Джин из бутылки, или загадка Хогарта

В феврале 1751 года художник Уильям Хогарт шокирует Лондон гравюрой «Переулок Джина» (Gin Lane). Пронзительные образы отчаяния и безумия на этой гравюре будоражат зрителя и почти три века спустя. Но что «читали» в гравюре современники Хогарта, почему он поставил высокое искусство на службу антиалкогольной пропаганде, при чем тут экономика Англии и пираты из «Острова сокровищ»?

Джин из бутылки, или загадка Хогарта Научпоп, Англия, Длиннопост, История (наука), Алкоголь, Блоги компаний

Создано с помощью Искусственного Интеллекта

Пора по пабам

Чуть ниже мы подробно разберем гравюру Хогарта, а пока отправимся в английский паб конца 1680-х годов и полюбопытствуем, что пьют англичане. В конце XVII века трон «короля напитков» в Англии прочно занимает французский бренди. Ром непопулярен, виски пьют только шотландцы да ирландцы, а джин вообще считается лекарством — «можжевеловую воду» врачи прописывают как мочегонное. Популярность коньяка может оспорить только пиво — но эти соперники находятся в разных категориях. Все меняется в 1689 году, когда английский престол занимает голландец Вильгельм Оранский. Французский король-католик Людовик XIV не признает легитимность короля-протестанта Вильгельма. Англия вступает в затяжной конфликт с Францией. Стремясь побольнее ударить французскую экономику, Вильгельм вводит пошлины на импорт коньяка.

И вот тогда настает звездный час напитка с родины голландского принца — джина.  В 1690 году парламент снизил налоги для винокуров — теперь перегонять зерновой спирт мог кто угодно.  С одной стороны, собственное производство заменило потребность в импорте коньяка, с другой — акциз на спиртные напитки помог финансировать войну с Францией. Элита аплодировала ловкому ходу правительства — и Франции насолили, и английским фермерам помогли, повысив спрос на зерно. Джин становится модным напитком, своего рода маркером «свой-чужой». Пьешь джин? Значит, ты за короля и протестантскую веру!

В 1694 году конфликт Англии и Франции выходит на новый виток — начинается война за пфальцское наследство. Казна истощается. Правительство основывает Банк Англии, вводится понятие госдолга, а еще увеличивается налог на пиво.  Теперь джин и пиво практически сравниваются в цене. Те, кто раньше предпочитали только пиво, впервые обращают внимание на «крепкую можжевеловую воду» — и армия поклонников джина растет.

За пенни — пьян, за два — мертвецки пьян

Позиции джина усиливаются, когда Вильгельма сменяет на троне королева Анна. Тучная, страдающая подагрой, королева заслужила в народе прозвище «Бренди Нэн» — за любовь к бренди, который она разбавляла холодным чаем. При Анне в 1710 году возвели собор святого Павла в Лондоне, и в честь окончания строительства перед западным фасадом собора установили статую королевы. По иронии судьбы, напротив статуи располагалась лавка торговца джином. Злые языки нашли повод лишний раз посмеяться над пристрастием королевы к крепким напиткам, сочинив песенку «Brandy Nan, Brandy Nan, You’re left in the lurch, Your face to the gin shop, your back to the church» (Бренди Нэн, Бренди Нэн, ты оставлена в беде, лицом к джиновой лавке, спиной к собору).

Помимо судьбоносных для страны решений — например, объединения Англии и Шотландии, в правление Анны принят закон, ставший камушком, который сдвинет лавину. Анна отменила лицензирование производства джина — так в окрестностях Лондона появились сотни винокурен, гнавших «можжевеловую воду» без какого-либо контроля за качеством.

Дальше — больше. В 1720 году количество новоявленных джиноделов возросло в геометрической прогрессии с принятием закона, который освобождал винокуров от постойной повинности — и тогда гнать джин начинают еще и трактирщики, чтобы не размещать солдат на постой.

Даниэль Дефо в 1726 году по заказу винокуренных заводов пишет «Краткий обзор винокуренной торговли», в котором восторгается качеством джина и с гордостью отмечает успех импортозамещения бренди джином. Всего через пару лет, видя нарастающее падение нации в алкогольный угар, автор «Робинзона Крузо» раскается в этой поддержке.  

