Будущее киберспорта глазами не геймера. Хлеба и зрелищ!

Не так давно в индустрии компьютерных игр произошло два значимых события: подтверждение покупки сервиса Twitch.TV компанией Google в лице YouTube и финал чемпионата мира по DOTA 2, International 2014, призовой фонд которого составил около $10 млн. На волне массового интереса к теме я хотел бы поделиться своими мыслями о будущем киберспорта с точки зрения не геймера и потенциального зрителя.


Скажу честно, еще совсем недавно меня повергал в шок тот факт, что кто-то смотрит трансляции компьюьерных игр вместо того, чтобы играть самому. Я не являюсь серьезным геймером — единственная игра, в которую я играю на постоянной основе много лет подряд, — это FIFA. И я ненавижу EA, потому что каждый год я заношу им немалую сумму за новую игру, которая ничем не отличается от старой, кроме составов и новой нарисованной формы, и ничего не могу с собой поделать. Но сейчас не об этом.

Если задуматься, то киберспорт не так-то и сильно отличается от обычного спорта в плане зрителей. По сути люди наблюдают за тем, как кто-то выполняет определенные действия, требующие определенного навыка, и те, кто их выполняет делает это лучше, чем те, кто наблюдает. А зачастую «классический» спорт даже является игрой. Так в чем же разница в сравнении с киберспортом, и есть ли она вообще?

6415-6900256343-6413-

Немного подумав, я пришел к следующему выводу. Возьмем для примера футбол как самый популярный вид спорта на Земле. Одновременно на поле играют аж 22 человека, но зритель от этого не страдает. Все потому, что есть одна точка, к которой приковано внимание толпы, точка, на которой фокусируются взгляды всех зрителей. И точка эта — мяч. Наблюдателю не нужно распылять внимание на всех игроков, и хотя большую часть задач они выполняют и без мяча, большинству нет до этого никакого дела. Зона интереса одна-единственная, и находится она вокруг кожаной сферы.

489597671-1024x747

Такая же ситуация наблюдается и в абсолютном большинстве остальных видов спорта, не только тех, в которых есть мяч. Сложно придумать что-то из этой серии, где не было бы единого центра внимания, вокруг которого все бы крутилось в каждый отдельный момент времени.

А теперь посмотрим на популярные компьютерные игры, по которым проводятся большие чемпионаты. Например, DOTA 2 или Counter Strike. Сразу предупреждаю, что я совсем не разбираюсь в тонкостях игр, но это только помогает мне смотреть на них с точки зрения неискушенного зрителя. Ведь далеко не все фаны футбола знают разницу между, например, 4-3-3 и 4-3-2-1, но это не мешает им интересоваться и смотреть.

Популярные киберспортивные дисциплины командные, но в них нет той единственной точки, на которой мог бы концентрироваться зритель. Возможно, я не прав, но для меня партия доты со стороны подобна шахматам, в которых все фигуры двигаются одновременно. Рассматривая подробно один из эпизодов можно пропустить другой, не менее важный. А если стараться смотреть на весь экшн одновременно, могут разбежаться глаза.

Dota-2_4

Так в чем же может быть будущее киберспорта? Мне кажется, что оно заключается в создании новых игр, котороые будут разработаны не только для того, чтобы в них было интересно играть, но и чтобы их было интересно смотреть. А так как в воображаемом пространстве не обязательны законы физики, то мы вполне можем получить нечто новое. Что-то, что действительно будет достойно футуристичного названия «киберспорт».

Как я уже говорил, футбол — самый популярный вид спорта на планете. Зарплаты игроков в топовых лигах исчисляются сотнями тысяч фунтов в неделю, что заставляет меркнуть гонорары на International 2014, не так ли? Финансы, крутящиеся в футболе, исчисляются не миллионами, но миллиардами долларов. А все потому, что из футбола удалось сделать шоу. Привлекая зрителей, спорт привлекает деньги, которые по идее идут на развитие спорта (хотя бы частично).

Итог
Хоть я и не могу называть себя геймером, я не исключаю, что в скором времени я вполне могу смотреть киберспортивные соревнования подобно тому, как я смотрю футбол сегодня. Но чтобы это случилось, чтобы игровой мир захватил меня настолько, что мне стало бы интересно не только играть в игры, а и смотреть на то, как кто-то в них играет, нужны новые «виды киберспорта». Такие, которые будут ориентированы не только на крутой геймплей, но и на то, чтобы в итоге получалось шоу.

Я пока не знаю, что именно подходит под определение шоу-ориентированной игры, а если бы и знал, то, естественно, не сказал бы никому, потому что я бы сидел и строчил письма в патентные бюро. Хотя кто знает, может, я так и делаю, и совсем скоро вас ждет революция в киберспорте.

А как вы относитесь к данному вопросу? Смотрите ли на то, как игровые команды состязаются между собой или предпочитаете играть сами?