Больше 30 плюсов работы коммерческим редактором: от зарплаты до психического здоровья
Предположим, у вас появилось немного лишних денег. Можно купить вкусной еды, смотаться в Москву или Питер, отложить их или потратить с пользой. Настоящей пользой. Заняться здоровьем и образованием, чтобы найти теплое место на рынке труда. Коммерческий редактор — как раз такое место. Мы решили спросить коммерческих редакторов из разных компаний, в чем плюсы и минусы их профессии. Начнем с Пикабу!
Алёна Меркурьева
Главный редактор коммерческого отдела Пикабу,
преподаватель курса «Коммерческий редактор»
+ Каждый день узнаешь что-то новое
Утром придумываешь статьи о котиках и морских свинках для рекламы ветклиники, днем пишешь пост о малом бизнесе в ВК, а вечером редактируешь текст о щитовидной железе.
– Твою работу постоянно часто ругают
Рекламу по умолчанию не любят, а ты занимаешься рекламой ¯\_(ツ)_/¯
+ Очень. Много. Разных. Задач
Раскрывать чакры креатива, писать тексты, договариваться с авторами, дизайнерами и разработчиками, делать мемы для соцсетей (да!), отбиваться от правок, читать Пикабу и писать в @pikablog.
– Очень. Много. Разных. Созвонов
Фанаты чатиков и интроверты поймут. Есть и хорошие новости: со временем втягиваешься!
+ Учишься тайм-менеджменту
Из-за горящих сроков остается мало времени, чтобы как следует предаться унынию или слишком долго прокрастинировать.
– Нужно работать с цифрами и табличками
Недостаточно сделать проект, нужно проанализировать его результаты. Один раз пользователи скупили полмагазина, а в другой раз ничего. Whyyyy?
+ Обрастаешь связями
Люди из компаний, медиа, фотографы, монтажеры, медицинские и финансовые эксперты, пикабушники. Пригодятся все.
– Твою работу не замечают
Автор написал текст, иллюстратор нарисовал классные картинки. А что сделал ты — переставил запятые?
Мы выпустили онлайн-курс, где коммерческие редакторы Пикабу делятся своими знаниями. Там как раз покажут, что и как делает редактор и в особенности коммерческий редактор. Уже можно записываться!
Узнать больше о курсе →
Виктор Фещенко
Руководитель группы контента в отделе
маркетинговых коммуникаций «Тинькофф»
+ Результат работы не эфемерный
Ты точно узнаешь, сколько человек сделают то, что тебе нужно.
– Но работу надо согласовывать с кучей человек
– Не такое большое пространство для творчества
– Нет времени лениться и ждать вдохновение
+ Классная статистика
Из статистики узнаешь много нового и неожиданного о человечестве.
– Неклассная статистика
Из статистики узнаешь много нового и неприятного о человечестве.
+ Будешь объяснять все проще и доступнее
+ Будешь больше зарабатывать
+ Хорошо поймешь продукт, про который пишешь
И потом сможешь двигаться в какие-то смежные с редактурой области.
Данил Плеснявый
Редактор спецпроектов в «Мел»
+ Нестандартные задачи и креативный процесс
Иногда клиенту нужна идея для текста, иногда для подкаста или даже игры.
+ Работа в команде
Аккаунт-менеджеры, дизайнеры, SMM-менеджеры. Вместе с редактором спецпроектов всегда работает много людей. А в команде работать гораздо интереснее.
+ Умение находить компромисс
Главный навык, который ты приобретаешь во время работы редактором спецпроектов. Нужно постоянно балансировать между желаниями клиента и потребностью аудитории.
– Нет свободы творчества
Не получится включить поток фантазии. У клиента есть четкие задачи, которые он хочет реализовать. В текстах нужно следить за tone of voice — он должен подходить конкретному клиенту.
– Правки
Клиент — не редактор, но часто просит внести правки в текст. Иногда ты можешь быть с ними не согласен, и тогда придется аргументировать свою позицию по каждому пункту. Процесс может затянуться.
– Много задач
Помимо работы с текстом, редактор спецпроектов посещает много встреч, брифингов, созвонов.
