Чувство отвращения и мозговая химия ( дофамин )

Чувство отвращения – это защитный дофаминовый механизм, направленный на избегание потенциального опасного для вашего тела и психики.

Отвращение повышает уровень дофамина, что мотивирует нас на действия для отдаления от источника отвращения, его устранение. В целом, важно критически относится к этому чувству и не доверять ему слепо. Осознанность помогает увидеть, как это чувство часто ошибается. Культивация отвращения не является полезной стратегией, а может стать лишь еще одной дофаминовой иглой. Частое и интенсивное переживание отвращения с избыточным выделением дофамина может нарушить нормальную работу дофамина в подкорковых структурах мозга.


Чувство отвращения – это предохранительный сигнал, который важно верно истолковать. Часто бывает, что и любимые люди и дела могут вызывать отвращение и это нормально. Это может быть связано с излишним самопринуждением, когда внешняя мотивация (забота о партнере, указка сверху) может привести к тому, что деятельность начинает казаться отвратительной. Слишком частые перепады к отношению к одному и тому же объекту, от тяги до отвращения часто являются признаком зависимости и разбалансированной работы дофаминовой системы.

Злоупотребление отвращением. Очень часто люди прибегают к самостимуляции через чувство отвращения, ведь оно так или иначе поднимает уровень дофамина. Делать то, что считается отвратительным, запретным возбуждает и может стать дофаминовым триггером, искажая нормальное поведение. Те, кто любят обсуждать отвратительные вещи, бороться против них, часто используют это как дофаминовую подпитку.


Чувство отвращения часто используется в манипуляциях для создания какого-либо мнения к группе людей или к событию, товару. Отвратительное непроизвольно привлекает внимание, так как эволюционно оно важно для выживания. Культивируйте осознанность и не реагируйте на манипуляции с чувством отвращения, перерастайте его, фокусируясь на общем, а не на различиях.


Здоровое чувство отвращения помогает вам удерживаться в рамках здорового поведения, сохранять свои границы, удерживаться от проступков и зависимостей, сохранять моральный кодекс. Отвращение помогает сохранять нам границы в повседневной жизни: следить за собой, не переедать и так далее. Отвращение к вредным привычкам помогает бессознательно воздерживаться от них. Отвращение бывает при потере границ и слиянии между партнерами, при объедении даже самой вкусной пищей. Сохраняйте границы и это поможет сохранять и интерес.


Смягчение зависимостей. Сознательное формирование отвращения к объекту тяги может способствовать смягчению зависимости. Фокусируясь на негативных, отрицательных сторонах мы можем повлиять на изменения оценки дофаминового триггера так, чтобы избегать, а не стремится к нему. Однако помните, что избегание может работать только на начальных этапах работы с зависимостью, затем необходима экспозиционная терапия для снижения значимости. При постоянном избегании может возникнуть эффект «инкубации», когда запретное становится все более значимым и важным, что лишь усиливает тягу.


Не давите. Избыточное самопринуждение как в отношении самого себя, других людей, своей работы может привести к отвращению. Избыточное давление и сознательный контроль снижают спонтанность, уровень мезолимбического дофамина и это может усилить неприязнь и отвращение. Если вам нужно сделать работу, но вас тошнит от нее, то используйте метафору соблазнения. Соблазните свою работу! Ведь если вы ухаживаете за девушкой, действуете жестко, давите и прямолинейны, то ее вскоре начнет тошнить от вас, а ваши «ухаживания» будут восприняты как насилие. А если вы будете рядом, но не будете давить, будете загадочны и спонтанны, найдете, что ей нравится, что ее интересует, то в этом случае шансов у вас намного больше.


Милосердие. В буддизме отвращение относится к числу «пяти ядов»: отвлечение, отвращение, привязанность, неведение и тщеславие. Для борьбы с этим «ядом» используется медитация метта или «милосердия ко всем». Во время такой медитации мы фокусируемся на сострадании, сочувствии, любви ко всем живым существам, развивая милосердие и благожелательность. Фокусируясь не на различиях, а на общем для всех живых существ, мы перерастаем это чувство и снижаем значимость различий между собой и другими существами. Отвращение к себе также преодолевается развитием самосострадания и самосочувствия.


( взято из блога ВРАЧА К.М.Н. АНДРЕЯ БЕЛОВЕШКИНА )