1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа.

Итак, очередной чисто-технический пост, без баек и приколов. И да, речь пойдет о настоящей легенде, но про не актера, или режиссера, как это обычно бывает. Мы поговорим о том, что осталось за кадром множества кинофильмов и еще большего количества кинохроники - вот о нем. 1КСР Конвас-автомат, впервые выпущенный в 1954м году, и производившийся, с минимальными изменениями конструкции, аж до 1992го.

А свое название аппарат получил от имени своего создателя Василия Константинова.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Чтоб понять "а что в нем собственно такого", нужно в принципе понимать как устроена и работает кинокамера. Кто знает, листаем ниже, а кто нет - ну я короче как обычно, простенько и на пальцах попробую объяснить.

Итак, для простоты, возьмем 35 миллиметровую кинокамеру снимающую со скоростью "эпохи звукового кино" - 24 кадра в секунду. Логично предположить, что каждый кадр должен экспонироваться некоторое количество времени, при этом кадр, а точнее тот участок пленки, что сейчас экспонируется - должен быть абсолютно неподвижен. Тогда как вся остальная пленка, что "заряжена" в камеру: та бобина с которой пленка идет и на которую наматывается - движутся непрерывно, ну сами посудите, 24 раза в секунду мгновенно двинуть, а затем остановить довольно большую массу пленки - не простая задача.

Выход из ситуации очень простой, перед входом в фильмовый канал, и после него, пленка проходит небольшую "петлю" (будут ниже на фотках). Петля то уменьшается, то увеличивается, и за счет изменения ее размеров, движение пленки из непрерывного становятся "покадровым" (пока кадр стоит, петля увеличивается, а как меняется - уменьшает и петлю), а затем снова непрерывным (вторая петля). Об этом будет подробнее ниже.

Саму же пленку, покадрово перемещает специальный механизм - грейфер. Вот кто знаком со швейными машинками, там есть такие "зубчики", которые выдвигаются из нижней части и двигают ткань, пока иголка находится не в ней.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Вот ровно так-же работает и грейфер, продвигает пленку ровно на один кадр

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

(Да, я взял гифку с википедии) самый простой грейфер имеет один "зуб" и расположен только с одной стороны пленки, его называют "однозубый односторонний", логично предположить что бывают и "двузубые" и "двусторонние" и все сразу. Еще более интересен - "контргрейфер"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

В момент, пока грейфер "уходит", выдвигается штырек контргрейфера, который уже "намертво" блокирует в рамке экспонируемый участок пленки - будущий кадр.

С лентопротягом разобрались (почти), но ведь надо как-то и экспонировать пленку, дозировать количество света что на нее попадет. Естественно никакой затвор, как в фотоаппарате, не выдержит километры пленки и миллиарды кадров. В кинокамере все проще - обтюратор. Просто вращающийся диск... с прорезью. И работает он синхронно с грейфером. Пока диск закрывает кадровое окно от света, грейфер меняет кадр. Диск открывается, кадр экспонируется и так до бесконечности. Обтюраторы имели разные конструкции с одной прорезью или с двумя, на некоторых даже можно было регулировать угол. Но суть от этого не меняется.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Ничего не забыли? Ага, а как собственно оператор будет видеть то, что снимает? В рамках данной конструкции, собственно никак. На камеры даже приделывали дополнительно видоискатель со сменными "объективчиками", чтоб они давали кадр, как и объективы на "турели"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

На фото кстати камера "Эймо" - один из самых распространенных аппаратов операторов-хроникеров времен Великой Отечественной. Кадр,который видит оператор, немного отличается от того, что в итоге будет на пленке, этот эффект называется "параллакс", и присутствовал он во всех наших "Сменах", "ФЭДах", и прочих "Поларойдах" и мыльниц "Кодак" из 90х, не зеркалках короче.. Параллакс простителен для хроники, но вот в игровом кино, когда часто миллиметры отделяют то что должно быть в кадре и то чего там быть никак не должно.

Ну собственно решение сей проблемы, как и в зеркальных фотоаппаратах - зеркало и система призм и линз, но отдельно зеркало поставить в камере некуда, а потому зеркальным сделали сам обтюратор

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Свет проходит или в кадровое окно и экспонирует кадр, или если идет смена кадров, то он идет через призму и таки попадает оператору прямо в глаз.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Вот он, зеркальный обтюратор, видно если снять объектив.

Так чем же удивителен Конвас? Так это же первая РУЧНАЯ камера с зеркальным обтюратором, раньше такие встречались только на "больших" камерах и все. И мы не будем обсуждать что примерно в то же время вышел французский "Эклер" схожей конструкции, не думаю что конструкторы этих камер общались друг с другом через Вотсапп.