Редактор спецпроектов, продюсер спецпроектов, контент-маркетолог и многие другие подвиды коммерческих редакторов скрывают за собой примерно одинаковый набор навыков. Когда знаешь базу и умеешь выполнять основные задачи, можно специализироваться на чем-то одном или стать мастером на все руки. Выбор за вами.
Программа курса →
Полина Иноземцева
Head of Special Projects в холдинге Rambler&Co
+ В это направление можно ворваться с нуля
Проверено! Я начинала свой путь на сайте «Чемпионат» как автор и фотограф в разделе Lifestyle, писала статьи про тренды в спорте и ЗОЖ, а спустя год согласилась попробовать себя в нативной рекламе. Ощущение тотального непонимания происходящего преследовало месяца два, спустя полгода появилась уверенность и твердая точка зрения на многие процессы, а потом — осознание, что действительно получилось сделать медиа лучше.
+ Список контактов расширился в разы
И это одно из ключевых преимуществ работы с проектами. Ты общаешься с совершенно разными людьми: клиентами, авторами, селебрити, блогерами, рекордсменами, людьми с удивительными историями. В конце концов, с коллегами-единомышленниками, с которыми не страшно входить в горящие избы дедлайнов.
+ Когда ты крутишься в спецпроектах, взрослеешь и схватываешь новое на лету
У тебя нет другого выбора, ведь работа с рекламодателями и их желаниями порой требуют быстрой и при этом грамотной реакции в критических ситуациях. Ну, а если ты делаешь проект под Евро-2020 по футболу, не разбираясь в этом спорте, то к концу турнира уже знаешь, кто такой Доннарумма и почему все невзлюбили ту сборную Англии.
+ Как бы банально ни звучало, если тебе нравится работа, минусов в ней нет
Но бывают сложности, с которыми просто нужно смириться. Во-первых, внутри большой компании вероятность дискоммуникации — 100%. Во-вторых, сколько клиентов — столько и мнений, иногда очень противоречащих твоему. Но клиент всегда прав, хотя иногда на него все же можно повлиять.
Ираида Мишина
Коммерческий редактор,
работала в компании «Комитет» и КБ «Палиндром»
+ Мне интересно решать задачи бизнеса с помощью текста. Я это обожаю
+ Личная выгода от новых знаний
В ходе работы над материалом, например, над каким-то продуктом, ты изучаешь его не хуже, чем продуктолог этой компании. Знаешь все плюсы и минусы. Иногда это полезно для личных нужд.
– Очень много людей, которые согласовывают материалы
И у каждого свое видение, как надо писать статьи.
– Иногда согласование затягивается
В моей практике самый длинный период был полгода. У компании успели смениться несколько пиарщиков, когда текст был согласован.
+ Возможность формировать мнение людей о каких-то продуктах, услугах, брендах
+ Не так много хороших коммерческих редакторов, поэтому их высоко ценят
И заказчики, и работодатели. Кажется, это про уважение и престиж профессии.
+ Коммерческий редактор — это крутая строчка в резюме
С такими навыками ты не пропадешь. Можешь и в компанию любую пойти работать, и в любое издательство. Вряд ли скоро таких специалистов будет в избытке на рынке труда.
Крутая строчка в резюме — это очень полезно, но ее увидите только вы. Зато на стену можно повесить один из трех красивых сертификатов, которые мы выдаем в конце курса «Коммерческий редактор».
Жанна Рукавишникова
Коммерческий редактор Пикабу
+ Востребованность
Тексты нужны всем. Пресс-релиз о работе компании, новость на сайт, посты в соцсетях — это все тексты, причем продающие (читай рекламные). Даже если вы развиваете свой личный бренд: по сути, вам нужно «продать» себя аудитории. С плохим текстом ничего не выйдет, поэтому профессиональный редактор всегда найдет работу.
+ Интересные темы
Писать на изъезженные темы — это не про коммерческого редактора. Мы всегда стараемся придумать что-то новое и найти необычный подход. Иногда получается так, что материал поначалу ставит тебя в тупик: не знаешь, с какой стороны к нему подступиться. Но постепенно погружаешься, изучаешь, составляешь план, собираешь все мысли в кучу — и в итоге видишь результат. Это, кстати, очень хорошо для саморазвития. Как минимум вы сможете поддержать разговор в любой компании.
