Аниме старой школы
Аниме старой школы, которое стоит посмотреть. Ч.1 Очень длиннопост
80-е — золотая пора в истории японской анимации. В это десятилетие зародилась культура аниме-отаку, были основаны многие известные студии, появились новые жанры. Некоторые франшизы того времени до сих пор популярны во всем мире. В 80-е вышло около 700 различных сериалов, фильмов и короткометражек. Выбрать из этого лучшие и просто значимые работы — непростая задача.
Urusei Yatsura («Несносные пришельцы»)
Моробоси Атару — обычный японский старшеклассник, балбес и неудачливый бабник. Из-за своей тяги к женщинам он постоянно впутывается в неприятности и ежедневно получает затрещины от одноклассниц. При этом он привязан к подруге детства Синобу, которая совсем не горит желанием встречаться с оболтусом и двоечником.
Беззаботная жизнь в маленьком городке Томобики закончилась с прилётом космического корабля пришельцев. Земное вооружение проиграло инопланетным технологиям, а планета в одночасье оказалась на грани завоевания.
Лидер расы пришельцев Они выдвинул ультиматум и дал человеческой расе последний шанс. Если в течение десяти дней случайно выбранный землянин сможет дотронуться до рожек его очаровательной дочери Лам, то Они отменят план захвата Земли и улетят восвояси. Всё бы ничего, но для этой задачи инопланетный компьютер выбрал неудачника Атару.
Однако в последний день срока Атару удалось не только дотронуться до рожек Лам, но и случайно сорвать с неё купальник. Человечество спасено, Земля ликует, а вот Атару совсем не до веселья. При Лам он случайно сболтнул про возможную будущую женитьбу с Синобу, а инопланетянка расценила это как предложение руки и сердца.
Теперь Лам считает Атару своим женихом и насильно въезжает в его родительский дом. С этого момента жизнь старшеклассника превращается в сущий ад. Он столкнётся с различными инопланетянами, отправится в далекие уголки космоса, подводное царство и прочие фантастические места.
Сериал Urusei Yatsura — это главная аниме-франшиза 80-х. Инопланетянка Лам — символ эпохи и один из лучших женских персонажей десятилетия. Успех первоисточника и многочисленные экранизации буквально озолотили мангаку Румико Такахаси («Ранма 1/2»). За 30 лет во всём мире продано более 200 миллионов копий её манги.
Благодаря этому сериалу в аниме-индустрии появился спрос на романтические комедии, а также зародился жанр «гаремного» аниме (комедии, где вокруг главного героя вьются сразу несколько девушек). До сих пор товары с персонажами Urusei Yatsura можно найти в любом крупном магазине с аниме-мерчандайзом. Красавица Лам рекламирует в Японии бутылки с газировкой, лапшу быстрого приготовления, женские сумки и тени для глаз.
За пределами Японии об этой франшизе узнали ближе к началу 90-х годов. В США любители аниме сразу окрестили Urusei Yatsura «японскими Симпсонами». Сравнение немного некорректное, но с некоторыми оговорками сериал можно отнести к традиционным ситкомам. Всё потому, что у Urusei Yatsura нет определённого жанра. Франшиза вобрала в себя элементы романтической мелодрамы, японского фольклора, традиционного «сёнэна» (аниме для подростков), научной фантастики и комедии положений.
Главная проблема заключается в том, что сюжет часто обыгрывает различные японские мифы. Большинство персонажей в Urusei Yatsura отсылают к традиционным сказкам и народным легендам. Многим западным зрителям будет непросто понять шутки, связанные с японской культурой. Кто такой Урасима Таро, Тэнгу или загадочная Юки-онна? Какое место демоны Они занимают в японском фольклоре?
Так что перед просмотром желательно прочитать хорошую книгу о японской мифологии, иначе большинство шуток пройдёт мимо. Впрочем, если рассматривать только сериал, то уже в середине появились понятные отсылки на западную поп-культуру, в том числе на популярные комиксы и фильмы (больше всего отсылок на «Чужого» и «Звёздные войны»).
