Часть седьмая, садово-огородная.

Нынешнее лето выдалось крайне неблагоприятным. Очень часто мы включали отопление даже в июле. Таких холодных ночей я и не упомню. Вначале мы переживали, особенно когда в середине лета, дважды, с перерывом в пару недель, выпал град. Вдобавок весь июнь лили дожди, сплошной стеной, как в тропиках, но холодные. Вода низвергалась со страшной силой, буквально утрамбовывая землю. Наши водоотводные канавы вдоль северного и южного заборов, которые сын выкопал для сбора излишней влаги, переполнились. Вода затопила гряды. Пришлось ставить два насоса, подключать металлопластовые трубы и сбрасывать воду. Откачивали и колодец. У соседей опять в подполах стояло болото. Жаль было растения и собственный труд, но ничего не поделаешь - смирились.


Сад.


Он нас нынче не радовал. Даже гладиолусы цвели плохо, некоторые сорта выкинули цветоносы, да так и замерли, не распустившись. Пришлось срезать, чтобы сохранить луковицы. Удивительно, что цвели яблони, хотя не должны бы, мы ждали, что они в это лето станут отдыхать. Но они зацвели и попали под поздний снегопад. Минусовой температуры, к счастью, не было, но я с грустью смотрела на наших красавиц, припорошенных снегом.


Первый раз после посадки набрала цвет сортовая махровая сирень, но бутоны не распустились, не хватило солнечного света. Даже календула, которой у нас всегда тьма-тьмущая, замерла в ожидании тепла, а оно всё не наступало. Вот тут я не на шутку забеспокоилась. Ноготки (календула), как мощное желчегонное, дезинфицирующее средство я заготовляю в больших количествах. Кроме того, я добавляю высушенные соцветия в травяные отвары для полоскания волос. К великому моему облегчению, они всё же зацвели, но собирать пришлось буквально по горсточке, до самого ноября. Даже подорожник плохо цвёл! Его листья, собранные во время цветения, отлично лечат гастрит. Сорванный и растёртый листок снимет зуд от крапивы, избавит от неприятных ощущений от укусов комаров и оводов. (В жару и они к нам наведываются!) Его я тоже добавляю в сбор для укрепления волос.


Но всё равно, даже такая, неохотно наступившая весна, принесла радость в виде свежей зелени. С первых чисел мая к обеду на столе стояло блюдо с благоухающими травами: ранний укроп - мы сажаем его осенью в теплицу, и он выскакивает из земли, как только пригреет немножко солнце; петрушка - оставленная с осени, она появляется на грядке в огороде; перья лука-ботуна вообще растут из-под снега. Чуть позже рвём нежные листочки бораго - огуречной травы, имеющей запах огурца и являющейся сокровищницей витаминов. При любых болях в желудке, за исключением, конечно, язвы, достаточно пожевать один листик. Появляется ощущение мягкости, боль проходит. Бораго оздоравливает почву и всё лето его кустики цветут мелкими голубыми цветочками. Его ранние цветки всегда сплошь усеяны шмелями, дикими пчёлами, какими-то мелкими мушонками, собирающими нектар. Даже раньше, чем бораго зацветает медуница, тоже привлекающая насекомышей и нас, конечно. Появляются листочки первоцвета, а затем и цветы на длинных ножках. Один листок его восполняет суточную потребность витамина С для взрослого человека. В горке зелени на нашем столе соседка как-то усмотрела звездчатку и засмеялась: - неужели едите? - Едим. Звездчатка белая, или в народе - мокрица, чрезвычайно ценная травка. Она чистит суставы от отложения солей, а если летом положить её в обувь под голые ступни и походить так сезон, то незаметно исчезнут «шпоры». Да и вообще, вся ранняя зелень содержит множество витаминов. Ещё позже появляется шнитт-лук, который богат железом и микроэлементами, а в теплице подросла редиска. Всю эту немаленькую горку благоухающей зелени я иногда просто мелко режу и добавляю сметаны. Такой салат съедаем подчистую. Очень рано появляется черемша. Её чесночный запах добавляет ему пикантности. Ещё в мае у моих мужчин очень востребован суп из крапивы. Ну как из крапивы… :-). Варю мясо, а потом заправляю бульон картошкой и всевозможными травами. Много кладу молодой майской крапивы. Получается очень даже вкусно.


Забавно ходить весной с блюдом по саду, собирая к обеду травы. Вдруг где-нибудь у забора, в тени, обнаруживается неизвестный цветок, который был посажен и благополучно забыт. Под молодой яблоней нарисовалась душица, а на клумбе мята и мелисса. Расцвёл пиретрум, запах у него резкий, раньше он продавался в аптеках и им травили тараканов. Мы сухим пиретрумом опыляем малину, чтобы малинный жук не садился. Плывёт по саду неземной аромат цветущей черёмухи и калины. Рядом ужасно загущенный и высоченный куст лещины. Это, если кто не знает, фундук, только чуть помельче. Орехов он даёт маловато, надо бы выпиливать лишние ветки, Борис бурчит, что заросли перекрывают центральную тропинку, но я пилить не даю. В этом месте, в густоте черёмухи, орешника и калины очень нравится прятаться птенцам. Птичьи ребятишки располагаются там, пока родители летают за кормом. Вот никто мне не поверит я думаю, если я скажу, что воробей может петь, почти как… ну, не знаю, соловей, что ли. Как-то я сидела на скамейке в тени старой яблони, и прямо над моей головой запела птица. Такая звонкая, красивая песенка! Уж я смотрела - смотрела, наконец увидела обычного воробья. Яблоня раскинулась так широко, что ветви касаются крыши сарая. Его мы не переделывали: то денег нет, то руки не доходят. Так и стоит. Под крышей множество укромных мест, заселённых воробьями. Один из них и пел песенку подруге, пока она на гнезде сидела.