+ Я всегда любила работать с текстами
Вычитывать, исправлять ошибки, искать лучшие варианты формулировок, выстраивать логику и структуру материала. В общем, это просто мое, люблю такое.
+ Обожаю спецпроекты!
Сначала ты вместе с командой генеришь идеи, и в голове складывается примерный смутный вид будущего проекта. Потом пишешь текст, и уже выстраиваются четкие очертания игры. А потом появляются иллюстрации, анимации, все это начинает работать и взаимодействовать друг с другом… И вот ты уже видишь готовый результат и его эффект. А начиналось все с пары абзацев текста. Чистый кайф!
+ Удаленка
Тут, конечно, можно найти и минусы, но я все же отнесу к плюсам. Когда живешь в регионе, в 95% случаев твоя зарплата оставляет желать лучшего. Коммерческий редактор может работать из любой точки мира, был бы интернет.
– Сидячая работа
Это для меня самый большой минус. Не то чтобы я фанат спорта, скорее наоборот. Но добавьте сюда работу из дома и получите сидение в четырех стенах практически 24/7. В какой-то момент я даже стала скучать по поездкам в общественном транспорте (вот уж никогда бы не подумала). Поэтому стараюсь побольше гулять в выходные и по возможности выбираться вечером на улицу. Хорошо бы еще в спортзал записаться…
– Предпраздничные авралы
Большинство компаний стараются что-то подготовить к праздникам: какие-то скидки, особые категории товаров. Соответственно, им нужно об этом рассказать широкой аудитории. В эти периоды количество работы увеличивается в разы. Признаться, мне это даже нравится: ощущение горящего под тобой стула добавляет жизни азарта и заставляет вырабатываться адреналин.
– Правки, много правок
Сами по себе правки — нормальное явление, относиться к ним нужно философски. Тут, скорее, речь о резкой смене курса: иногда клиент может в почти готовый проект внести изменения и пойти совершенно в другом направлении.
– Пренебрежительное отношение к профессии
Мне несколько раз доводилось слышать нечто такое: «Устала? С чего бы это, ты же весь день писала что-то там». От умственной работы устаешь не меньше, чем от физической! А иногда и больше. Некоторые считают, что написать текст может каждый: сочинения же в школе писали, чего тут сложного. Однажды меня попросили написать несколько текстов для тематического блога. Я назвала стоимость и увидела большие недовольные глаза.
Андрей
Продюсер спецпроектов в «Вокруг света»
+ Возможность создавать качественный контент
Спецпроект — это лучшее, что издание может предложить читателю, самый качественный редакционный продукт.
+ Нестандартные задачи
Спецпроект — это штучный продукт, двух одинаковых кейсов не бывает. Поэтому и задачи каждый раз бывают разные и очень необычные: найти живого львенка на съемку, арендовать велодром.
+ Командная работа
Мозговые штурмы вместе с командой над интересным брифом — это целая симфония креатива и живой пример того, что две и больше голов гораздо лучше, чем одна.
+ Новые компетенции
Продюсер спецпроектов — это универсал, который ориентируется во всех нюансах нативной рекламы. В этой профессии можно прокачать массу скиллов: стать маэстро презентаций, гуру проектной работы или суперэффективным коммуникатором.
+ Работа с крупными клиентами
Спецпроект стоит достаточно дорого по сравнению с другими форматами нативной рекламы, чаще всего их покупают крупные рекламодатели с большими бюджетами. Это позволяет работать и прокачиваться с самыми профессиональными клиентами и агентствами на рынке.
– Работа в стол
Креативный продюсер генерирует предложения для самых разных потенциальных клиентов. Далеко не все эти они конвертируются в реальные проекты по самым разным причинам. Поэтому большинство «гениальных» идей остаются без воплощения.