Но, зеркальный обтюратор - это не все, нет. Второй новинкой стала система лентопротяга, встроенная в кассеты. Да-да, наверное никто не задумывался сколько времени требуется чтоб перезарядить камеру? Полная катушка пленки, это 300 метров - 10 минут материала. Но таскать такую в руках тяжело, как по весу, так и по размерам, "ручная" камера обычно имела кассеты на 60 или 120 метров, это 2 или 4 минуты, и все, перезаряжай!

Возьмем кинокамеру той же эпохи - "Родина". Если интересно, вес 17кг.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Пленка выходит из подающей кассеты, делает виток, затем выставляется петля, и пленка уходит в фильмовый канал, еще петля и еще один виток, после чего она таки попадает в принимающую кассету. Пленка, по пути из одной кассеты в другую, проходит, аж через ТРИ плоскости. И за минуту ее в камере не заменить, как и за две... хотя за две опытный механик наверное справится.

У Конваса же весь лентопротяг был уже в кассете.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Поэтому, чтоб ее поменять, надо было просто вынуть старую кассету, покрутить колесико, чтоб грейфер встал в нужное положение "по риске", вставить новую кассету, защелкнуть, покрутить механизм вручную 2-3 кадра... и все. "В интернетах" пишут что процесс занимает 7 секунд... не верю, 10 точно надо, у меня за 7 не получалось.

Кстати красные кружки - в них те самые "петли" пленки про которые я говорил в начале, а стрелочка на ржавую железку - счетчик оставшийся в кассете пленки.

И именно за такую возможность менять кассету "обоймой", камера и получила приставку "автомат".

И это еще не все. Давайте подумаем про то, как всю эту "радость" приводить в движение? Итак, на самых первых камерах была "ручка", и ее нужно было крутить со скоростью 2 оборота в секунду. Крутить с нужной скоростью, а при этом еще и водить панорамы, или переводить фокус - задача не из простых. Затем, на смену ручке, пришла пружина, завода хватало на 20-30 секунд материала, если говорить о 35мм кинопленке. На больших камерах уже конечно был и электромотор, но не на ручных.

Так какой же привод у Конваса? А все!

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост
1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

На фото Кольцо регулировки частоты кадров -крупно.

От безысходности, оператор мог покрутить и ручку, в полях и весях, на целине и в тайге, где нет электричества, можно было использовать пружинный привод, он кстати имеет ограничения и выше заданной скорости камеру не разгонит,  одного "завода" хватало на 20 секунд съемки.

И главное конечно - электромотор, ручка на фото слева. Мотор имел колечко-регулятор, помечен стрелкой "влево". А стрелка вниз - то самое колесико, которое нужно было покрутить для установи грейфера в нужное положение при смене кассеты.

Частоту кадров, правда, нужно было выставлять и поддерживать вручную, вот по такому "спидометру"

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Ну круглая штука со стрелкой. А красная стрелка указывает на грейфер, ну и сюда собственно и вставляется кассета. Надпись гласит о возможности снять рамку, да рамки сменные под разные форматы кадра.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

А так выглядел аккумулятор, если не ошибаюсь, серебрено-цинковый. И адово тяжелый. Наверху с кнопками "пуск" и "стоп", так называемое "отключающее устройство". Были и аккумуляторы меньшей емкости, по паре кг весом. Рядом на фото мотор от Конваса, более поздняя модель, о нем ниже. Белая кнопка - мотор.

Итого, что мы имеем? Простую, надежную и легкую (5,5 кг веса) ручную камеру с возможностью оператору "смотреть через объектив", с быстрой сменой кассет и электромотором. В далеком 1954м году!

А что это все значит? А это значит что теперь можно снимать кино совсем иначе, не статичными планами, панорамами или проездами, теперь можно взять камеру в руки и начать двигаться уже с ней. Не на кране или тележке, а именно в руках. Снимать в движении из машины, катера или даже самолета. И не только хронику, но и кино!

Осталось только найти оператора, кто сможет перестроить свое сознание, и начать использовать эту возможность. И такой нашелся - Сергей Урусевский, первым понял потенциал и возможности такой техники. Вообще Урусевский - человек икона для многих операторов, про него можно рассказывать отдельно.

А как у него получилось?  Можете посмотреть в фильме режиссера Михаила Калатозова - "Летят журавли"

Фильм кстати взял «Золотую пальмовую ветвь» Международного Каннского кинофестиваля 1958 года. И это единственный советский полнометражный фильм, взявший этот приз. И конечно работа Урусевского сыграла тут далеко не последнюю роль, ведь сам он тогда получил  Приз высшей технической комиссии Франции, а его работа стала классикой операторского искусства. Классикой, перевернувшей сознание зрителя и восприятие им фильмов.

