Фольклора немношк

...В одной непальской народной сказке описывается деревня призраков (в ином переводе -- "деревня дураков"), где не осталось ни одного живого человека, лишь неприкаянные души мертвых, обитавшие в постепенно ветшающих строениях. Основным их занятием было гордиться формой балконов, цветом крыш и длиной и диаметром водосточных труб, считая эти внешние архитектурные особенности своей собственной заслугой.

Поскольку та деревня многие годы стояла заброшенной и некому было провести ритуал, никого из призрачных обитателей не смущала эта невозможная ситуация. Лишь иногда, когда в одном и том же здании случайно заводилось одновременно два или три привидения, и они начинали полагать чердак и стены своими поочередно, это вызывало некоторое беспокойство у более респектабельных соседей. Тогда одни призраки начинали лечить других, начитывая воображаемые мантры и применяя воображаемые мокрые простыни.

Не помню, чем там закончилось дело. Скорее всего, чем-то счастливым, как в большинстве сказок этого жизнерадостного народа. Но дело не в этом; есть серьезное подозрение, что некто, считающий пережитое самадхи своей заслугой, достижением или собственностью, -- ничем не отличается от того фольклорного призрака, полагавшего своим цвет витражей в чердачных оконцах.

Подобные притязания превращают случившееся прозрение подлинной природы в мушиный кал. И они нелепы так же, как сон впавшего в зимнюю спячку ежа, воображающего себя ангелом, падшим после небесной битвы и героически ползущим через заснеженную чащобу обратно на гору Кайлас.

Весной, когда еж проснется, он обнаружит, что ничего этого не было. А когда очнется читатель этой книги, обнаружится, что не было и ежа -- хотя сейчас он и переживается в качестве чего-то относительно реального.

С самим читателем, кстати, дело обстоит точно так же.

______

Б.Н.Полевой (Бианки), "Повесть о предстоящем человеке"