Академик с деревни
Николай Петрович Богданов-Бельский родился в деревне Шитики Смоленской губернии. В фамилии художника спрессована история происхождения: Богом данный (незаконнорожденный) сын бедной бобылки из Бельского уезда. Простонародную фамилию облагородит сам император Николай II, вписав ее собственноручно в диплом – Бельский.
В Московское училище живописи, ваяния и зодчества Николай Богданов был одним из самых способных учеников,за первую жанровую картину "Знахарь" он получил премию Общества поощрения художеств. Т ему дипломной работы в бытовом жанре надо было определять самому, и Николай Богданов отправился в Татево в семью Рачинских. Был Великий пост. Частые службы в стареньком храме, пение, чтение на клиросе, общение с православными людьми вызывали в душе молодого человека состояние покоя и умиротворения. А тут еще необычный случай: после причастия из церкви пропал мальчик. После двухнедельных поисков его нашли в лесу в заснеженном шалаше с краюхой хлеба: он хотел стать отшельником. Все вместе и побудило юношу начать работу над картиной. Всего за месяц он написал полотно и представил на конкурсную выставку в училище. Картину "Будущий инок" заметила Императрица Мария Федоровна и приобрела эту работу.
О молодом таланте заговорил Петербург, его картины быстро раскупались. С рекомендацией к российскому послу в Турции Нелидову художник отправился по Черному морю в Константинополь. Написав заказные портреты Нелидова и его жены, художник следует на Афон: здесь, на Святой горе, видит множество маленьких монашеских келий Пантелеймоновского, Андреевского, Ильинского монастырей, пишет маслом их виды, работает над морскими пейзажами У берегов Афона, Морской прибой. Вернувшись с Афона, Богданов представил на Передвижной выставке картину "Умирающий крестьянин".
Последнее десятилетие XIX века для российской культуры и искусства было сложным. Новое поколение талантливых художников по-другому понимали задачи искусства: происходило расслоение ведущего художественного направления. Богданов склонялся больше к старому уставу Товарищества передвижных выставок. В 1895 году он уже член Товарищества передвижных художественных выставок и как равный среди равных участвует в выставках. Живописец отражает жизнь и интересы обычного человека, его радости, повседневные заботы, изменения в жизни деревни 1890-х годов. Сидит у дороги старый крестьянин, покинувший родную деревню в поисках работы ("Крестьянин"),
забирают в армию деревенского парня, единственного работника в крестьянском хозяйстве ("Проводы новобранца")
обхватил руками голову в безутешном горе у своей избушки старый крестьянин ("Горе")
Гибнет, разоряется дворянско-помещичье сословие, богатые крестьяне становятся новыми хозяевами жизни в селе, они скупают земли, старые дворянские усадьбы. И в картине "Новые хозяева" в помещичьем старом доме за столом новые владельцы: крестьянская семья пьет из самовара чай.
«Я так много лет провел в деревне, так был близок сельской школе, так часто наблюдал крестьянских детей, так полюбил их за непосредственность, даровитость, что они, как-то сами собой, сделались героями моих картин», — вспоминал художник. Он активно продолжает разрабатывать тему просвещения крестьянских детей. Школьная тема образует целую серию картин. Учитель школы села Татева Аркадий Аверьянович Серяков изображён в картине "У больного учителя".
В 1903 году художник за свои картины, представленные на выставках, получил звание академика. С 1914 года он стал действительным членом Академии художеств.
В первом десятилетии ХХ века в отношении художника к живописным средствам многое меняется: в жанровых картинах появляются новые изобразительные средства, почерпнутые во время поездки во Францию после обучения в мастерской И.Е. Репина. В парижской студии Ф. Кормона он занимался живописью, а в частной художественной школе Ф. Коларосси – рисунком. Участвуя там в двух конкурсах учеников, Богданов-Бельский получил за свою работу серебряную медаль. Он изучал западное искусство не только в парижских музеях, но и в Риме, Неаполе, Венеции, Флоренции. Знакомство с искусством импрессионистов О. Ренуара, К. Писсарро, А. Матисса, Э. Мане и других существенно повлияло на живописные приемы. Посещая Париж, глубже познавал законы живописи импрессионистов ("Д ети на уроке")
В это время он пишет довольно много заказных портретов, что позволяет стать материально независимым. Заказывали ему свои изображения императорская чета, князь Михаил Волконский, член Государственного совета, министр финансов Сергей Юльевич Витте, кавказский наместник, генерал-лейтенант И.И. Воронцов-Дашков, светлейший князь А.К. Горчаков и многие другие. Кроме портретов аристократов художник создал целую галерею образов писателей, ученых, деятелей культуры и искусства ("Шаляпин")
Зиму Николай Петрович проводил в Петербурге, а на лето выезжал в Тверскую губернию Вышневолоцкого уезда. Для полотен Богданова-Бельского моделями служили сельские жители, но главными героями оставались все те же деревенские ребятишки. Помогала Николаю Петровичу его муза Наталья Антоновна. Представленная в 1911 году на выставках в Риме и Мюнхене картина "Именины учительницы" была приобретена любителем живописи и увезена в Лондон.