Да, кроме съемки с рук широкоугольной оптикой, были и тележки, и уникальный лифт, но и Конвас внес очень не малую лепту в это фильм.

Мало? Ладно, как вам съемка первого орбитального космического полета Германом Титовым? Да, он снимал на Конвас. А какая камера была штатным оборудованием на космических кораблях "Восток"? Да-да, все тот же Конвас, у него даже свое место на корабле было, штатное. А Олимпиаду 80 снимали... правильно на Конваса! Почти вся советская кинохроника, начиная с 50х годов- Конвас.

В последствии камера претерпела несколько изменений: вышли версии 1КСР-1М и 1КСР-2М, главное, камера получила новый "кварцованный" мотор, который мог уже сам держать нужную частоту кадров. Колечко регулятор  убрали

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Теперь можно было выбрать одну из скоростей съемки, и камера сама ее держала, вне зависимости от погодных условий или заряда аккумулятора, ну насколько возможно. Если скорость падала, то загорался красный индикатор "несинхрон" и раздавался противный пиииии.

1КСР-2М отличалась отсутствием "турели" под 3 объектива.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Турель убрали, чтоб усилить конструкцию камеры и дать возможность устанавливать на нее большие и тяжелые длиннофокусные или зум-объективы.

Но не все конечно было идеально и минусы тоже присутствовали, куда без них. 1я беда, это отсутствие контргрейфера, достаточно немного ошибиться с петлями при зарядки кассеты (помните я их красным отмечал), и кадр начнет ощутимо "подрагивать", с этим уже ничего не сделать - брак. Сами кассеты тоже зарядить было не так то уж и просто, особенно новичкам. Сидеть в темноте и на ощупь выставлять размер петель, а затем проверять их, двигая пенку влево-вправо и считая количество перфорации, насколько пленка уйдет. А чуть не так, пленку заедало, и грейфер начинал ее рвать и "рубить". Такое явление называли "салат". Даже песенка была: "Нажми на кнопку, получишь ты салат и твоя мечта осуществится..." Но настоящие профи, кто уже "набил руку" на зарядке кассет - таких проблем не имели.

Кроме того, Конвас - откровенно шумный гаджет. Снимать на него в студии или павильоне - гиблое дело, получить "чистовую" фонограмму, можно сказать что было невозможно. Хотя, в те годы этим занимались редко, фильмы озвучивали уже после монтажа.

А, да, кассеты! Кассеты шли в комплекте на 60 и 120 метров.

Вообще комплект был не маленький

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

К этому еще и оптика, целый чемодан. Объективы не имели байонетов, место них было свое крепление через пазы.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Из Конвасов делали "стереопары" для стереокино, для них были и подводные боксы, и жаропрочный боксы для съемок стартов ракет, да-да, с точки зрения "из под ракеты".

Ставили их на шлемы, для съемки парашютных прыжков, как вам "Го про" 5,5кг весом? К шлему ручки приделывали, чтоб парашютист шлем держал во время раскрытия парашюта и не травмировал себе шею, а сам Конвас облегчали по максимуму, снимая "лишние" объективы, видоискатель и тд.

Да что там, почти ни один советский фильм не обошелся без съемок на эту камеру: проходы, проезды, движения и тд - тут ему небыло равных.

Еще интересный момент - видоискатель. В нем была встроена шторка, когда оператор смотрел в камеру он прижимался к видоискателю и шторка открывалась, но стоило ему оторваться от камеры и шторка мгновенно закрывалась. Да, свет мог через видоискатель попасть в камеру и подзасветить кадры, пока они экспонируются.

Еще можно поговорить про электронную начинку камеры: систему экспозици и тд... тут все просто - ЕЕ НЕТ! Ни автофокуса, ни экспонометра -ни-че-го, замер экспозиции производился сторонним прибором. А фокус, ну просто матовое стекло, владелец современной зеркалки не мало помучается, чтоб навести резкость по такому.

Камера могла развивать до 32х кадров в секунду и только "вперед", заднего хода тоже небыло. А чтоб снимать "покадрово" - в кино это называется "цейтрафер", ну как там "травка растет", "цветочек распускается" и тд, то к Конвасу приделывали мотор от дворников автомобиля. Один оборот мотора дворников - 1 "взмах" дворников на автомобиле или же 1 кадр на Конвасе. К мотору же приделывали реле, чтоб срабатывал через определенное время.

В 91м, кино начало умирать. Отечественная пленка уже не могла конкурировать с Кодаком и Фуджи, а современные на тот момент Киноры, не могли сравниться с Арри.

