Битники и божественные верлибры под наркотой
Краткое содержание прошлых серий:
Верлибр и Уолт Уитмен - нужна ли нам рифма?
https://pikabu.ru/story/verlibr_i_uolt_uitmen__nuzhna_li_nam...
Итак, товарищи, продолжаем про верлибр – сегодня говорим про битников и читаем Стихи Лоуренса Ферлингетти (коммент для минусов под постом). Начинали мы с Уолта Уитмена и 19 века - где этот поэтический жанр начал отчетливо проявляться. Теперь же сделаем прыжок на 100 лет и заглянем в гости к американским битниками. Почему такой скачок? Хороший контраст (хоть и не академичный) - и отличный способ показать, как менялась (меняется поэзия). Уитмен еще близок к тому, что на Пикабу однозначно называются поэзией - плавность, распевчатость, та образность, к какой нас приучали в школе.
Но сегодня мы переезжаем в гости к американским битникам. Уильям Берроуз, слышали такого? И многие другие - Джек Керуак и Аллен Гинзберг, например. Это культурное течение появилось в Штатах в 50-е годы. Исторический контекст прозрачен – конец Второй мировой, «холодная война», ядерная угроза. Битники во-многом заложили фундамент культурной революции 60-х – да, да, те самые хиппи, нет войне и огромное количество новой, совсем новой музыки и поэзии.
Ключевые слова для битников – нон-комформизм, бунт против "тирании отцов", наркотики и расширение сознания, и ирония - очень много иронии - и про себя, и про вокруг. Они воспринимали себя «в качестве религиозных пророков новой формы освобожденного сознания. Поэзия была одновременно средством достигнуть этой новой формы сознания и средством выразить это осознание тогда, когда оно было достигнуто другими средствами, включающими путешествия, наркотики, секс, или медитация». Узнаете?
По-другому звучит и поэзия. Здесь, на первый взгляд, стирается отчасти грань между разговорной речью и языком стихотворным – битники в своей поэзии часто прямы и жестки. Но это исчезновение грани – видимость и только способ благодаря той самой разбивки на строки сделать поэтическими образами то, что таковым раньше не мыслилось (вроде «но потом пожарные вдруг выключили брандспойты и отправились обратно к себе»). Искусству свойственно делать необычные вещи и превращать даже бытовые предметы в часть себя, так уже повелось – вспомните, какой революцией в свое время был стихотворный язык Пушкина на фоне казенных од.
Плюс, за счет того, что в поэтический язык включалось множество новых конструкций, появилась возможность использоваться многие новые и нетипичные (как казалось) для поэзии приемы – например, такой же монтаж образов, как и в кино (почитайте подборку в приложении – увидите).
А теперь стихи и ссылки.
Про Лоуренса Ферлингетти:
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A4%D0%B5%D1%80%D0%BB%D0%B8...
Стихи Лоуренса Ферлингетти:
http://yep.today/en/april2017/letters/1507/
Про битников
https://licey.net/free/15-analiz_proizvedenii_zarubezhnyh_pi...
http://www.chaskor.ru/hub/bitniki_19678
Эд Д'Энгело «Анархизм и Битники» (статья) https://yadi.sk/i/aZeWwKvy_XIAMA
Мария Веревкина, "На катке"
Лоуренс Ферлингетти, "Пес"
Пес семенит по улице и видит
реальный мир и все что видит пес
гораздо больше чем он сам
и все что видит он
и есть его реальный мир
Пьянчужки в подворотнях
И луны на деревьях
Пес семенит вдоль улицы
и все что видит он
гораздо меньше чем он сам
Рыба на картинке
Муравьишки в норках
Цыплята на витринах китайских магазинов
их головы отрезанные
за квартал отсюда
Пес семенит по улице
и все что он обоняет пахнет в чем-то
примерно также как он сам
Пес семенит по улице,
встречая то лужу,
то детишек, то кошек, то сигару,
то бар, то полисменов,
Он к копам равнодушен,
ни холодно, ни жарко ему от них и мимо
проносится он копов
и мертвых туш коровьих
подвешенных за ноги у врат мясного рынка
Хоть нежная говядина конечно
предпочтительней
чем полицейский жилистый
но на худой конец и полисмен сойдет
И пес проходит мимо итальянской забегаловки
и мимо башни Койта и мимо конгрессмена
Дойла из Комиссии ПААД
и башни он пугается
а конгрессмена — нет
хотя все то, что слышит он
печально и прискорбно
хотя все то, что слышит он,
чудовищно абсурдно
для молодого грустного такого пса
как он
задумчиво-серьезного такого пса
как он
Но у него есть собственный
свободный мир для жизни
И собственные блохи для еды
и на него намордник не наденешь
И мистер Дойл для пса
ни капли не важнее
пожарного гидранта
Пес семенит по улице и жизнью
живет своей собачьей
в ней есть, о чем подумать
в ней есть, о чем помыслить
потрогать и понюхать и попробовать на вкус
и есть чего исследовать
не опасаясь лжесвидетельства
Реальный песий реалист
рассказанной хвостом одним
реальный громко лающий
демократичный пес
участвует в реальном свободном предприятии
и может много что сказать
на тему онтологии
и может много что сказать
по поводу реальности
и как ее увидеть
и как ее услышать
он на бок ухо свешивает
на каждом перекрестке
как будто снять его хотят
для граммофонной этикетки фирмы «Виктор Рекордз»
всем известной более как
«Голос Его Хозяина»
с реальною историей
на которой собака заглядывает
словно знак живой вопросительный
в огромный
граммофонный раструб
загадочной вселенной
полый гигантский рог
который всегда готов снабдить нас
ответом Голоса Его Хозяина
на любой вопрос
Сообщество поэтов
17.6K поста4.8K подписчик
Правила сообщества
Строгих правил нет. Просто старайтесь вести себя достойно. Нецензурная лексика в стихотворных произведениях не запрещена, но не должна становиться самоцелью.
Сообщество создается для представления собственных произведений, но не возбраняется выкладывать и стихи известных авторов.
Публикующие свои стихи авторы должны быть готовы ко всевозможной критике. В постах не допускаются ссылки на сторонние ресурсы.
Авторы, с тонкой душевной организацией, не желающие критики должны ставить #без критики. Критика в таких постах запрещена и будет караться баном.