Байки наладчика-7. ЧП: как оно бывает в реальной жизни

Заканчивается стройка большого завода в пригороде большого города. Наша работа (утилиты), в общем-то, уже закончена. Я остался на объекте один и занимаюсь устранением косяков вида "оранжевый цвет паропроводов на мнемосхеме не соответствует корпоративному стандарту на цвета паропроводов на мнемосхемах". Ну, и присматриваю, как все будет работать на реальном производстве, где уже начались тестовые пуски конвейеров.

И тут в половине большого города и его пригородов случается блэкаут. Проще говоря, "свет вырубили везде и хз насколько". Везде - это совсем везде. Встали электрички, метро, трамваи, не работают магазины, светофоры и вообще все, что работает не от батареек.

Умные забугорные проектировщики большого завода предусмотрели все, включая нашествие алиенов-содомитов и падение тунгусского метеорита №2. И уж тем более такую банальную вещь, как "потеря внешнего электропитания". В теории.

На практике два здоровенных дизель-генератора, которые должны автоматически стартовать в такой ситуации, стартовать не пожелали. Больше того, они не пожелали стартовать и вручную, от кнопки.
Быстрое обследование их показало, что аккумуляторы разряжены в ноль. В комплект дизеля входит интеллектуальная система, которая должна поддерживать заряд аккумуляторов. Система та успешно проверена и сдана заказчику. Однако какой-то местный электрик когда-то давно, еще во время прокладки силовых кабелей или еще чего, эту систему выключил. Чтобы дизели не заводились и не мешались. А включить обратно - забыл.

Ладно, мы так просто не сдаемся. Отловили на территории первый попавшийся грузовик, доходчиво объяснили водиле ситуацию, скрутили аккумуляторы и подключили к дизелям. Те завелись и тут же сообщили "запас топлива на 15 минут работы".
Как так? Там же бочка с расчетом на сутки имеется?
Бочка имеется. А соляра в ней - отсутствует.
Оказалось, наладчики дизелей плеснули немного соляры для наладки, сделали свою работу и уехали. Дальше соляру должен был купить хозяин завода. Но все забыли.

Ладно, мы все равно не сдаемся. Побегали по территории и нашли бензовоз, который трактора и прочая заправляет на объекте. К несчастью, он оказался пустым. Быстренько раздобыли несколько тысяч наличными (это оказалось на удивление легко и просто, если припрет) и отправили бензовоз на ближайшую заправку. А местный народ с ведрами и канистрами тем временем лихорадочно бегал и сливал соляру со всей техники на площадке, которая на соляре работает.

Часа через полтора бензовоз вернулся. Пустой. Оказывается, на ближайших заправках заправиться невозможно. Потому что насосы в колонках, которые соляру качают - работают от электричества. Которого нет. А если и вычерпать соляру из бочки ведром - то нельзя, потому что не работают кассы и невозможно выписать чек. А далеко уехать некогда, потому что из-за неработающих светофоров кругом жуткие пробки. В ответ на возмущение всех "фиг ли ты не мог договориться?" водила мрачно сказал "вот вам ключи и езжайте договариваться сами". И ушел.

Ехать договариваться уже поздно. Мегаваттные генераторы кушают соляру очень шустро, и все что удалось найти на площадке - уже сожгли. Тут все с последней надеждой бегут ко мне в котельную.
- Слушай, у тебя же тут сто двадцать тонн жидкого топлива есть?
Да, у меня обе бочки под завязку. Потому что это топливо покупали мы, а не заказчик. И мы не забыли. Вот только это не соляра, а печное топливо. То бишь почти мазут, только жидкий. Горелкам пофиг, а вот как ваши дизели к нему отнесутся - я не знаю. А так - берите сколько хотите, не жалко.

Американские дизеля оказались меньше всего рассчитаны на использование русского изобретения "печное топливо". Поработали на нем минут пять и встали наглухо. И больше не заводятся. Оба.

И тут на площадке наступила полная тьма. Встало все.

Электропитание восстановилось только через шесть часов.

На следующий день я как представитель подрядчика сидел на собрании, где проводился разбор полетов. Все службы докладывали, у кого какие убытки.
- У нас застыло восемь тонн эмали в баках, и все трассы ее подачи. Бочку будем чистить два дня, многие участки трасс под замену.
- У нас заклинило конвейеры в нагревательном тоннеле, из-за неконтролируемого снижения температуры возможны повреждения цепей, опор и подшипников. Нужно все перебирать и ревизовать.
Это понятно.
- У нас сгорели два 500-киловаттных мотора привода главной цепи.
- У нас повреждено два штампа, ремонту не подлежат
- У нас пока было темно, кто-то спер лестницу-трансформер и две болгарки
Ага, чувствую, сейчас под это дело много что спишут...

Мне тоже было что сказать. Сдохли оба вида бактерий на водочистке. Придется покупать культуру заново, а она весьма недешевая. С запуском должны справиться уже без меня, но я присмотрю на всякий случай.

Может, мне под шумок сказать еще, что накрылся программатор, например? И счет выставить? Программатор пять тыщ евриков стоит, если че.
Не стал я так делать. Я честный. (хотя в нынешней жизни это неправильно, наверно).

Списали все, как водится, на стрелочника. А за неимением на заводе должности стрелочника - на электрика, который выключил и забыл включить зарядные устройства дизелей.

Через неделю я навсегда покидал объект. А сервисники дизель-генераторов возились уже неделю, разобрали их полностью и за питание тех "печным топливом" ругались так, что даже за проходной слышно.

Мораль: а вот у вас дома/на работе найдется под рукой фонарик? В котором будут не-севшие батарейки? Так, на всякий случай...
(А огнетушитель? А самоспас? Молчу-молчу...)

(с)fixik-papus