Фильм снят по мотивам автобиографической и уже народной в Японии манги Кейдзи Накадзавы. Будущий мангака родился и вырос в Хиросиме. Ему было всего шесть лет, когда американцы сбросили на город атомную бомбу. В катастрофе смогла выжить только его мать. Старшая сестра, младший брат и отец заживо сгорели в развалинах отчего дома. Спустя две недели скончалась новорожденная сестра. Перенесённое в детстве облучение привело к многочисленным болезням и полной слепоте в зрелом возрасте. В своей работе Накадзава выразил всю ненависть к империалистической пропаганде Японии, действиям США и войне в целом.
Экранизация 1984 года в сокращённом виде пересказывает четыре тома манги. При этом само аниме — законченное произведение, сфокусированное на бомбардировке и первых неделях после катастрофы. В первоисточнике и экранизации авторы мастерски показали жизнь Японии до падения бомбы. Напыщенные империалистические разговоры о мифическом величии страны и глупая покорность разлетелись в пух и прах. Для Японии началось суровое десятилетие, время лишений и смирения.
Создатели фильма наглядно показали, что происходит с человеком после падения атомной бомбы. В память навсегда врезается сцена смерти девочки, у которой от чудовищного жара вытекают глаза и сгорает лицо. Реалистично показан хаос и гниющие заживо люди. В их ранах торчат осколки стёкол и копошатся личинки. Те, кто не умер во время взрыва, умерли спустя несколько недель от ожогов и последствий облучения.
Увидеть «Гэна» можно лишь раз. Вряд ли его захочется пересматривать из-за очень тяжёлых для восприятия сцен. Фильм до сих пор способен напугать слабонервных или чувствительных зрителей. Это аниме травмировало некоторых советских детей, когда в 1986 году экранизация вышла на территории СССР. Из-за шокирующих материалов прокат продлился недолго, а сцена бомбардировки подверглась лёгкой цензуре.
Dallos («Даллос»)
В 1983 году появился формат аниме OVA (Original Video Animation) — аниме, которое выходит исключительно на видеоносителях. В те годы ещё не было развитого кабельного телевидения и практики переноса взрослого аниме на ночь. В популярных подростковых сериалах вроде Urusei Yatsura, Hokuto no Ken и Macross всё ещё встречались пошлые шутки и эротика. Но к 1985 году подобные вещи окончательно исчезли. Спорные «недетские элементы» убирали из сериалов, а анимационные студии рисовали свои работы с цензурой и чёткими ограничениями.
Поэтому многие независимые студии и аниматоры ушли рисовать аниме для форматов VHS и LaserDisk. Dallos — первое OVA-аниме в истории и первая независимая работа от режиссёра Мамору Осии («Призрак в доспехах»). Его творение на годы вперёд опередило индустрию и сформировало нишу взрослых анимационных работ для видеоносителей. Dallos также можно считать одним из первых научно-фантастических сериалов в японской анимации.
По сюжету, в XXI веке Луна превратилась в автономное технократическое государство. Большая часть населения спутника занимается рабским трудом в шахтах. Уже выросло несколько поколений, которые никогда не видели Землю, потому что колония находится на обратной стороне Луны.
Обеспеченные люди живут в комфортабельных секторах, а бедные рабочие — в трущобах. Их жители носят порядковые номера вместо имён, тела умерших не хоронят, а утилизируют, оставляя родственникам только жалкий обруч с микрочипом. Часть недовольных режимом объединяется в террористическую группировку. Их основные требования — приравнивание прав колонистов к правам землян и свобода от рабских условий. Символ лунного восстания — загадочный инопланетный артефакт Даллос, в котором террористы видят своё божество.