15 и 16 Передвижные выставки в 1917 году были последними, в которых участвовал художник. Вместе с революцией в искусство ворвались новые веяния: рождались многочисленные авангардные художественные течения. Труд художников-реалистов становится невостребованным, исчезла возможность участвовать в выставках, а значит, и продавать картины. Денег на то, чтобы просто выжить, не было. Пришлось отложить в сторону краски и заняться огородничеством. В конце лета 1921 года уже из Петербурга вместе с женой художник выехал в Ригу. Многие художники России уезжали из революционной России на Запад. Латвия в 1920 году без особых потрясений становится самостоятельной республикой. В Риге собралось много представителей русской интеллигенции, в городе устраивались выставки работ известных русских художников. Богданов-Бельский открывает персональную выставку своих картин ("На облаве")
В 1924 году Богданов-Бельский посылает в Америку одиннадцать полотен на выставку русского искусства. А в марте 1925 года в Риге перед посетителями третьей персональной выставки, развернутой в двух больших залах Городского художественного музея, были представлены его полотна, написанные почти полностью в «латвийский период» ("Цветущий яблоневый сад")
В каталоге насчитывалось 83 работы, первым номером значилась написанная с натуры картина "Бывший защитник Родины", для которой позировал поселившийся в Риге русский генерал.
Богданов-Бельский был прост в общении, умел дружить с людьми, будучи лояльным к власти, не терял и связи с эмигрантами. В 1927 в Копенгагене в здании «Свободная выставка» прошло необычное для Дании событие: открылась экспозиция картин русских художников, для картин Николая Петровича был отведен громадный первый зал. Большая выставка была устроена и в следующем году в Праге, в 1930 в Берлине. Отзывы в печати были в основном хорошие, но денег участникам принесло немного. По возвращении из Берлина в Латвию Богданов-Бельский работает над серией «Дети Латгалии“, и снова десятки полотен с детскими персонажами. В картинах, изображающих летний зной, золото осени, зимний холод, весенний воздух, присутствует яркий детский мир ("В лодке")
В 1936 году в чествовании Николая Петровича, которое проходило в рижской правительственной гимназии, принимали участие разные русские общества, представители латвийских учреждений, министры. Президент Латвии К. Улманис подписал приказ о присвоении Богданову-Бельскому высокой правительственной награды ”ордена Трех звезд”». Юбилейная выставка произведений Богданова-Бельского открылась в марте 1936 года. Ее посетили четыре тысячи человек – для частных выставок количество посетителей небывалое!
Новые темы, навеянные поездками художника в Королевство СХС (Сербия, Хорватия, Словения), воплотились в картинах с синими тонами моря Адриатики, древними памятниками сербской православной архитектуры. А рядом русский Изборск, Псково-Печёрский монастырь с увенчанным золотыми крестами Успенским собором, белыми колокольнями, крепостными стенами. И портреты известных рижан. Основная часть работ была посвящена крестьянским детям латгальской земли ("Летний день")
Во время немецкой оккупации, Богданов-Бельский продолжал работать.В 1943 году в Риге на немецком языке выходит монографический альбом «Богданов-Бельский. Жизнь и творчество русского художника». Тяжелобольного художника жена под частыми бомбежками, привозит в Берлин. Ей удалось попасть в клинику знаменитого профессора Зауэрбруха. Операцию Николай Петрович не перенес, его не стало 19 февраля 1945 года. На Тегельском православном кладбище среди русских князей нашел последний приют незаконнорожденный сын бобылки русский художник - передвижник, председатель Общества имени Куинджи, академик Николай Петрович Богданов-Бельский.