Джин стал любимым напитком бедняков. «За пенни — пьян, за два — мертвецки пьян, солома, чтобы упасть — бесплатно» — зазывали клиентов торговцы. Джин помогал согреться, заглушить голод. И убивал — десятками человек в день.  В напиток и без того низкого качества подмешивали скипидар и даже серную кислоту, люди нередко слепли и сходили с ума — но остановиться не могли, джин быстро вызывал привыкание.

Первый звоночек, что выигрыш в экономической тактике оборачивается стратегической катастрофой, прозвенел в 1723 году — из-за джиномании в течение десяти лет смертность в Лондоне будет превышать рождаемость, а детская смертность достигнет чудовищных 75%. К 1730 году джином торговали около 7000 заведений, не считая подпольных, на каждого жителя Англии, включая младенцев, приходилось 10 литров джина в год.  Спохватившись, в 1729 году парламент выпускает закон о джине — до 1751 года выйдет еще семь законов, каждый из которых закрывал лазейки в предыдущем. Налог с продаж вырос в 60 раз, ответом стал рост нелегального производства и контрабанды.

Скажи «мяу»

В 1738 году выходит пятый по счету закон, который фактически объявляет производство джина нелегальным. К этому времени правительство ввело поощрение «стукачей», которые доносили о продавцах и производителях джина. Доносчиков стали отлавливать на улицах, избивать и даже убивать. Гнать пойло меньше не стали — винокурни и продажи просто ушли в тень. Несмотря на суровость закона, в нем все же оставались лазейки, чем и воспользовался ирландский авантюрист, шпион и драматург отставной капитан Дадли Брэдстрит.  По закону, для доноса требовалось знать имя человека, который арендует недвижимость, используемую для незаконной продажи джина. Без выполнения этого условия власти не могли войти в дом. Капитан Дадли попросил друга снять дом в лондонском Сити, въехал в этот дом с запасом джина и еды, и забаррикадировал входы и выходы. У двери он приколотил вывеску с изображением кота. В пасти кота проделали прорезь, а под лапой кота вывели трубу. Алчущий джина лондонец, подойдя к двери, произносил пароль: «Кис-кис!». Если Дадли за дверью отвечал: «Мяу!», то покупатель бросал два пенни в прорезь, и подставлял под трубу кружку, в которую лился джин.

Выдумка оказалась очень удачна — Дадли целый месяц безнаказанно торговал джином, заработав 22 фунта. Возле его дома ежедневно собирались толпы, пока подобный трюк не освоили конкуренты капитана.  

Потому что пьет пират джин

В песенке из советского мультфильма по книге Стивенсона удачно срифмованы слова «Джим» и «джин» — все наверняка помнят, что у пирата нет шансов против Джима, «потому что пьет пират джин». Случайно или нет, но авторы песенки оказались исторически точны — действие романа «Остров сокровищ» разворачивается в самый разгар джиномании (примерно в 1745-1746 гг.), и пираты в то время, скорее всего, действительно предпочитали джин. По теории писателя В. Точинова, изложенной в книге «Остров без сокровищ», трактир «Адмирал Бенбоу» — перевалочная база контрабандистов джина. В этом есть своя логика — «Адмирал Бенбоу» расположен в полумиле от деревни, возле безлюдной дороги, на мысе. Ни один ресторатор или отельер не одобрит подобной локации. Но рядом с трактиром бухта Киттова Дыра, в которую может зайти только судно с небольшой осадкой, и эта бухта не просматривается из деревни. И если принять версию В. Точинова, то семья Хокинсов не ошиблась с местом для бизнеса…

Оставляя за скобками споры о теории Точинова, которую одни считают сплошной конспирологией, а другие — интересным литературным расследованием, вернемся к гравюре Хогарта.

Переулок Джина

Давайте рассмотрим гравюру в деталях. Действие гравюры происходит в трущобах лондонского прихода Сент-Джайлс, которые под иглой мастера превращаются в ад. Место действия выбрано неслучайно — по этим улицам везли осужденных на виселицу, и на этом участке смертник имел право на «чашу св. Джайла» — наполненный джином кубок.