Dallos вобрал в себя всё лучшее из «1984» Оруэлла, да и на фоне современных антиутопических произведений он не выглядит откровением. Концовка оставляет много вопросов и не доводит до конца несколько сюжетных линий. Но надо отдать должное — в японской анимации подобных работ очень мало. Сегодня Dallos стоит посмотреть, если вы любите антиутопии и научную фантастику об освоении космоса.
Hokuto no Ken («Кулак полярной звезды»)
Сегодня франшиза «Кулака» насчитывает несколько сериалов и ответвлений, приквел, полнометражный фильм, множество видеоигр и провальную голливудскую киноэкранизацию. У тайтла есть несколько главных героев, но прежде всего — это история Кенсиро из сериала 1986 года
События первой экранизации разворачиваются в альтернативных 90-х. После разрушительной ядерной войны мир превратился в бескрайнюю пустошь. Люди кочуют в поисках воды, еды и безопасного жилища. Кругом царит беззаконие, на дорогах свирепствуют банды рейдеров и маньяков. Крупными поселениями управляют бывшие военные, самопровозглашённые императоры и полководцы.
Мессия и спаситель угнетённых людей — обычный мужчина Кенсиро, владеющий смертоносным боевым искусством «Хокуто-син-кен». Оно похоже на джит кун-до, только почти все удары направлены на болевые точки в организме. Если вложить всю силу и ударить в определённую точку, то человека можно уничтожить за считанные секунды. Например, создать мощное давление в голове, из-за которого лопнет череп, а всё его содержимое вылетит наружу.
«Кулак полярной звезды» — это один из первых представителей так называемого GAR-ного аниме. Огнестрельное оружие тут не в почёте, поэтому большинство персонажей сражаются врукопашную. В любом GAR-ном аниме герои суровы, мускулисты и частично обнажены. Центральное место в повествовании занимают сражения или подготовка к бою с очередным главарём бандитов.
Франшиза использует простую и привычную формулу для жанра сёнэн: главный герой путешествует от города к городу, побеждает врагов и в своих странствиях находит новых друзей. Есть и очевидные клише вроде потерянных родственников, воскресших противников и разлучённых возлюбленных. Старые злодеи превращаются в друзей, друзья превращаются в заклятых врагов.
Всё это повторяется вплоть до последнего эпизода. Шаблонность и наивные сюжетные повороты «Кулака» вряд ли расстроят нового зрителя. Скорее наоборот — сегодня это аниме очень смешит. Своими пафосными и абсурдными ситуациями «Кулак» напоминает франшизу JoJo's Bizarre Adventure, которая, кстати, и вдохновлялась творением Тэцуо Хара.
От других сериалов в жанре сёнен «Кулак» отличается обилием жестокости и расчленёнки. Персонажи как надувные шарики лопаются после очередного «оздоровительного» сеанса хокуто син-кена. В первом сериале это показано с щадящей цензурой, а вот в продолжениях авторы уже не стесняются рисовать внутренние органы, оторванные конечности и вывороченные наизнанку мозги.
В последние годы франшиза нашла новых почитателей благодаря коронной фразе Кенсиро — Omae wa mou shindeiru (с яп. «Ты уже мёртв»). Отрывок с убийством главаря бандитов и его удивленный возглас Nani (с яп. «Что?») превратился в популярный интернет-мем и породил целые подборки смешных роликов на YouTube.
Bubblegum Crisis
События мини-сериала Bubblegum Crisis происходят в 2032 году в городе Мега-Токио (старый Токио разрушен во время землетрясения). Миром управляют корпорации, а в Японии — корпорация «Геном». Она занимается созданием новейших военных разработок, но в первую очередь в ней трудятся над «бумерами» — продвинутыми и неотличимыми от человека киборгами. Бумеры делятся на два типа — военные и гражданские. Последних создают для хозяйства и сексуальных утех.
Но даже у идеальной машины случаются сбои. Самый частый — осознание себя как личности, отдельного существа, которое не подчиняется хозяину. Полиция Мега-Токио не справляется с частыми поломками бумеров и убийствами людей. Обычного бумера не просто утихомирить, а уж если сломался военный — пиши пропало. Против него с трудом выстоит целый взвод солдат.
