H3 выходит на орбиту при втором запуске
Джефф Фауст, 16 февраля 2024 г.
Первоисточник
Японская ракета H3 отправляется в испытательный полет 16 февраля, почти через год после неудачного первого запуска. Фото: JAXA
Обновлено 17 февраля дополнительными подробностями от JAXA.
ВАШИНГТОН — Японская ракета H3 успешно вышла на орбиту при втором запуске 16 февраля, почти через год после неудачного первого запуска.
Ракета H3 стартовала с космодрома Танэгасима в 19:22 по восточному времени после двухдневной задержки, вызванной погодными условиями. Во время обратного отсчета сообщений о проблемах не поступало, при этом взлет происходил в начале «окна» продолжительностью более двух с половиной часов.
Ключевым моментом запуска стало отделение разгонного блока и запуск двигателя LE-5B-3. Во время первого запуска носителя в марте 2023 года этот двигатель не сработал, что вынудило диспетчеров подать команду на уничтожение ступени и ее полезной нагрузки - спутника наблюдения Земли ALOS-3.
Во время этого запуска, обозначенного японским космическим агентством JAXA как испытательный полет H3 2 (H3TF2), двигатель действительно включился. Ступень вышла на предварительную орбиту высотой около 674 километров через 16 с половиной минут после старта, а несколько мгновений спустя развернула одну из своих полезных нагрузок - спутник для обработки изображений CE-SAT-1E, созданный Canon Electronics.
Примерно через девять минут за ним должна была последовать другая вспомогательная полезная нагрузка - спутник cubesat под названием TIRSAT. В более позднем заявлении JAXA сообщила, что сигнал разделения для tIRSAT был отправлен, но прямо не указала, что cubesat развернулся.
Второе включение разгонного блока произошло через час и 47 минут после старта и длилось 26 секунд. После этого верхняя ступень развернула свою основную полезную нагрузку, имитатор массы, называемый полезной нагрузкой для оценки транспортного средства (VEP) 4. VEP-4 представляет собой металлическую колонну с той же массой и центром тяжести, что и спутник ALOS-3. JAXA запустила инертную полезную нагрузку после критики по поводу полета ALOS-3, спутника стоимостью 200 миллионов долларов, при первом запуске ракеты.
Этот второй запуск был разработан для демонстрации возможности контролируемого возвращения как разгонного блока, так и VEP-4, сказал Ясуо Исии, вице-президент JAXA, во время сессии Конференции по космическому мусору, организованной Саудовским космическим агентством 11 февраля.
JAXA и главный подрядчик ракеты-носителя, Mitsubishi Heavy Industries, потратили месяцы на расследование аварии при первом запуске. Инженеры пришли к выводу, что, хотя ракета получила сигнал на запуск двигателя, сбой в электросети помешал запуску системы зажигания.
Хотя расследование не выявило единой первопричины, оно выявило три сценария, которые, скорее всего, объясняют случившееся: короткое замыкание проводки в системе зажигания, неисправный транзистор в системе зажигания и сбой в одном компьютере в системе управления ступенью, который подключил электрический ток на резервный компьютер, что привело к его отказу. JAXA внесла изменения, чтобы предотвратить повторение любого из этих сценариев.
Потенциальные проблемы с системой зажигания затронули и более старую ракету H-2A, в которой используется версия того же двигателя верхней ступени. Это привело к заземлению H-2A на полгода, и ракета вернулась к полету в сентябре.
H3 является ключом к будущим космическим планам Японии. Ракета придет на смену H-2A и будет выполнять гражданские и военные миссии, включая запуск нового космического корабля HTV-X, который будет доставлять грузы на Международную космическую станцию. H3 также спроектирован для работы с гораздо меньшими затратами, чем H-2A, что делает носитель более конкурентоспособным на рынке коммерческих запусков.

Космическая движуха
2.2K постов1.5K подписчика
Правила сообщества
О космонавтике, событиях в космосе, о космической политике. Разных стран и компаний. В основном о текущей пусковой и исследовательской деятельности.
Основой являются материалы группы ВК "Космическая движуха" и телеграм-канала "Космос. Инфографика. Тексты."