Что не так с инфобизом…

Представьте, что ваш ребенок наконец дорос до школы.

И вы неожиданно обнаруживаете, что есть две школы: «Классическая школа» и «Современная ИнфоШкола». И вам предлагается сходить с ребенком на экскурсию в обе эти школы, чтобы выбрать.

Экскурсию в «Классическую школу» выдалась довольно скучной, как для вас, так и для ребенка — вы уже в ней все знаете (сами тут 10 лет провели), а ребенка ровные ряды что-то учащих за партами детей повергают во вселенскую грусть.

Обучение бесплатное (ну точнее финансируется государством, по вашим прикидкам ну тысяч 5-10 в месяц государство тратит на одного ученика).

Конечно же, вам рассказали, что все преподаватели в школе имеют высшее образование, а значит сами как минимум 10 лет отучились в подобной школе и еще 5 лет в вузе, где их худо-бедно (со всеми минусами нашей системы вузов со взятками и т. д.), но все же научили и процессу преподавания и, собственно, преподаваемому предмету.

Вы скептически хмыкаете, ребенок устало хныкает…

На следующий день вы подходите к огромному красивому зданию, вывеска на котором гласит «Современная ИнфоШкола». Вокруг входа шарики, вас встречают улыбающиеся лица кураторов.

Сразу же у входа огромная красочная доска «Достижения наших учеников». Вы видите портреты Машеньки, Олежки и Катеньки с красочным описанием их успехов.

И, естественно, крупным красным шрифтом: «Ваш ребенок может достичь того же и это очень просто!»

Вы долго пытаетесь выяснить, как же построен процесс обучения. За всевозможными «просто», «гениально» и «инновационно» вам едва удается докопаться до сути. А суть такая: никаких учителей в классическом понимании тут нет. Первоклашек учат второклассники, учат тому что сумели узнать / понять / запомнить за свой первый класс. У кого именно учиться — выбирают сами первоклашки. Ну и далее принцип тот же, третьеклассники учат второклашек, и далее, далее…


Вы решаете посмотреть на процесс обучения.

Вот во дворе проходит обучение математике. Второклассник Вовочка расставляет детей с двух сторон сугроба. «Вот, с этой стороны пять человек, и с этой пять человек. Запомните, дети: пять равно пяти!».

Вроде бы все логично, но вы не можете отделаться от мысли что что-то тут не так… В поисках что же именно вы замечаете что с одной стороны сугроба детей не пять а шесть. Вы пытаетесь указать на это Вовочке, но в ответ слышите: «Хейтеры всегда найдутся!», и вам демонстрируется высунутый язык.

На ваше робкое «Но...» Вовочка, осознав что вы все еще не заткнулись, показывает на вас пальцем и дает команду «Пли». Вам в лицо летит 12 снежков и вы слышите назидательный комментарий Вовочки: «А пять плюс пять равно двенадцать». Возразить полным снегом ртом вы уже ничего не можете, да и снежков вам по факту действительно двенадцать прилетело.

Схватив в охапку заливающегося смехом своего ребенка вы бежите в столовую, отмыться от снега и согреться.

С трудом разлепив лицо, вы долго пытаетесь проморгаться перед прилавком с ценами под громкие крики буфетчицы «Скорее определяйтесь, до конца продаж осталось 5 минут… 4 минуты 50 секунд …».

Осознав, что вы сейчас просто умрете без стакана чая, вы решаетесь взять хотя бы его… Отмороженный мозг все еще осознает что 5 тысяч за стакан чая как-то многовато, но лицу уже все равно на ценник.

Буфетчица радостно сообщает: «А для вашего ребенка сегодня чай абсолютно бесплатно!» Ну что же, это действительно позитивная новость.


Ваш мозг, все еще пытаясь соображать, замечает, что вам и ребенку наливают чай из разных кастрюль.

Отдав свои кровные пять тысяч, заработанные на заводе, вы идете с гордым подносом и двумя стаканами чая.

Начинаете жадно отхлебывать чай и осознаете что он едва теплый и без сахара. Решив попробовать чай ребенка, осознаете, что у него чай горячий, с сахаром, и вообще явно другого сорта, намного вкуснее.

Ваш мозг откуда-то выкапывает информацию что это называется «Прогрев».


Кое-как придя себя с помощью чая, вы решаете посмотреть, ведь где-то же должны преподавать и ребята «с доски у входа». Потратив три часа на поиски, вы наконец обнаруживаете Катеньку, забившуюся за шкаф в раздевалке, с книжкой в руках.

Когда Вам все же удается ее разговорить, вы узнаете, что еще в первом классе Катенька офигела от происходящего вокруг, взяла в руки книжку и засела учиться сама.

На вопрос «А где же твои ученики» Катенька отвечает, что «никто не хочет учиться у такой "душнилы».

Попытки выспросить у Катеньки где же Машенька и Олежка приводят к осознанию, что этих детей тут никто никогда и не видел, и не ясно существуют ли они вообще.

Экскурсия подходит к концу. Вы — в ужасе, ребенок — в мечтах о снежках.


Наступает следующий день. Вы с ужасом узнаете, что по новым законам выбирает школу ребенок сам. Догадываетесь, что выбрал ваш?

Спустя месяц вам приходит первый счет за обучение у Вовочки и его коллег. Вы, конечно, пытаетесь возмущаться шестизначной суммой, но слышите в отчет железобетонные аргументы: «Да как вы можете обесценивать труд детей!», «Дети достойны всего самого лучшего», «Настоящее образование бесценно» и прочее...


На немой вопрос к государству вы услышите стройный хор ИнфоКураторов: «А что мы нарушаем?», «Все выбирают самостоятельно и добровольно», и прочее.

А государство, тем временем, начало понимать что что-то пошло не так… и уже пытается натянуть сову «мошенничество» на глобус «инфобиза». Но натянуть что-либо на «лизуна» (помните в детстве такую игрушку?), не запачкав при этом все вокруг, довольно сложно. Нужно искать новые методы, средства и определения. Как когда-то с финансовыми «пирамидами».

P.S. Я сознательно называю это «инфобизом» а не «инфоцыганством», т. к. по справедливости говоря цыгане в данной теме абсолютно не при чем и не должны «звучать» в негативном ключе. Как и египетские пирамиды в случае МММ.