Что такое швейцарский стиль и как он повлиял на развитие дизайна
Мы видим его на сайтах, постерах и в рекламных буклетах. Благодаря ему мы можем купить апельсиновый сок в любой стране и не ошибиться с упаковкой. Все это про швейцарский дизайн. Пора разобраться, что же это такое — и почему стиль часто называют интернациональным.
КРАТКАЯ ИСТОРИЯ
1920–1930-е
Швейцарский стиль — феномен мирового дизайна. Он зародился в первой половине XX века и за последнее столетие превратился в полноценную философию, в основе которой лежат простота, минимализм и универсальность.
Плакаты 20–30-х годов в швейцарском стиле — работы Эрнста Келлера (источник: uprock)
Главный теоретик швейцарской школы — типограф и дизайнер Ян Чихольд. В 1928 году он опубликовал книгу «Новая типографика», в которой заложил основы будущего стиля, предложив отказаться от чрезмерного декора в пользу ясности и лаконичности.
С ускорением ритма жизни европейцев вычурный дизайн стал больше мешать, чем цеплять. У людей не было времени рассматривать детализированные цветные картинки и разбираться в витиеватых шрифтах. Чтобы вернуть их внимание, Чихольд поставил во главу стола простые формы и линии, контраст и асимметричность. С его подачи набрали популярность шрифты без засечек и появились Transit, Saskia, Zeus, Uhertype Grotesk и Sabon — основа современных строгих гарнитур.
К концу 30-х благодаря своей простоте швейцарский стиль набрал популярность. Его повсеместно использовали в дизайне брошюр, плакатов, листовок и книг.
1950–1960-е
После Второй мировой войны европейская промышленность искала потребителей в других странах. Фабриканты хотели простой дизайн, понятный всем, и швейцарский стиль полностью отвечал этому запросу. За универсальность его начали называть интернациональным.
Культовые медицинские упаковки производителя Geigy (источники: blog.romashin-design, lewisgaigd.blogspot)
К середине 60-х швейцарская школа достигла расцвета, а стиль стал корпоративным. Крупные международные компании, особенно из США и Японии, все чаще выбирали этот дизайн, потому что его понимали все, вне зависимости от страны и языка.
Плакаты Йозефа Мюллера-Брокманна — ведущего представителя школы швейцарского дизайна (источник: awdee)
1970–1990-е
На рубеже XX–XXI веков к классическому швейцарскому дизайну добавились черты постмодернизма. Этот период называют «новой волной» и даже «швейцарским панком». Стало больше акцентов, набрала популярность перевернутая композиция, в макетах появились «рваные элементы» букв, фигур и фотографий. Дизайнеры начали смешивать жанры, иронично обыгрывать моду той эпохи.
Все эти потрясения не смогли кардинально изменить интернациональный стиль. Его философия и черты сохранились до наших дней.
Смелый швейцарский панк 80-х — цвета, мода и перевернутая композиция (источник: blog.romashin-design)
Так выглядели «рваные элементы» — они придавали дизайну небрежности (источник: teletype)
ШВЕЙЦАРСКИЙ СТИЛЬ СЕГОДНЯ
Принципы
Несмотря на многочисленные изменения и эксперименты, которым подвергался интернациональный типографический стиль, в его основе всегда лежали три принципа.
• Ясность. Дизайн простой и понятный всем, независимо от страны и языка.
• Объективность. Работа вызывает одинаковые ассоциации у большинства, а в идеале — у всех.
• Точность. Все элементы тщательно подбирают и располагают в строгом порядке. Они сочетаются между собой.
Используя понятные формы и образы, дизайнеры привлекают внимание зрителя и устанавливают с ним контакт. За счет простоты повышаются шансы, что проект заметят и прочитают.
На примере сайта huncwot мы видим, что и в 2022 году веб-дизайнеры пользуются наработками швейцарской школы
Ближайший потомок интернационального стиля — флэт-дизайн. Он такой же минималистичный и ориентируется на юзабилити, то есть на удобство и простоту для пользователя.
Инструменты
Модульные сетки. Один из главных инструментов современного швейцарского дизайна. Сетки помогают грамотно организовать пространство при разметке макета, упорядочить контент и упростить его восприятие.
Так выглядит верстка, составленная по модульному принципу (источник: proprint)
В основе сеток лежит разделение на части — модульные клетки. Контент внутри них можно располагать относительно самой страницы или других элементов. Главное, чтобы он был разборчивым и эстетически привлекательным.
С модульными сетками легко работать. Графические дизайнеры с их помощью структурируют информацию, веб-дизайнеры — адаптируют макеты под разные форматы (десктоп, мобильный) и разрешения, фотографы — подбирают идеальную композицию.
Типографика. В проектах используют всего одну гарнитуру. Простую, контрастную, без декора и засечек. Текст располагается фрагментами, так его удобно читать из любого места макета.
Для швейцарского дизайна подходят рубленые шрифты (гротески)
Еще одна яркая черта швейцарской типографики — флаговый набор. Текст выравнивают по левому краю, так его легче воспринимать и читать. Иногда для контраста применяют шрифты разного размера и начертания.
Иллюстрации и фотографии. В начале развития швейцарского стиля дизайнеры использовали преимущественно рисунки. Были популярны линии и простые формы с прямыми углами: квадрат, треугольник. Важно, чтобы композиция оставалась свободной.
Фотографии в швейцарской типографике в основном черно-белые (источник: inspirationfeed)
В интернациональном стиле редко используют больше одного цвета, обычно его достаточно для контраста. Сюжеты фотографий чаще всего документальные и затрагивают вопросы философии, культуры и общества.
ИТОГИ — ГЛАВНОЕ О ШВЕЙЦАРСКОМ ДИЗАЙНЕ
• Зародился в 20-е годы XX века, когда с ускорением ритма жизни возникла потребность в простом и понятном дизайне.
• В основе лежат три принципа: ясность, объективность и точность.
• Швейцарский стиль стали называть интернациональным после Второй мировой войны, когда его начали применять по всему миру.
• Главные инструменты: модульные сетки, типографика, иллюстрации и черно-белые фотографии.
На курсах Pikabu Study вы погрузитесь в тему дизайна с нуля. Первые два модуля посвящены основам дизайна: модульным сеткам и композиции, работе со шрифтами, теории цвета и знакомству с Figma. А дальше вы выбираете, что вам интереснее: продуктовый или веб-дизайн.