1340

55 лет в строю…

Самый легендарный пожарный автомобиль России. При словах «пожарная машина» многие мысленно вспоминают именно его. Пожарная автоцистерна на шасси ЗиЛ-130.

55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

В 1953 году на Московском автомобильном заводе им. Сталина началась разработка грузового автомобиля для народного хозяйства, взамен существующего ЗиС-150 – не слишком удачной конструкции и к тому времени уже устаревшего.

Пожарная автоцистерна на базе шасси ЗиС-150 - ПМЗ-17
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

В 1959 году автомобиль был готов, и первые опытные образцы успешно прошли испытания. Автомобиль получил обозначение ЗиЛ-130. Было принято решение о начале массового производства и создании на его шасси целой линейки автомобилей для различных сфер народного хозяйства.

В 1962 году Всесоюзный НИИ Пожарных машин передал на Прилукский завод противопожарного и специального машиностроения, находящийся в Черниговской области Украинской ССР, полный комплект технической документации на пожарную автоцистерну нового поколения.

В этом же году были готовы первые опытные образцы нового пожарного автомобиля, которые успешно пришли госиспытания. Новой АЦ дали зелёный свет.


Так родилась АЦ-40(130)63 – пожарная автоцистерна с насосом производительностью 40 литров в секунду на базе шасси ЗиЛ 130 модель ПМЗ-63.

АЦ-40(130)63. Пожарная автоцистерна на базе шасси ЗиЛ-130 - ПМЗ-63
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

Начать массовое производство сразу не получилось. Проблема банальна – ЗиЛ просто не справлялся с валом заказов на новое шасси со всего союза, и только в 1964 году поставки устаканились и началось массовое производство.

в 1966 по результатам эксплуатаций первых партий, в автомобиль внесли доработки, избавили от детских болезней и представили пожарным модернизированный вариант - АЦ-40(130)-63А. Данная модель выпускалась на Прилукском заводе аж до 1983 года в количестве 1000 штук ежегодно.


АЦ-40(130)-63А.
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

В 1977 году, спустя 15 лет после рождения, пожарный автомобиль снова решили модернизировать, и спустя год завод представил установочную партию новых машин в количестве 20 штук. Новый вариант получил обозначение АЦ-30(130)-63Б. Выросшая грузоподъемность базового шасси позволила установить на АЦ-40(130)-63Б новую увеличенную цистерну объёмом 2350 литров (вместо 2100 л. у модели 63А), и увеличенный пенобак ёмкостью 170 л. (вместо 150 л. у 63А). В результате этих изменений надстройка кузова стала заметно шире, из-за чего отказались от декоративных накладок на колёсные арки которые ранее устанавливались на модель 63А. Ещё одним заметным отличием модели 63Б от 63А стали напорные патрубки. Теперь их убрали внутрь надстройки и закрыли лючками. За время производства АЦ-40(130)-63Б во внешний вид надстройки вносились изменения, упрощавшие её производство. Машины выпуска 1978-1982 гг. имели так называемую "длинную юбку", образовавшую колёсную арку, от которой потом отказались


АЦ-40(130)-63Б с "юбкой"
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост
АЦ-40(130)-63Б без "юбки"
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

Также изменилась кабина боевого расчёта. Кабина модели 63А изготавливалась просто – бралась двухдверная кабина базового шасси, на заводе сзади приваривалась вторая часть с ещё одним рядом сидений для пожарных, а заднее стекло извлекалось и устанавливалось в крышку насосного отсека. И пожарные общались с водителем и старшим расчёта через маленькое окошко. В 63Б же, кабину внутри переработали, попытавшись сделать пространство внутри единым целым.


Кабина внутри АЦ-40(130)63А. Слева можно заметить маленькое окошко между передней частью и задней.
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост
Можно увидеть куда переехало заднее стекло от оригинальной ЗиЛовской кабины.
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост
Кабина внутри АЦ-40(130)63Б. Сразу видно насколько внутри стало свободнее.
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

До 1982 года обе модели (63А и 63Б) выпускались одновременно. В 1983 году 63А снимается с производства, при этом производство 63Б увеличивается до 2000 штук в год.

АЦ-40(130)-63Б стала самой массовой пожарной автоцистерной Советского Союза.

С 1986 года, в соответствии с новой системой обозначений, шасси автомобиля ЗиЛ-130 получают индекс ЗиЛ-431410 (ЗиЛ-431412). Но на индексе пожарной цистерны это не отразилось - до самого конца производства во второй половине 1990-х она выпускалась с прежним названием АЦ-40(130)-63Б.

В сентябре 1992 года завод ЗиЛ прекратил выпуск шасси ЗиЛ-431412.


Прилукский завод пытался спасти машину, 63Б выпуска 90-х базировались на шасси АМУРов (УАМЗ-ЗиЛ-431412) производства Уральского автомоторного завода. Характерной чертой этих машин было оперение и капот от ЗиЛ-131.

АЦ-40(130)-63Б на шасси УАМЗ-ЗиЛ-431412
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

Однако развал союза, экономический кризис и проблемы с поставками между двумя странами сделали своё дело, массовое производство прекратилось.

К чести украинского производителя, зарекомендовавший себя автомобиль и до сих пор выпускают небольшими партиями с индексом АЦ-40(130)63Б.02 на различных шасси, аналогичных зиловскому, но это уже совсем другая машина…

АЦ-40(130)63Б.02 на шасси ЗиЛ-432932

55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

Несмотря на то, что самому новому автомобилю на родном зиловском шасси в этом году исполняется 25 лет, они всё ещё не редкость в пожарных частях.

Многие ветераны пожарного дела называют этот автомобиль одним из самых лучших в истории – «надёжная, продуманная и неприхотливая конструкция без ненужных усложнений».

02 июля 2017 г. пожар в складском помещении г.Орел.
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост
23 июля 2017. Пожар в ТЦ в г.Тула
55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост

Однако всё-таки время неумолимо. Автоцистерна уже давно устарела и морально и технически. Малая скорость, тесные отсеки где порой очень тяжело разместить всё современное оборудование, низкая безопасность для личного состава в случае ДТП, проблемы с поиском запчастей и исчерпание ресурса – всё это делает автомобиль в наше время больше неудобной ношей, чем эффективным средством для тушения пожаров.

Но несмотря ни на что, получив новую автоцистерну на базе КАМАЗа или УРАЛа, пожарные вспоминают свой старый ЗиЛок с ностальгией.

55 лет в строю… Пожар, Пожарная машина, МЧС, Техника, Длиннопост