Видеть человека

Перейти
Ой, похоже, у вас включен блокировщик рекламы, который скрывает партнерский пост 😢. Чтобы его увидеть, отключите блокировку

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью

Свобода передвижения — базовая потребность любого человека. Но людям с инвалидностью приходится за нее бороться. Ниже истории двух девушек, которые живут насыщенной жизнью: гуляют, работают, путешествуют, ходят в бары с друзьями. Только одна делает это на инвалидной коляске, а вторая в компании собаки-проводника.

Юлия и собака-проводник Мира

@my.guidedog сооснователь клуба владельцев собак-проводников «Мудрый пес»

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

Собака-путеводитель, проводной пес, мойдодыр — как только за 3,5 года не называли мою незаменимую хвостатую помощницу лабрадора Миру! Правильно говорить «собака-проводник», хотя для окружающих привычнее формулировка «собака-поводырь» — именно так написано у Миры на шлейке. Слабовидящим людям собак-проводников передают полностью готовыми к работе, нужно лишь научиться взаимодействовать. Где их учат, я писала на Пикабу.

Я из Москвы, окончила медколледж, но на последних курсах у меня обострился увеит — воспаление сосудистой оболочки глаза. Зрение начало быстро падать, и мне дали инвалидность. Я успела немного поработать фельдшером, медсестрой в стоматологии, массажистом в салоне красоты, эсэмэмщиком. Сейчас я соруководитель клуба «Мудрый пес», директор АНО Центр «МИРА» и эксперт по доступной среде.

С Мирой началась новая глава моей жизни, где я чувствую себя на своем месте. Провожу мастер-классы и тренинги, консультирую компании. Рассказываю, как адаптировать среду для незрячих, корректно обращаться к человеку и что нельзя делать с собакой-поводырем. Работаю офлайн с людьми почти каждый день. И мне это нравится! Постоянно в движении, общении, перемещаюсь на такси, встречаюсь в кафе — на автомате заказываю чашечку чая себе и миску воды для Миры.

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

Мои увлечения тоже связаны с Мирой — наша жизнь уже одна на двоих. Недавно открыла для себя кинологический фристайл — это спортивные танцы с собаками, где нужно выполнять трюки под музыку. Даже приняли участие в выставке собак, где показали свои умения. Сейчас осваиваем натаску — еще один вид спорта для лабрадоров-ретриверов, где тренируем имитацию охоты.

«Яндекс Go» добавил в приложение функции для пользователей с особыми потребностями в ноябре 2022 года. Теперь перед заказом можно выбрать, какая требуется помощь:
• «Помогите найти машину»
• «Общаюсь только текстом»
• «Не говорю, но слышу»
• «Буду с инвалидным креслом»
• «Перевозка собаки-поводыря»


Эту информацию водитель видит сразу в карточке заказа. Например, если в багажнике нет места, он не возьмет заказ.

Собака-проводник — не просто собака, а техническое средство реабилитации (ТСР). Когда мы выходим из дома, Мира на работе: ее нельзя отвлекать, гладить без спроса, подкармливать, пока «хозяин не видит». Если пес потеряет концентрацию, его хозяин может оказаться в опасности.

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

Бывают, конечно, неприятные ситуации, когда меня не пускают в магазин с собакой. Приходится объяснять, что я не с собакой, а проводником — без нее я не могу передвигаться ни на улице, ни в новых для себя помещениях. Поводыри идеально обучены: они не укусят и не будут отвлекаться на посторонние предметы. С такси тоже случаются конфузы. Моя любимая история, когда водитель приехал, увидел Миру, сказал, что боится собак, и уехал. Но это в прошлом!

С годами уже не так так сильно ощущаю ограничения из-за зрения. В работе и общении выручают гаджеты: программы экранного доступа (на Android Talkback, а на iOS VoiceOver), умные голосовые помощники вроде Алисы или разделы «Специальные возможности», например, в приложении «Яндекс Go». Ставлю галочку, что со мной собака-поводырь — и никаких вопросов.

Одна из проблем в обществе — отсутствие культуры поведения с людьми с инвалидностью по зрению. Для водителей, выполняющих заказы сервиса «Яндекс Go», разработали специальные инструкции. Вот несколько пунктов из них:

•  встретить слабовидящего пассажира и помочь добраться до машины; 
•  за несколько минут до конца поездки предупредить, что вы скоро будете на месте;
• выйти из автомобиля и сориентировать, где пассажир находится. Допустим, перед главным входом в ТЦ.


