Деконструкция Родзаевского. Ч1
Здравствуйте, уважаемые господа пикабушники. Вышло так, что сегодня я хотел Вам рассказать историю одного крайне необычного персонажа из белоэмигрантской среды. Однако, в результате поиска информации я обнаружил, что о нём уже написана необычайно подробная, вдумчивая, с ссылками на множество источников. Я ставлю тег "Моё", потому, что я подбирал фотографии к этому посту, помимо тех, что приложили авторы статьи. Я искренне выражаю свое уважение паблику Fiamma Nera, за их невероятную работу.
Копирайтер осуждает нацизм, фашизм, японский милитаризм. Статья размещена в ознакомительных целях и критикует Родзаевского.
Введение:
Имя Константина Владимировича Родзаевского получило довольно широкую известность в последнее время. Это стоит объяснять, скорее всего, возросшим интересом к т.н «Третьему пути». Родзаевскому поют дифирамбы, а идолопоклонники называют чуть ли не отцом русского национализма. Всероссийская фашистская партия, к которой относился вышеобозначенный персонаж, называется крупнейшей эмигрантской организацией, которая насчитывала около 20 000 членов, имела свои отделения по всему миру и была на хорошем счету у нацистской Германии и фашистской Италии…
С другой стороны, горячие почитатели Кости из Благовещенска всячески стараются не замечать преступления, убийства и службу японским властям. Аргументация довольно проста: советская пропаганда решила осквернить доброе имя Константина Владимировича. Из этой же среды вытекает и нежелание признавать переход якобы антикоммуниста и фашиста Родзаевского в стан национал-большевиков, почитающих И.В. Сталина.
Признаться честно, наши познания о К.В. Родзаевском до работы над этой статьей были не слишком обширными: глава фашистов в Харбине, сотрудничал с японцами и любил А. Гитлера — эмигрант как эмигрант, ничего особенного. Но возросший интерес к Константину Владимировичу и массовое появление похвальных комментариев о нем, побудил заняться детальным изучением этой личности. Встал вопрос: справедлив ли этот восторг?
Заметим, что советская пропаганда действительно врала насчет Родзаевского — он оказался ещё хуже.
Обширный материал о всех происках эмигранта давно находился в свободном доступе в интернете, но, по всей видимости, люди не относились к этому с должным вниманием. Только так можно объяснить тотальное невежество, побуждающее как-либо в положительном ключе отзываться о ВФП и её лидере.
В этой статье мы попытались показать истинное лицо Константина Владимировича Родзаевского и его партии. Вымогательства, демагогия, служба японским властям, русофобия, беспринципность — вот объект преклонения современных почитателей харбинских бандитов.
ОТМЕТИМ ОТДЕЛЬНО:
Рамки формата не позволяют нам уместить в себя весь найденный материал — вследствие этого размер статьи был существенно сокращён (например, не будет указано про покрывательство наркотрафика, вымогательства, взаимоотношениям с Семёновым и Вонсяцким, а список преступлений харбинских «фашистов» будет ограничен лишь некоторыми наиболее громкими делами).
Уточним, что в нашем исследовании мы ссылаемся, прежде всего, на эмигрантскую и зарубежную историографию. Хотя от этого может кардинально страдать фактическая часть, что признаем, мы сделали этот шаг ради душевного спокойствия псевдоисториков, которые, в силу своей маргинальности и необразованности, отметают подкрепленные источниками факты деятельности Родзаевского. Надеемся на понимание от уважаемых читателей.
Для полноценного ознакомления с темой мы настоятельно рекомендуем изучить литературу, представленную в конце статьи, поскольку она детально раскрывает те детали, о которых мы, к сожалению, не можем упомянуть сейчас.
ДЕМАГОГИЯ, ВОЗВЕДЕННАЯ В ИСТИНУ
Прежде чем приступить к разбору самой личности К.В. Родзаевского, необходимо остановиться на некоторых устоявшихся мифах.
Всероссийская фашистская партия.
Численность
Мнение о 20 000 человек, которое сегодня распространено, имеет свои истоки с самих речей Родзаевского. В чем была выгода? Выдать ВФП как крупную организацию, которая составляет авангард антибольшевистских сил.
Мнение Родзаевского
Безусловно, что завышенные числа играли на руку японской администрации, под непосредственным контролем которой и находилась данная организация.
Те же числа уже у Вонсяцкого, но после раскола с Родзаевским (sic!) [1, 252-253
Американский исследователь Дж. Стефан отмечает, что числа были завышены в раза три, однако подмечая, что к 1936 года число все-таки достигло отметки 10 000 членов [1, 214]. Совершенно другую численность приводит российский историк Ю. Мельников, определяя общее количество в 4 000 членов [2, 119]. Эти показатели более приближены к реальности, даже учитывая то, что членство в партии было весьма условное (достаточно было просто выписывать партийную газету) и ко времени работы в БРЭМ Родзаевским было установлено преподавания фашизма во всех русских школах в Маньчжурии. Кроме этого в члены фашистской партии добавляли жен, молодёжь, членов дочерних организаций вроде «фашистских крошек». В другом случае, если любой знакомый отправлялся в любую страну, то его просили стать представителем партии, что числилось в штабе партии. По данным советской разведки, численность партии составляла 4 000 человек [3, 270]. Это совпадает с общим тиражом партийной газеты «Наш путь» [1, 96].
К слову и к примеру, численность РОВС к началу Второй Мировой достигала 35 000 человек.