Джин из бутылки, или загадка Хогарта Научпоп, Англия, Длиннопост, История (наука), Алкоголь, Блоги компаний

Источник: royalacademy.org.uk

В гравюре заметно влияние Брейгеля и Босха — чего стоит хотя бы безумец с кузнечными мехами на голове, размахивающий пикой с насаженным младенцем. В левой части плотник и кухарка закладывают ростовщику пилу и кастрюли, чтобы раздобыть деньги на джин. Свисающая эмблема ростовщика словно заменяет крест на виднеющейся вдали церкви св. Георгия. Мальчик за парапетом отнимает кость у собаки, рядом с ним уснувшая стоя женщина. Присмотритесь — возле нее улитка, символ лени и греха. Висельник с верхнего этажа словно наблюдает за апокалиптическим безумием — дракой калек и тем, как пьяная мать поит младенца джином. Центральная часть композиции — женщина, в алкогольном угаре выпустившая младенца, который вот-вот погибнет. Возможно, эта часть гравюры — отсылка к скандальному делу Джудит Дюфур. В 1735 году Джудит забрала двухлетнюю дочь из работного дома и задушила ребенка платком.  Бросив тело в канаву, она продала одежду дочери, выданную в работном доме, а деньги потратила на джин. Джудит судили и повесили, и эта жуткая история положила начало волне осуждения джиномании.

У женщины сифилитические язвы на ногах, она нюхает табак — символ проституции. Рядом с ней — полумертвец, бывший солдат, он более не нужен стране. В его корзине — памфлет против джина, который тоже никому не нужен на этой улице, рядом с ним черная собака — символ печали. На заднем плане рушащийся дом — знак упадка.

Переулок Пива

Джин из бутылки, или загадка Хогарта Научпоп, Англия, Длиннопост, История (наука), Алкоголь, Блоги компаний

Источник: wikipedia.org

В пару к «Переулку Джина» Хогарт выпустил «Пивную улицу», на которой счастливые люди наслаждаются национальным напитком — пивом. Они не бездельники — просто присели отдохнуть. На улице праздник — день рождения короля Георга II, о чем говорит флаг на церкви св. Мартина на заднем плане. Кстати, дом художника находился рядом с этой церковью. Хотелось бы обратить внимание читателя на фигуру маляра в центре гравюры. Маляр, рисующий рекламу джина — единственный человек на картине, одетый в обноски. Некоторые исследователи полагают, что в образе маляра Хогарт сатирически изобразил швейцарского художника Жан-Этьена Лиотара, автора знаменитой «Шоколадницы». По другой версии, бедный маляр — это сам Хогарт, об этом говорит палитра, которую художник сделал своим фирменным знаком на автопортретах.

Джин из бутылки, или загадка Хогарта Научпоп, Англия, Длиннопост, История (наука), Алкоголь, Блоги компаний

Уильям Хогарт. Источник: wikipedia.org

Год 1751 стал началом конца джиномании. Хотя страна по-прежнему нуждалась в средствах, у властей хватило политической воли отказаться от доходов, которые приносил джин — здоровье нации оказалось дороже любых денег. Парламент выпустил восьмой акт о джине, в поддержку которого Хогарт и создал эти гравюры. Закон вернул лицензирование и ввел высокие сборы с торговцев.  Англичане переключились на пиво, а еще в моду вошел чай, импорт которого поощрялся государством.

Безумие, длившееся более полувека, унесшее жизни тысяч людей, постепенно сошло на нет. Сейчас джин — это просто напиток, о страшной истории которого напоминают разве что гравюры Хогарта.

Впрочем, оборотную сторону ослабления государством контроля над алкогольной индустрией мы знаем не понаслышке — антиалкогольная кампания времен перестройки и отмена монополии государства на производство алкоголя в начале 90-х годов прошлого века оставили не самые приятные воспоминания. Но это уже тема для другой статьи…

Реклама ООО «Финам.ру», ИНН 7710948890, erid: 2VtzqwcSMTo

Пожалуйста, соблюдайте правила общения в блогах компаний