Важно: пользователи такси не доплачивают за перевозку собак-поводырей.

Алёна

@alyona.invalid, редактор, передвигается на инвалидной коляске из-за врожденной хрупкости костей

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

«Немного редактор, немного инвалид-колясочник, немного путешественник» — так я обычно представляюсь в интернете. Все правда! Я живу в небольшом городе на Урале, где про доступную среду не слышали. Лет 10 назад мне казалось нереальным свободно передвигаться на коляске по городу и без сопровождения зайти в любое кафе, супермаркет, маникюрный салон, магазин, на почту или — шок! — даже в бар. А потом я прилетела в Москву на защиту диплома в вузе, где четыре года училась дистанционно, и увидела, что это возможно. Еще через год я офигевала от доступной среды в Испании. С тех пор в моей копилке уже 10 стран и десятки городов. Останавливаться не собираюсь!

Путешествия — моя страсть и своего рода хобби. В них я чувствую себя обычным человеком. Однажды в аэропорту Будапешта, где я была на 7-дневном музыкальном фестивале Sziget, меня долго и дотошно досматривали. Например, требовали снять обувь. В смысле снять обувь? Я же инвалид! Никогда такого не было. Оказывается, за границей нет разницы, как ты передвигаешься — с помощью ног или колес. Хоть я и возмущалась, но как же приятно быть наравне со всеми.

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

Самые доступные города Европы по версии меня: Берлин, Барселона, Валенсия, Инсбрук. Частично Париж, Будапешт, Мюнхен, Милан. Совсем нет: Прага и Рим — такого количества разнообразной брусчатки я нигде не видела. До сих пор в кошмарах снятся булыжники Карлова моста!

Раньше я в обязательном порядке звонила в авиакомпанию за несколько дней до вылета, чтобы оставить заявку: я инвалид, со мной летит моя коляска, нужно помочь подняться по трапу. Сейчас наконец-то это можно указать во время бронирования.

С такси раньше было то же самое. Если не напишешь комментарий про пустой багажник и инвалидное кресло, результат непредсказуемый. Водители приезжали, смотрели на меня и уезжали. У кого-то багажник забит, кто-то не увидел сообщение, а некоторые вовсе сравнивали меня с перевозкой животных — «только за отдельную плату». Хуже всего, когда грубо обращались с коляской или пытались снять колеса без спроса. Если бы что-то отломилось — я бы буквально осталась «без ног».

Приложение «Яндекс Go» дает водителю подсказки на протяжении всей поездки. Например, если пассажир на коляске — нужно выйти, открыть дверь и предложить помощь, а потом убрать инвалидное кресло в багажник. Главное правило — сначала спросить, чтобы не навредить даже из лучших побуждений. Подробнее об инструкциях читайте тут.

Я работаю редактором на удаленке восемь лет — еще до того, как это стало мейнстримом. Все мои офисы были в Москве. В летнее время частенько перебираюсь в столицу на несколько месяцев: два-три раза в неделю гоняю в офис на такси, а вечерами встречаюсь с друзьями. Каждый свой приезд стараюсь исследовать новые места: музеи, усадьбы, а летом сюда добавляются всевозможные фестивали, ярмарки и однодневные путешествия по области. Из последнего, где была: Коломна и Тула. Оба понравились, но не стойте в очередь за калачом 40 минут, как это сделала я (но мне проще, я не стояла, а сидела!).

«А что, собака с нами поедет?» С какими сложностями сталкиваются люди с инвалидностью Помощь инвалидам, Плохое зрение, Такси, Длиннопост

«Спонсор» большинства моих авантюр — такси. Метрополитен для меня недоступен. Точнее, есть специальная служба, которая помогает спуститься в подземелье. Но ее нужно бронировать минимум за 24 часа: сообщить, на какой станции и в какое время меня забрать и куда доставить. Получается, возможность передвижения общественным транспортом есть, но строго по расписанию.

Сейчас в моем профиле «Яндекс Go» по умолчанию стоит функция «Буду с инвалидным креслом» для всех заказов. Так мне спокойнее: я знаю, что водитель предупрежден и точно не пропустит уведомление о маломобильности.

Недавно «Яндекс Go» запустил проект «Видеть человека». В нем собраны истории людей с разными ограничениями здоровья и полезные инструкции для всех, кто хочет быть этичным и помогать правильно. Проверьте себя!

Реклама ООО «Яндекс.Такси»