Человек-горшок

Человек-горшок Южная Америка, Перу, Искусство, История

Керамический горшок-сосуд в форме человека, жующего листья коки и держащего бутылку с выпивкой. Культура Мочика. Музей Ларко, Лима, Перу.

Мочи́ка, или моче, — доколумбова культура в Южной Америке, существовавшая с I века по VIII век на побережье Перу. Как и у культуры чиму, являвшейся преемницей мочика, её центр располагался в районе нынешнего города Трухильо, позднее Пампа-Гранде. Южнее моче жили носители культуры наска.

Сегодня моче известны как создатели самых изысканных произведений искусства доколумбовой Америки. Гончарные изделия и керамика моче часто украшены детально проработанными реалистичными лицами и позволяют получить детально представление о воинах моче и иных ее представителях.

Культура мочика вошла во всемирную историю как создательница уникальной, не имеющей аналогов в мире, потрясающей керамики-письменности.

Мочика населяли одиннадцать долин в засушливой прибрежной полосе северного Перу. Будучи земледельцами, они соорудили разветвлённую сеть оросительных каналов, удобряли землю с помощью гуано и выращивали кукурузу и фасоль. В орошённых долинах образовались независимые города с собственными правителями и священнослужителями. Мочика оставили после себя Солнечную пирамиду (исп. Huaca del Sol) и Лунную пирамиду (Huaca de la Luna) — крупнейшие строения, когда-либо возведённые в древней Южной Америке. У мочика ещё не было собственной письменности, однако сохранившиеся пиктографические изображения позволяют восстановить живую картину их цивилизации. Говорили на вымершем языке «мочика» чимуанской семьи.

При раскопках подтверждается, что у мочика существовали кровавые ритуалы. После изучения многих скелетов учёные пришли к выводу, что они были принесены в жертву богам, по-видимому, чтобы просить их о дождях, которые в этом регионе крайне редки. Также есть доказательства, что в культуре мочика высокие позиции занимали женщины. К примеру, на сохранившихся изображениях чаши с кровью жертв правителю подают именно они. Вопрос, кем были жертвы, является предметом споров среди ученых. По одной версии, они были проигравшими в ритуальных поединках среди элиты, по другой — пленными в вооруженных конфликтах с соседними племенами и городами-государствами. Существует теория, что закат культуры мочика был вызван именно религиозной ожесточённостью. Мочика вкладывали слишком много сил и ресурсов в свои ритуалы и приносили в жертву, как правило, молодых и продуктивных членов общества. Жертвуя своей молодежью, мочика сами лишали себя будущего.

Сделанные до сих пор находки обрываются на VII веке. Гибель племени была обусловлена природными катаклизмами. Исследователи высокогорных ледников выяснили, что во второй половине первого века сначала несколько лет подряд был непрекращающийся сезон дождей, потом, тоже в течение нескольких лет, — засуха. По некоторым предположениям, несколько так называемых явлений Эль-Ниньо на протяжении 30 лет привели к очень сильным дождям и разрушению оросительной инфраструктуры и глиняных домов мочика. После этого на севере Перу имела место длительная засуха, которая заставила мочика покинуть крупные города и переселиться в меньшие селения в глубине континента, так как в регионе существенно уменьшились ресурсы плодородных почв. Не исключено, что в эту эпоху дело дошло до междуусобиц за оставшиеся продовольственные и водные ресурсы. В этот же период произошло несколько сильных и достаточно разрушительных землетрясений. В результате моче вынуждены были покинуть прежнюю столицу и перенести свой политико-религиозный центр значительно дальше на север, в Пампа-Гранде. В VII веке цивилизация мочика приходит в окончательный упадок, южные долины выходят из-под ее власти. Крах государства моче датируют концом VIII века.