Состав
Кто составлял основу партии? Прежде всего, молодёжь. Но был и целый ряд и интеллигентов, сотрудничавших с ВФП. Вполне возможно, что большую роль в этом альянсе играли деньги – как известно, фашисты были хорошо обеспечены японцами, а харбинские писатели сильно нуждались. Так, в материалах БРЭМ есть указание на то, что Б. Юльский («обитатель пристанских героинок») и ему подобные «используют Фашистскую Партию как дойную корову, не испытывая при этом истинных убеждений» [4, 95].
В качестве доказательства полной безыдейности и пассивности организации следует данный случай:
А фашистская ли вообще?
Обратимся за этим к Анастасию Вонсяцкому, одному из лидеров русских фашистов, участвовавшему в работе организации Родзаевского:
«Если хотите знать, название мы получили от красных. Они окрестили нас русскими фашистами, а мы это имя приняли».
«По моим понятиям, «фашист» значит «стопроцентный антикоммунист», а вовсе не обязательно то, что имеют в виду в Германии и других странах».
«Немецкий, итальянский и русский варианты фашизма различаются во многих отношениях. Российская фашистская партия есть просто объединенное антикоммунистическое движение русских, а фашизм в настоящее время является единственной политической системой на планете, способной покончить с коммунизмом».
[1, 149-150]
Фашисты Восняцкого
Организация — один большой симулякр.
Вся организационная структура и культурная пропаганда являлась компиляцией заимствований у других движений: название собственной партийной должности было «списано» у Сталина, митинговые манеры у Муссолини, пародией на итальянских сквадристов-чернорубашечников являлся Особый отдел, занимающейся по большей частью убийствами и расправами над неугодными русскими эмигрантами, евреями и прочими.
Примечательно, что глава этого органа и друг К. Родзаевского, А.А. Болотов, до своего побега из СССР служил в ОГПУ. Был любителем морфия и весьма привержен насилию, оставаясь холодным к партийной идеологии. Известен тем, что открыл на втором этаже штаб-квартиры Российской Фашистской Партии притон для азартных игр. Любил убивать неугодных ломом. И русские, и японские источники в один голос говорят о нем как о сумасшедшем (в одной японской дипломатической депеше он назван «убийцей-маньяком») — и тем не менее Александр пребывал на высоком посту большую часть 30-х годов. И японские работодатели, и русский «вождь» находили для него уйму дел.
[1, 98-99]
Что касается агитационных материалов, то и тут было мало какой оригинальности.
Константин Родзаевский был убежден, что организации требуется свой «Mein Kampf». Разработать теоретическое обоснование было поручено Геннадию Тараданову и Владимиру Кибардину, сторонникам линии Матковского («Вождь» участия в этом не принимал). Название книги «Азбука фашизма» удивительным образом сочетается с изданной «Азбукой коммунизма» Н. Бухарина, появившейся в 1921 году. Точно так же Родзаевский обошелся без упоминания о Чернышевском и Ленине, дав название «Что делать?» своей брошюре 1935 г., критиковавшей второй советский пятилетний план.
Что касается периодических изданий фашистской организации, то и тут не было особой новизны. Прибранный к рукам Родзаевского листок Б. Румяцнева «Наши требования» поменял название на «Наш путь», хотя по тиражу так и не смог догнать ни «Время», ни «Зарю». В журнале «Нация» Николай Дозоров (псевдоним Арсения Несмелова) и Георгий Семена строчили фашистские вирши, которые читались как пародии на революционные оды Владимира Маяковского. Дыры затыкались бесконечными романами Георгия Кручинина (например, «Свет с Востока»), имевшими чрезвычайное сходство с советской литературной продукцией. Для международного аромата включались и переводные материалы. Журнал щедро предоставлял свои страницы громокипящему многословию Альфреда Розенберга. Для оформления обложек «Нация» поочередно заимствовала образцы муссолиниевского неоклассицизма и антисемитской кухни «Der Stürmer»-a.
Время от времени издатели показывали пример творческого плагиата. На одну из обложек пошел французский военный плакат 1915 года с изображением улыбающегося «пуалю» и надписью «On les aura!» («Мы им покажем!»); художник переделал его в украшенного свастикой легионера РФП, идущего в атаку на жидов-комиссаров.
Согласно «Азбуке фашизма», форма РФП состояла из черной фуражки с черным козырьком, черной, наглухо застегнутой рубашки, черных галифе и таких же сапог. Чтобы не быть принятым за шофера, боец РФП носил портупею и нарукавную повязку с черной свастикой в ярко-оранжевом кружке, обведенном узкой белой каймой. Безусловно, что и тут было прямое заимствование у итальянских чернорубашечников и немецкого национал-социализма.Без музыки поход — не поход, и такой закоренелый поклонник оперы, как Родзаевский, просто обязан был позаботиться о том, чтобы РФП не испытывала недостатка в поднимающих дух песнях. Признанные партийные барды Арсений Несмелов и Николай Петлин снабдили ряд царских и советских мелодий фашистскими текстами; в результате вышли такие харбинские шлягеры, как «С лушай, соратник!» и «Закат красной звезды». Гимн РФП «Вставайте с нами, братья!» пели на мелодию Преображенского марша, где каждая строфа призывала людей вливаясь в фашистские ряды, идти к национальному возрождению.
Официальное приветствие выглядело в виде римского салюта, сопровождаемого выкриком «Слава России».
[1, 96-98; 6, 194]