Байкальская железнодорожная переправа(часть 3)
24 апреля 1900 года "Байкал" вышел в свой первый рабочий рейс от ст. Байкал на Мысовую. На борту парома было 500 пассажиров, 167 лошадей, 2 паровоза, 3 вагона и 1000 пудов груза. Плата за проезд в каютах первого класса была 2.3 руб., во втором классе – 1,5, в третьем – 0,86 руб. Почти весь путь проходил по ледовой целине и продолжался 17 час. В обратном направлении "Байкал" вез пассажиров, почту, грузы и семь вагонов. По проложенному фарватеру паром-ледокол двигался легче и прошел все расстояние до Лиственичного за 5 час. "Байкал" выглядел величественно. Корпус его был изготовлен из особо прочной сименс-мартеновской стали. Скорость достигала 22 км/час. Кормовые машины приводили ледокол в движение, носовая предназначалась для помощи в ломке льда. Когда ледокол шел сплошным льдом, передний винт, вращаясь с большой скоростью, отсасывал воду из подо льда. Там образовывалась пустота, и ледокол, наезжая на лед, обламывал его своим весом. Включение винта на задний ход способствовало выбрасыванию потоков воды на торосы, разрушению их и отбрасыванию вперед. В двойном дне корпуса ледокола находились балластные цистерны, наполняемые водой для увеличения массы ледокола при колке льда. Общее количество воды, которое ледокол мог взять в эти цистерны – 580 т. Ледяной пояс по грузовой ватерлинии, шириной 2,73 м и толщиной 2,5 см, состоял из стальных листов и предназначался для большей прочности корпуса и уменьшения силы удара об лед. С внутренней стороны по всему периметру ледяного пояса были проложены специальные клинообразные деревянные чаки, а сверху чак – продольные деревянные брусья. Это делало общую толщину ледяного пояса равной 0,6 м. Паром имел три высокие палубы. На нижней, расположенной сразу над машинным отделением, вдоль оси судна располагались три нитки рельсового пути: центральная и две боковые. Центральный путь предназначался для перевозки тяжелых пассажирских вагонов и паровозов, чего на боковых путях не допускали габариты. Всего на эту палубу закатывался железнодорожный состав в количестве 25 вагонов. В соответствии с назначением эта палуба имела специальные подкрепления бимсов, усиленных затем при сборке парома по расчетам П.К.Янковского и В.А.Заблоцкого. В частности, для обеспечения крепости подрельсовых брусьев по всей длине пути между бимсами были подведены деревянные карленгсы 12x12 дюймов, а в котельных отделениях, помимо карленгсов, еще полубимсы 10х10 дюймов. После этих подкреплений средний путь и подрельсные брусья оказались с избытком прочными, что и подтвердили испытания при перевозке паровозов с тендерами.
Вторая палуба предназначалась для пассажиров. Здесь располагались каюты всех трех классов и "царский салон" – круглый зал, отличающийся богатством убранства. Две нижние палубы были закрытыми, а третья – открытого типа. Она служила местом прогулки пассажиров. Окна ледокола имели форму четырехугольника вместо привычных корабельных иллюминаторов. На пароме-ледоколе существовала столовая. Ледокол мог брать на борт 200 пассажиров и 850 т трюмного груза. В военное время на нем перевозили 2500 человек и 250 лошадей. Судно обслуживалось командой до 200 человек, в том числе 21 машинистом паровых котлов.
Владевший в то время Байкальским пароходством А.Я.Немчинов, стремясь получить солидную прибыль, построил два морских парохода "Феодосии" и "Александр Невский". До 1900 года пароходы Немчинова перевозили все грузы из Лиственничного в Мысовую, но с началом работы ледокола "Байкал" его монополия закончилась. Теперь предприниматели и купцы стремились определить свои грузы на паром-ледокол "Байкал" и суда Байкальской железнодорожной переправы. Перевозка груза на ледоколе составляла 3 коп. за пуд. Это было в 8 раз дешевле, чем у Немчинова. А.Я.Немчинов умер в 1900 году. Его наследники, чтобы обеспечить себе клиентов, снизили тарифы на перевозку грузов до 10 коп. за пуд. Кроме того, пароходство открыло ежедневные пароходные рейсы по маршруту Иркутск –Лиственичное.
К 15 июля 1899 года по железной дороге из Ревеля на Байкал были доставлены части второго ледокола. 18 июля, то есть на следующий день после спуска на воду "Байкала", на тех же стапелях приступили к сборке вспомогательного ледокола. 4 августа 1899 года распоряжением министра путей сообщения этот ледокол получил имя "Ангара".
Железная дорога
4K постов6.5K подписчиков