В безвыходной ситуации на помощь приходят Knight Sabers — секретный отряд отважных наёмниц в экзоскелетах, экипированных передовым оружием. Их цель: борьба с бумерами и коварной корпорацией «Геном», с которой свои счёты почти у каждого члена отряда.
Bubblegum Crisis — ранний образец киберпанка в аниме. В восьмидесятые сценаристы и аниматоры вдохновлялись фантастическими произведениями Уильяма Гибсона, Брюса Стерлинга и Филипа Дика. Огромное влияние на Bubblegum Crisis оказали работы дизайнера Сида Мида и фильм Ридли Скотта «Бегущий по лезвию». Нео-Токио как две капли воды похож на Лос-Анджелес 2019 года из Blade Runner.
Во время просмотра Bubblegum Crisis у современного зрителя могут возникнуть странные ощущения. Будто сериал снимали только ради того, чтобы отдать дань уважения поп-культуре 80-х. В последние годы ностальгический тренд по той эпохе появляется везде — от сериалов Netflix до видеоигр. Создатели таких проектов делают акцент именно на передачи духа 80-х, зачастую в весьма утрированной форме. Точно такое же ощущение складывается во время просмотра Bubblegum Crisis.
Если описывать сериал абстрактно, то это — чистые восьмидесятые. В сериале собрали все связующие элементы того времени, начиная от стиля поп-музыки и заканчивая тем, как фантасты ушедшей эпохи видели XXI век. Огромные компьютеры с кучей лампочек, бесконтрольная преступность, ночной город, грязные трущобы, панки, распутные полуголые девушки, зловещие корпорации и свихнувшиеся киборги.
Bubblegum Crisis никогда не претендовал на звание серьёзной работы. Это всего лишь качественный боевик с драйвовым саундтреком и храбрыми девушками. Красивое, ностальгическое и развлекательное произведение на пару вечеров. Как боевики «категории B» с VHS, только в формате аниме.
Kimagure Orange Road
Японская семья Касуга состоит из отца-фотографа, двух взбалмошных сестрёнок Манами и Куруми и старшеклассника Кёске. Последние несколько лет они переезжают из префектуры в префектуру, и тому есть веская причина. Касуга — эсперы, владеющие телекинезом и телепортацией. Об их силе не должны узнать обычные люди. И так как непоседливые сестрёнки используют способности где ни попадя, то семье приходится часто переезжать.
После переезда в Токио Кёске заводит новых друзей и встречает Мадоку Аюкаву — школьную красавицу, бунтарку и девушку с плохой репутацией (курит, ходит с сомнительной компанией по клубам). Кёске не успевает заметить, как постепенно привязывается, а потом и влюбляется в Мадоку. Всё бы ничего, но в юношу влюбилась Хикару Хияма, лучшая подруга Мадоки. Назревает любовный треугольник.
Сериал снят по мотивам одноимённой манги Идзуми Мацумото. Это вторая романтическая комедия 80-х, которая заслуживает просмотра вместе с Maison Ikkoku. Десятилетие здесь показано глазами не взрослых людей, а обычных старшеклассников. Их мало волнует будущее, поэтому они ходят в школу, дерутся с хулиганами, вволю развлекаются в клубах, влюбляются, ездят на пляжи и катаются на мотоцикле без шлема.
Kimagure Orange Road считается один из основоположников современного тренда «моэ» — когда в аниме или манге намеренно создают персонажа, способного вызвать у зрителя влечение и привязанность. Мадока Аюкава — как раз один из таких персонажей. В 80-х её фанбаза могла тягаться с фанатами Лам из Urusei Yatsura. Яркий образ и непредсказуемый характер Аюкавы до сих пор привлекает к Kimagure Orange Road новых зрителей.
