал гидом на Аконкагуа.
Под северным склоном нунакола в ледовой впадине образуется озеро.
Ice Wall во всей своей красе и еще одно «теневое» селфи на его фоне.
Две машины и человек на фоне ледового панциря. Порою только так можно осознать масштабы объектов.
Небольшая остановка пока ищем безопасный переход через ледовую трещину.
Напоследок пара фотографий красивых облаков. Это вид с ледового панциря на шельфовый ледник, по которому плывут тени от облаков. Как-то так и выглядит настоящее антарктическое сафари.
Всем спасибо за внимание.
Буду рад видеть в гостях на Telegram канале «Антарктида On-Line».
Там я публикую свежие новости и фотографии, а также отвечаю на вопросы.
Лига путешественников
28.7K постов54.8K подписчиков
Правила сообщества
1) Больше времени проводите со своими близкими, особенно с родителями.
2) Видео приемлемы исключительно в качестве поддержки основной части поста, репосты влогов из ютуба удаляются.
3) Старайтесь всегда быть вежливыми, поверьте — это качество еще никогда никому не сделало плохо.
А вообще, если вы читаете внутренние правила сообщества на сайте, где есть основные правила, которые вы, наверняка, уже прочитали, то почитайте заодно еще и правила провоза багажа в японских авиалиниях или правила прохода кораблей через Босфор и Дарданеллы
Рекомендация: указывайте в тегах географическое положение.