Фарукшин Раян. Грозная зима. Первое утро. Ч.1

Первое новогоднее утро встретило нас непроглядным темно-серым небом. В воздухе пахло гарью. Где-то горели подорванные нефтяные скважины и нефтехранилища. Тревожные новости поступали с узла связи. Прослушивавшие радиоэфир связисты докладывали, что введенные ночью войска ведут тяжелые бои в полном окружении в центре Грозного. Имеются потери...
Нашей группировке поставлена задача сформировать штурмовой отряд и продвигаться на помощь к майкопской бригаде, в направлении железнодорожного вокзала. Ядро группировки должно было состоять из усиленного танками батальона от 19 МСД, сводного полка 76 ВДД и десантного батальона 21 овдбр. Моих разведчиков оставляют в резерве Командования. С небольшой группой своих набиваюсь идти впереди батальона бригады. Наша задача - разведка, ни каких боев. Необходимо было собрать информацию о положении, составе и вооружении противника.
В районе населенного пункта Октябрьский разведчики псковской дивизии смели в огневом контакте засаду "душков". Колонна неумолимо двигалась на Восток, к городу. Где-то впереди "ухают" разрывами артснаряды выпущенные по Грозному. Значит мы уже рядом.
На каждой высотке были оборудованы районы обороны по всем правилам военной науки. Все выглядело, как на картинке из Боевого Устава. Работали явно специалисты. Траншеи, ходы сообщения, землянки и перекрытые щели. Многое укреплено и залито бетоном. Готовились не один день, тем более не зимой.
До обеда не встретив серьезного сопротивления, мы подошли к дачному району Грозного. На дачах немного повоевали. Встретились с небольшой группой боевиков, которые понеся потери отошли в город и растворились.
Передвигаясь последовательно по высоткам, нам удавалось довольно быстро и, главное, без потерь подойти к Грозному. На одном из скатов стояли колонны рязанского десантного полка, тяжелая бронетехника уральского мотострелкового полка с танками. Внизу немного поодаль виднелись многоэтажки, гаражи. В городе были слышны одиночные разрывы, ружейно-пулеметная стрельба. Справа от нас горели нефтехранилища, наполняя и без того тяжелый воздух специфичным черным едким дымом.
Командир мотострелкового полка отказался вводить своих в город. Также без движения стояли и БМД рязанского полка, имевшего куда меньше серьезной бронетехники, чем пехотинцы. Наша же колонна после недолгих минут остановки пошла в город. Наши отцы-командиры знали, что там, впереди, ждут еще нашей помощи блокированные "майкопцы". Все это понимали и потому молча шли вперед. Больше всего удивило нас то, что их же собратья пехотинцы стояли и не особо рвались им на выручку. Вот оно братство по оружию... Позорники... А еще потом удивляются, почему их не любят десантники?!
На этой короткой остановке я увидел четырех своих однокашников, которых до этого дня не видел более двух лет. Некоторых уже в последний раз...
Дойдя до гаражей у многоэтажного дома, подаю команду спешиться. Входим в город.
Разведка, вперед! И дозор ушел за поворот. Медленно, крадучись, как коты на подушечках разведчики передвигались от укрытия к укрытию, взаимно перекрывая свои и смежные сектора наблюдения. Колонна же замерла, притихла и всеми способами вслушивалась в каждый звук.
Город встретил нас напряженной тишиной, черными зияющими дырами окон, в которых почти не было стекол. А те, что еще не потеряли своих стекол были перечеркнуты белыми крестами бумаги, как в Великую Отечественную. Где-то не далеко горели дома, слышался треск шифера или чего-то подобного. На стенах и заборах надписи: "Русские не уезжайте! Нам нужны рабы и проститутки!" Первые мысли: "Вот мрази!"
Впереди колонны псковичей шел танковый взвод, который только что потерял первый танк. Псковичи ушли влево на улицу Социалистическую, мы же выходим параллельно справа от них.
Оставшийся на перекрестке дорог стоит танк Т-72, свежая темно-зеленая окраска немного не вписывается в зимний пейзаж. Танк напоминавший слона с длинным хоботом, который явно искал себе цель...
Первым в его прицел попал "трофейный" БТР, на котором передвигались мои разведчики, "особисты" и майор-оружейник. В воздухе повисла напряженная тишина, в которой были даже слышна работа электродвигателей привода наведения танковой пушки. Несколько секунд напряженной тишины. Все!...Слава богу!... Танкисты опознали нас и мы, с облегчением вздохнув, продолжили движение. Разведчики ушли вперед.
Поравнявшись с четырехэтажным зданием какого-то училища или школы, один из моих разведчиков сидящих на броне заметил бородача в окне четвертого этажа. Не долго думая, подаю команду "Противник слева! К бою!". Бойцы спрыгивают и занимают удобные огневые позиции. Но наводчик БТР не смог навести КПВТ на эти окна. Угол возвышения слишком велик. Тогда мы быстро определив три окна с одинаковыми занавесками на этаже вместе с оружейником закидали гранатами из "подствольника". Такой прием можно назвать - "От границы - к центру".