Вообще, раньше всех деревьев зацветает слива. Стоит себе голая, без листьев, но вся усыпана душистыми белыми цветами. И вся гудит от пчёл и шмелей, даже подходить страшно. Нынче у нас вымокла тернослива, чей саженец был привезён ещё с Урала. Такая жалость! Ягоды крупные, сладкие, в отличие от обычной сливы крепко сидят на ветке, отрываются тяжело. Но вот же пропасть - дерево весной засохло, ни единой живой ветки! Летом обнаружили, что от корня пошли молодые побеги, так что надежда есть. Но вот полынь лекарственная, посаженная мной под терносливой, точно погибла. Очень жалко, потому что воробьи носили её ветки в свои гнёзда для дезинфекции. Нынче им пришлось обойтись без неё.


С Урала же мы привезли саженцы ирги. Не знаю, что за сорт, но ягоды очень сладкие. Нынче, впервые за 12 лет, нам удалось их попробовать. Обычно ирга ещё зеленоватая, но птицы уже пробуют её на вкус. А уж когда начнёт поспевать - мы в тот угол даже не ходим. Кусты просто усеяны маленькими птичками, мы и не знаем их названия. А уж свои-то воробьи пасутся там с раннего утра и до позднего вечера.


Где-то в начале июня зацветает валериана и родиола розовая, (золотой корень) - аналог элеутерококка. Цветочки и у той, и у другой мелкие, невзрачные. Кошки прямо с ума сходят, со всей округи к нам в сад собираются. Приходится валериану огораживать сеткой.


А вот девясил цветёт красиво: крупными жёлтыми цветами, да и листья у него красивые, большие. Чистотел расползается по всему саду, не успеваем выдирать, но весь не убираем, оставляем на заготовку. Ну и против всяких укусов - мошки, например, очень хорошее средство. Как желчегонное не применяю, всё же чистотел здорово ядовит.


Несколько лет назад в сторонке, у забора, посадили районированный грецкий орех, который регулярно вымерзает. За лето отрастает вновь, здоровенные листья на длинных ветках. Сам ствол уже довольно толстый, тоже подмерзает. Не думаю, что что-то будет, но выкорчёвывать жалко. Решили - пусть растёт для красоты. В центре сада по небольшой стойке вьётся лимонник. Посадили мы его неправильно, поэтому он плохо растёт, но как-то всё не хватает времени заняться им. Есть виноград, но мы в нём разочаровались, леший знает - каждую весну то ли вымокает, то ли вымерзает. Один раз даже зацвёл, очень приятный запах, но ягод так и не увидели.


Все растения и цветы в нашем саду сразу так и не вспомнить. Есть капризуля-лаванда с нежным тонким ароматом, безвременник осенний, который зацветает, когда даже трава уже пожухнет, и лишь его крупные лиловые цветы красуются на клумбе. Бело-розовые маргаритки и дикие крохотные анютины глазки цветут с ранней весны и до снега. Нынче, на удивление, отлично росли и цвели плетистые розы. А ещё моя радость - маленький кустик, всё лето усыпанный крупными розовыми цветами. Несколько лет назад Борис подарил мне на 8 Марта маленькую цветущую розу в горшочке. Она посидела до весны на окне, а потом я высадила её на клумбу. С тех пор она немного подросла, и каждый год мы не можем налюбоваться на малюсенький кустик, цветущий до октября. На зиму я укрываю её срезанными флоксами, яблоневыми листьями и прочим растительным мусором.


Наша гордость - дыни, растущие в теплице. Несколько лет назад мы привезли из Египта маленькую и необыкновенно сладкую дыню. Дыню съели, а семечки сохранили. Весной несколько штук посадили в горшочки, и они взошли. Рассаду высадили в теплицу. С тех пор каждое лето мы снимаем несколько штук небольших, но сладких и душистых дынек. Режутся они, как масло, соку в каждой не меньше литра, хотя с конца июля и август не поливаем вообще. В той же теплице выращиваем арахис, смешные орехи, которые цветут один день, а завязь быстро-быстро закапывается в землю. Жаль, что нынешнее лето лишило нас и дынь, и орехов.


В следующем посте я хочу немного отвлечься от деревенской жизни и написать о человеке, который так и остался непризнанным гением, хотя мог бы один заменить весь Гидрометцентр.


Это дыня. Ещё неспелая.

Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост
Часть седьмая, садово-огородная. Пенсионеры, Лето, Длиннопост