Это особая квинтэссенция летней романтики 80-х: пальмы, яркое солнце, большие низкие облака, пляжи, старенький кабриолет, девушки в купальниках и красная магнитола, в которой играет альбом любимой поп-группы.
Akira («Акира»)
Сюжет эпохальной работы Кацухиро Отомо разворачивается в 2019 году в мегаполисе Нео-Токио. Город готовится к XXXII Олимпийским играм (забавно, но предсказание почти совпало). Митинги, антиправительственные шествия, трущобы, бандитские разборки, мародёрство и нищета — уже обыденные вещи. Правительство не слушает народ и разгоняет все демонстрации.
Канеда и Тэцуо — закадычные друзья, отпетые байкеры, «борцы с системой» и ученики второсортной школы для трудных детей. Во время разборки с бандой Клоунов они по уши вляпались в неприятности. Тэцуо едва не сбил на мотоцикле странного мальчика, потерял управление и попал в аварию. На место сразу же прибыли правительственные войска и забрали обоих.
Позже выяснилось, что Тэцуо столкнулся не с обычным ребёнком, а с эспером — человеком со сверхспособностями. В секретной правительственной организации уже много лет проводят опыты над людьми. К удивлению учёных, после контакта с эспером в Тэцуо проснулась загадочная и необъяснимая сила.
Экранизация Akira от режиссера и мангаки Кацухиро Отомо оставила значимый след в популяризации японской анимации во всём мире. Фильм не получил широкого признания на родине и провалился в прокате, но в США премьеру встретили восторженно.
Akira перевернул представление многих американцев о японской анимации и подтолкнул к формированию западного аниме-фэндома. Мультипликацию из Японии моментально перестали считать чем-то детским, наивным и глупым. Критики вновь заговорили о том, что аниме — отдельная форма искусства, которую нужно тщательно исследовать.
По меркам 1988 года Akira — настоящая революция. Даже спустя 30 лет редкий анимационный фильм сравнится с ним по части детализации и вложенных средств. Это первое аниме снятое на широкоформатной плёнке и с частотой в 24 кадра. Несколько крупных японских графических компанией работали над дорогостоящими компьютерными спецэффектами. В производство фильма вложилось семь крупных корпораций и издательств. Общий бюджет картины составил 10 миллионов долларов.
Возникает очевидный вопрос: что лучше — аниме или манга? Если рассматривать с точки зрения полноты раскрытия сюжета, то выигрывает первоисточник. Но тут нужно учесть, что к выходу фильма мангака ещё не закончил своё произведение. Он рисовал «Акиру» вплоть до 1990 года, тогда как фильм вышел в 1988-м.
Поэтому Кацухиро Отомо самостоятельно адаптировал сюжет своей манги в полнометражный фильм и дал ему уникальную концовку. Так что манга и аниме — совершенно разные работы. Из общего у них только идеи, завязка и несколько ключевых сюжетных поворотов.
Зато у экранизации есть два заметных недостатка: неровный сценарий и перегруженность экшеном. Часто в адрес фильма можно услышать упрёк, будто сюжет очень сумбурный. И это отчасти верно. В «Акире» есть несколько сложных для понимания моментов и сюжетных поворотов, которые объясняют зрителю поверхностно, впопыхах. Вся вторая половина фильма выглядит скомканной.
Экранизацию и первоисточник проще воспринимать как отдельные произведения, с которыми обязательно стоит ознакомиться. Только так можно получить максимальное удовольствие от культового творения Отомо.
Аниме
42.4K поста7.7K подписчик
Правила сообщества
- Соблюдайте правила Пикабу;
- NSFW контент запрещен, для него есть отдельное сообщество;
- Ставьте верные теги, подробнее читайте в этом посте.
- Пожалуйста, не оставляйте необоснованные негативные комментарии о тематике сообщества;
- Если вы постите картинки, созданные с помощью нейросетей, то обязательно ставьте тэг "Арты нейросетей";
- По вопросам работы модераторов сообщества Вы можете обратиться к@admoders