Результат нашей стрельбы заметил все тот же боец. "Борода" показалась в окне и больше не вставала. Разведчики "зачистили" здание и вынесли первые трофеи - РПГ и два АКМ с патронами.
Колонна из БТРа, шести машин с личным составом и КШМ Р-142Н вышла на улицу Социалистическую и двинулась в сторону центрального парка параллельным курсом с псковичами.
Впереди метров в ста псковичи попали в засаду. Завязался бой. Ничего не понятно. Откуда стреляет враг?! Его не видно, но он уже рядом. На перекрестке выстрелом РПГ подбита БМД, горящие бойцы пытаются выскочить из боевого отсека, но невидимый нам пулеметчик "срезает" их длинной очередью, и парни падают рядом с горящим факелом машины...
Идущая следом БМД обходит справа горящую "Бэшку" и, подставляя свой правый борт, дает возможность братишкам забрать своих раненных и "двухсотых". Им уже все равно, но не нам!... Никто даже в мыслях не допускает оставить своих ребят здесь. Даже "двухсотых"...
Огонь усиливается. Падают еще несколько десантников. По прикрывающей БМД выпускают две ПГ гранатометчики. Орудие и ПКТ уже смолкли, значит, убит наводчик-оператор. Подраненная машина отползает за угол этого полу разбитого дома еще видимо сталинской постройки. Молодец, механ. Все же вывез своих из под огня...
Наконец-то догадались выкатить танк на прямую наводку. Танк бьёт по нижним этажам дома, в надежде его развалить и похоронить этих уродов живыми.
Справа от нас в доме замечено шевеление. Беру группу бойцов и направляюсь обходя справа во двор двухэтажного жилого дома. Пара боевиков увидев нас уносит ноги за угол. Мы, осторожно передвигаясь, обходим еще правее, прикрываясь толстыми стволами деревьев. Пройдя двор, выходим к злополучному дому, по которому ведет огонь танк. За домом спокойно сидят несколько боевиков, два гранатометчика перезаряжаются.
Увидев нас, они оторопели и кинулись в рассыпную... Посылаю ВОГ (выстрел осколочный гранатометный к "подствольнику") и короткую очередь вдогон чертям...
Рассеяв эту группу, возвращаемся к своим. Нельзя увлекаться погоней - можно попасть в засаду. Тем более город не знакомый.
Вышли к колонне. Комбат ранен в лопатку. Ему оказывают помощь. В окне первого этажа замечено шевеление занавески. Наши "особисты", проснувшись, решили поиграть в "СМЕРШ". Два майора-летчика взяли АКСУ и бронежилеты пошли на "свободную охоту". Комбат, увидев этих Рембо спросил: "А куда поперлись эти пьяные обезьяны?"
Сидим вдоль улицы у деревьев. Откуда нам ждать выстрела, никто не знает. Вдруг в доме слышится возня. Несколько ударов ногой в дверь и длинная очередь. Пули свистят у нас над головами. Мы разворачиваемся и готовимся к стрельбе. Огонь открывать не пришлось, оказалось, наши "особисты" выбивали ногами двери и стреляли в помещение, где как им показалось были "духи"...
Прибежал комбат, понял что происходит, попросил меня присматривать за суперменами и не отпускать далеко от себя. Для их же блага. Так и сделал.
Вечерело. К сумеркам нам удалось продвинуться еще на несколько кварталов и очистить центральный парк культуры и отдыха. Все подразделения занялись оборудованием оборонительных позиций и мест для отдыха личного состава. К вечеру стала подтягиваться тяжелая бронетехника техника. Инженерными машинами выкорчевали несколько деревьев.
Пока было еще светло, мы стали осматривать близлежащую местность. Несомненной достопримечательностью парка являлось наличие ресторана и пивобезалкогольного комбината, в закромах которых было найдено немало запасов соков и вина.
При осмотре во дворе пивобезалкогольного комбината обнаружена пехотная БМП-2 с расстрелянным боекомплектом. Рядом трупы трех пехотинцев. По всей видимости "майкопцы", которым посчастливилось вырваться из огненного мешка железнодорожного вокзала. Рядом у забора и в холодильной камере - несколько трупиков "бородачей". Одеты в нашу форму, с нашивками "Россия. Вооруженные Силы". Наверное вся группировка ходила на смотрины.
Возвращаясь к своему БТРу заметил, что большой фонтан на центральной аллеи превратился в огромный склад боеприпасов, напоминавший пирамиду. Пришла на память картина Верещагина "Апофеоз войны", только там были черепа, а здесь ящики с боеприпасами...