А что, так можно было?

Жажда авантюр и поиск лучшей жизни всегда толкали Вильгельма Фогта на совершение неординарных поступков. В возрасте 14 лет Вильгельм, сын сапожника из Тильзита, впервые попал в тюрьму, совершив кражу. В дальнейшем мужчина не раз попадал в тюрьму, он продолжал грабить, а с появлением серьезных проблем с законом, дважды подделывал документы, за что отбывал наказание в виде заключения.

В возрасте 41 года ставки возросли. Фогт попытался ограбить судебную кассу в Вонгровице, за что получил максимальный за все время срок — 15 лет заключения. Выйдя на свободу, он устроился работать сапожником, но проработав короткий срок, был вынужден уехать из герцогства Мекленбург-Шверин в Риксдорф под Берлин к своей сестре. Но и берлинские власти выписали ему запрет на проживание, но уезжать отсюда он не пожелал. Мужчина решил провернуть еще одну масштабную аферу.

А что, так можно было? Аферист, Капитан, Ратуша, Длиннопост

«Кёпеникиада» по Фогту

Для осуществления задумки Вильгельм выкупил действующую форму капитана. 16 октября 1906 года в час смены караула мужчина обратился к двум отделениям гвардейцев, которым предъявил поддельный экстренный приказ начальства, тем самым взяв их под свое командование. Вместе со служивыми он двинулся в Кёпеник на поезде, сказав им, что не смог реквизировать машину. Напоив в дороге гвардейцев «пивом» и задобрив марками на вокзале Кёпеника, Вильгельм приказал им обеспечивать тишину и порядок, а сам захватил здание ратуши.

Для ознакомления с местностью Фогт прикомандировал себе местного чиновника. А после в его же кабинете арестовал бургомистра и главного кассира города. Дальнейшие действия выходили за грань допустимого. Он реквизировал казну города, выписав квитанцию от имени фон Мальцана, руководителя тюрьмы, где содержался несколько лет. А затем захватил здание почты, чтобы звонить в Берлин.

О судьбе денег до сих пор идут споры. Аферист утверждал, что хотел забрать из сейфа свой паспорт, отнятый при выдворении. Однако скептики утверждают, что он знал о существовании большой суммы денег в городской ратуше, а также о том, что паспорта хранились и выдавались в Тельтове.

Выполнив задуманное, Вильгельм отправился на вокзал, а гвардейцы еще полчаса охраняли разграбленную казну, не понимая в чем дело. Мужчина купил гражданскую одежду, выпил бокал пива, и «запрыгнув» в поезд Кёпеник — Берлин, исчез на глазах изумленной публики.

Через 10 дней его поймали. Полиция узнала о местонахождении преступника со слов его подельника, который сдал его за деньги. Последовал суд. За все деяния Фогту присудили 4 года лишения свободы, но Вильгельм II счел возможным помилование преступника и осенью 1908 года он вышел на свободу.

А что, так можно было? Аферист, Капитан, Ратуша, Длиннопост

Вот что значит гвардейская дисциплина

Аферу освещали во всех СМИ Германии. Граждане, в том числе причастные к власти, нашли аферу весьма находчивой и забавной. Кайзер Вильгельм II назвал «капитана» из Кёпеника «гениальным малым». Вскоре о нем узнал весь мир. После недель веселья и шуток общество задумалось, как простой сапожник, имея только капитанскую форму, смог внести разлад в деятельность властей. Правительство высказало ответную шутку, которая звучала как: «Вот что значит дисциплина!». Тем самым назвав поведение гвардейцев уважительным и покорным по отношению к людям, занимающим вышестоящие должности.

А что, так можно было? Аферист, Капитан, Ратуша, Длиннопост

У входа в ратушу Кёпеника в 1996 году был установлен бронзовый памятник «капитану» из Кёпеника, созданный армянским скульптором Спартаком Бабаяном. На стене ратуши висит памятная доска Вильгельму Фогту. В Висмаре на доме, где Фогт жил и работал у придворного обувщика Гильбрехта, также установлена мемориальная доска.

В берлинском киноархиве сохранились оригинальные кадры, на которых запечатлён знаменитый «капитан» из Кёпеника. Восковая фигура «капитана» демонстрируется в Музее мадам Тюссо.

События в Кёпенике легли в основу трагикомедии Карла Цукмайера «Капитан из Кёпеника. Немецкая сказка» (нем. Der Hauptmann von Köpenick. Ein deutsches Märchen, 1928). В 1931 году она послужила основой для одноимённого фильма с Максом Адальбертом в главной роли, снятого австрийским (впоследствии американским) кинорежиссёром Рихардом Освальдом. Однако сюжет был впервые экранизирован по свежим следам ещё в 1906 году и с тех пор ещё 8 раз, включая телефильм 2005 года.


Источник 1

Источник 2