679

83 года выше уровня Волги

Канал имени Москвы.

Многие слышали это название, но не многие интересовались историей создания этого поистине великого проекта. Вдумайтесь только - в 30х годах, когда не было всем привычных гидромашин, экскаваторов и прочей привычной сейчас механизации, создать такой каскад сооружений, который на протяжении почти полутора сотен километров соединит в конечных точках реки Волга и Москва.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

В свое время я жил в Ульяновске и рассказывал уже про одно гидросооружение под названием Ульяновская дамба в рассказе «58 лет ниже уровня Волги». Так уж сложилось, что сейчас живу на другом не менее великом сооружении. Но обо всем по-порядку…


Можно рассказывать много про то, как все это в целом строилось, как выкапывали лопатами и вывозили тачками сотни тысяч тонн грунта. Но на самом деле я хотел рассказать всего об одном участке канала, который примыкает к Москва-реке - так называемая «Глубокая выемка». Хотя и придется углубиться немного в историю. Ну как без нее? Без нее рассказ будет совсем неполным. Краткая история создания канала им.Москвы - столица начинала умирать в жажде. Река Москва просто не могла обеспечить водой то количество жителей и производственных комбинатов, которое уже в 30х годах двадцатого столетия уже было в столице. Тогда и появился амбициозный план - соединить полноводную Волгу и Москву каналом, что бы обеспечить водой все прибывающее население и разрастающуюся промышленную зону. Канал соединил Волгу от Иваньковского водохранилища близ города Дубна с рекой Москва в районе современных Химок. Мало того - канал должен был стать не просто самотечным, когда вода течет сама по себе, а практически полностью энергетическим. То есть вода из Волги поднимается насосами в четырех участках на высоту в 8 метров и еще в одном на 6 метров и только спустя километры течет уже сама.


Был на всем канале один участок, который назвали Глубокая выемка. Находится он в черте города Долгопрудный. Почему Глубокая? Сейчас попробую объяснить в деревенских понятиях. Представьте себе 6 километров трассы, которую просто надо раскопать на глубину двадцать два с половиной метра! Причем это надо сделать в грунте, который насыщен плывунами (грубо - жидкая земля, которая может в любой момент сдвинуться в образовавшуюся пустоту). И начинали копать все это лопатами, вывозили тачками вручную. Кто-то хоть раз копал яму метра два глубиной? Представьте себе пару миллионов таких ям.


Копать начали в 31м году. К 33му смогли снять и вывезти примерно от двух до четырех метров земли. Только в 33м начали появляться первые экскаваторы. Паровые, на дровах или угле. Передвигавшиеся по специально проложенным полотнам, иногда обрушивающимся и заваливающим ранее выкопанное.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост
83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Более того - экскаваторы собирали со всей страны и они были иностранного производства. В стране просто не производились на то время экскаваторы такой мощности. Буквально за год в Коврове было построено производство требуемых экскаваторов, которые сразу направлялись на Глубокую выемку. Но вывозился грунт по-большей части все так же на тачках силами заключенных специально созданного для строительства канала Дмитлага. Спустя какое-то время начали прокладывать рельсы и загонять паровозами вагоны для вывоза грунта, но постоянные осыпи и обвалы обрушивали пути вместе с вагонами и паровозами. Плюс плывуны, о которых я уже писал выше. Историкам известна одна из страшных аварий, когда прорвавшийся плывун снес и экскаваторы, и составы вместе с рабочими, селевой поток заполнил все только что выкопанное русло и пришлось всю работу начинать практически заново.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Но тем не менее работы не прекращались ни днем, ни ночью. Каждые 5 минут из Глубокой выходил гружёный состав. Для перевозки было оборудовано 64 км железнодорожных путей со 105 стрелками. Воду, собиравшуюся во время строительства в котловане, откачивали 3 основные насосные станции и 34 вспомогательные.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

С Глубокой выемкой связана история посещения ее высочайшей комиссии во главе с И.Сталиным:

«4 июня 1934 года Глубокую выемку посетила высочайшая делегация во главе с И.Сталиным. Его сопровождала свита – Л.Каганович, К.Ворошилов, В.Куйбышев, Г.Ягода и А.Жданов. Для вождя и гостей была построена специальная деревянная лестница, чтобы они не повредили себе конечности или не сломали шею при спуске в глубокий котлован. С этим посещением связана достоверная история. Заканчивая осмотр стройплощадки, длившийся целых 40 минут, Сталин заметил, что многие каналоармейцы (то есть заключённые) работают без обуви и немедленно приказал в течение двух часов их обуть. А людей, ответственных за снабжение, расстрелять. Ответственных расстреляли, зэков обули.»

По преданиям историков это и есть та самая лестница. Запомните этот поворот Глубокой выемки, он будет еще присутствовать на дальнейших фото.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Но мало было выкопать канал, надо было еще и защитить его от разрушения водой. Привозили камни с БАМа, высаживались деревья и кустарники на всем протяжении выемки. Это тысячи составов камней, десятки тысяч (если не сотни) кустов и деревьев. Попутно конечно прославляли Партию и Ленина. Сейчас эта надпись давно заросла травой.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Что бы защитить от возможного прорыва плывуна и перекрытия землей канала был сделан обводной канал, выстроены заградворота, которые могли перекрыть подачу волжской воды и освободить зону обрушения для ликвидации возможной аварии. Они естественно в рабочем состоянии и готовы в любой момент перекрыть канал. Вот так выглядит сейчас одно из сооружений заградворот.  Их кстати легко можно найти на тех же Яндекс.картах.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Леса. ЛесА.

Это же не стальные фермы и лайер. Это бревна! Так строились шлюзы и другие гидросооружения.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Заполнение канала началось весной 36го года, а через год по каналу прошли первые суда… Это был реально праздник для страны. Когда по каналу шли первые пароходы (паро, еще не теплоходы) люди стояли на берегах и мостах и приветствовали их.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

Канал. Глубокая выемка. Уже разросшийся кустарник и деревца. Не знаю, какого года это фото.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

И вот уже много лет канал как будто и всегда был на этом месте. Фото с другой точки за поворотом. Примерно там, где стоит мой дом. Выйти, пройти 100 метров и ты на канале...

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

А следующее фото практически с той же точки, о которой я писал выше. Вот как раз там за деревьями самый первый уголок - это виднеется мой дом.

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост

И сейчас, в наше время, сидя на склоне (желательно, когда идут большие четырехпалубные речные теплоходы) я никак не могу представить, как это все было построено почти век назад такими же вот руками. И это я еще не рассказал про каскад шлюзов, про гидроэлектростанции, про поднимающие воду на десятки метров насосные, про водохранилища и судоходный канал. Надеюсь расскажу и про это. )

83 года выше уровня Волги Строительство, Канал им Москвы, История, СССР, Длиннопост