– Отсутствие вдохновения
В креативной части работы продюсера часто бывает невозможно ждать вдохновения и нужно предлагать идеи прямо здесь и сейчас. Но это и плюс — мозг настраивается на мгновенное включение в задачу.
– Сложности в коммуникации
Процесс создания проекта со сложной механикой может занимать несколько недель. Все это время вы находитесь в тесной коммуникации с клиентом, у которого может быть свой, прямо противоположный вашему, взгляд на происходящее.
– Выгорание
Обилие задач может легко привести к выгоранию после нескольких месяцев напряженной работы. Поэтому стоит помнить о правильном отдыхе.
– Зависимость от ситуации в экономике
Большие рекламные бюджеты режутся при проблемах в экономике, и это напрямую влияет на наличие работы у продюсера спецпроектов.
Дмитрий Петренко
Контент-менеджер коммерческих проектов,
в прошлом журналист «РБК.Стиль» и «Канобу»
+ Разнообразие тем
Сегодня делаешь проект про спасателей, завтра про кошачий корм, послезавтра про атомную энергетику. Это не дает работе приесться.
+ Разнообразие форматов
Вроде бы одни тексты, но то статья, то интерактив какой-то хитрый, то текст для лендинга, игры, ролика. Даже если не умел что-то — учишься, и это остается с тобой.
+ Учишься быть менеджером
Ищешь людей, ставишь им задачи, контролируешь выполнение, принимаешь работу, даешь комментарии. Это много где может пригодиться.
– Не все проекты одинаково интересны
Бывают очень крутые темы проектов, за которые хочется прямо браться и делать. А бывает, скажем, про достижения какого-нибудь нефтеперерабатывающего завода, про который скучно писать и редактировать. Но надо.
– Не всегда получается сделать так, как задумал
В рекламе часто что-то переделывают. Сначала решили одно, потом другое, что-то поменялось, все переделываем, все согласовываем, в итоге получается что-то совсем другое. Не плохое, но не то, что ты хотел сделать.
– Неравномерное распределение нагрузки
Понаприлетает задач (особенно перед праздниками), приходится засиживаться в офисе (я не на удаленке), свободное время пропадает. А потом будет период, когда все твои проекты в продакшене, а новых еще нет. Сидишь, пинаешь, смотришь в потолок — мучительно.
Гоша Копьев
Шеф-редактор коммерческого отдела Пикабу,
преподаватель курса «Коммерческий редактор»
+ Деньги
Не знаю, почему это так редко упоминают, но в среднем по больнице коммерческим редакторам платят больше, чем обычным. Потому что коммерческий работает в рекламе, а там всегда есть деньги.
– Не хочется читать
Когда целыми днями читаешь и пишешь что-то, вечером можешь потреблять контент в каком угодно формате, кроме текста. Ну, у меня так. Аудиокниги — круто!
– Jack of all trades, master of none
Коммерческому редактору нужно знать и уметь намного больше, чем просто редактору в медиа, поэтому как-то не получатся развиваться в одном направлении. В итоге вроде знаешь все, но ровно настолько, чтобы выполнять свои обязанности.
+ Больше возможностей
Навыки (и список новых контактов) коммерческого редактора открывают совсем другие двери в жизни. Можно работать и в медиа, и в агентстве, и на стороне почти любого бренда: от старых благородных компаний до модных стартапов.
+ Лучшая профилактика старческой деменции
Ха-ха, да! У меня есть фобия: я боюсь, что однажды придет «альцгеймер» или какая-нибудь другая деменция. Между прочим, страшнейшая штука — умереть и оставить свое тело жить без себя. Лучший способ от этого увернуться — интеллектуальная нагрузка. И чем сложнее и разнообразнее задачи, тем лучше. Работа коммерческим редактором обеспечивает такой тренировкой каждый день.
Курс «Коммерческий редактор» состоит из 10 модулей. Все видеолекции, записи вебинаров, готовые конспекты, презентации и дополнительные материалы будут доступны вам в течение года. Вы прослушаете уроки, напишите и защитите итоговую работу и, возможно, уже найдете работу по новой специальности, а контент курса все еще будет под рукой. Чтобы узнать больше о курсе, загляните на эту страницу.