Ну а Конвас, тем временем продолжал жить и работать, его "не точный" однозубый грейфер мог спокойно тянуть и Кодаки с их "не такой как у нас" перфорацией. А не высокая цена и огромное количество выпущенных камер, сделала его идеальной "экстремальной" или "крэш" камерой той эпохи.

Но эту камеру уважали и любили, были даже свои "тюнинг-ателье", которые ставили на Конвас контргрейфер, систему playback для вывода изображения на монитор, байонет для импортной оптики, или магнитофон, или вот такие моторы.

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

А для некоторых Конвас - вообще элемент дизайна!

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Даже сейчас в сети существуют ресурсы с инструкциями по работе с этой камерой и ее ремонту,  в том числе и не в России.

Последний раз я держал Конвас в руках и снимал им в 2007м, - самый простой "трехглазый" с первым мотором с колечком регулировки частоты кадров. Конечно после Арри, не покидало ощущение что эта маленькая шумная и вибрирующая камера сейчас просто сломается, но нет, это не про него! Кадры снятые на Конвас и на Арри-Эволюшен отличить оказалось в общем то невозможно. А хроникеров с Конвас видел вот буквально год назад! Кинохронику на пленке заказывает и покупает Госфильмофонд, до сих пор!

Вот такой вот девайс, он как автомат Калашникова или Т-34, кому как больше нравится,

вроде как и проигрывает зарубежным аналогам в цифрах характеристик, но простота, надежность и неприхотливость, таки делают его лучшим в своей эпохе!

Ну и бонус - фото рабочего процесса одного, наверное всеми любимого фильма, а снимают его на...

1КСР Конвас-автомат, легенда советского кинематографа. Техника, Камера, Кинокамера, Фильмы, Советское кино, Гифка, Длиннопост

Спасибо за внимание.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
Автор поста оценил этот комментарий

почему в россии не делают желаемые камеры?

раскрыть ветку (15)
2
Автор поста оценил этот комментарий

ну пленка, можно сказать, умерла, или как это... практически не востребована. А цифру делать не умеем еще. ВГТРК тут выставку устраивали, с отечественными технологиями для ТВ/РАДИО вещания, но кроме аудиомонитора, софта и пары "коробок" для вещания - ничего там не увидел, уж камер точно.

раскрыть ветку (14)
Автор поста оценил этот комментарий
Запускали же какой то проект.. А объективы от конваса или другой мелкопленочной камеры у меня есть, да вот девать некуда.
раскрыть ветку (11)
Автор поста оценил этот комментарий

Можно подробнее об объективах? мелкоплёночная это случаем не кинор 16?

раскрыть ветку (10)
Автор поста оценил этот комментарий
А вам зачем? Надо в коробки лезть, смотреть, я уже не помню
раскрыть ветку (9)
Автор поста оценил этот комментарий

Собираю кинор и конвас. Достался некомплект. Поэтому нахожусь в поисках дополнительных запчастей.

раскрыть ветку (8)
Автор поста оценил этот комментарий
Вега 9 и мир 11, нужны?
раскрыть ветку (7)
Автор поста оценил этот комментарий

в какую цену? Нужны фотографии их состояния.

раскрыть ветку (6)
Автор поста оценил этот комментарий

а вы с этими камерами потом что делаете? продаете в сборе?

раскрыть ветку (5)
Автор поста оценил этот комментарий

Нет. Собираю для съемки фильма.


https://vimeo.com/bulychevevgeniy


Хотя, при наличии большого количества запчастей...)

раскрыть ветку (4)
Автор поста оценил этот комментарий

а где вы пленку берёте? она же пздц какая дорогая?

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

как так? в ссср же было якобы лучшее образование в мире, что мешало за 20 лет уже в капитализме начиная с гаражного производства продвинуться к успехам xerox/intel/ibm/sony etc? вон китайцы же из глины как-то смартфоны и другую актуальную электронику уже производят не хуже корейцев, а может когда-то смогут и японцев и американцев обойти. а мы кроме впк даже за время царствования путина, при премьере-яблокофиле и со сколково даже условно банальную камеру для любителей и профессионалов не можем сделать. неужели ничего нельзя из космической сферы перетащить на массовый рынок, тем более что в пост-индустриальную эру выпустить детали и собрать самое простое, вот продать как раз морока

раскрыть ветку (1)
5
Автор поста оценил этот комментарий

Увы, все так... Только после распада СССР, прошла еще эпоха разрухи и разорения, когда лишь торговля приносила хороший доход, а директора, точнее уже "хозяева" заводов и фабрик распродавали оборудование как металлолом...

Кто виноват и что надо было делать, чтоб было "как в Китае", можно обсуждать долго, со срачем, но это абсолютно бессмысленно. На данный момент имеем то что имеем.

Кстати, в "байках" я рассказывал про камеру "только из советских" деталей, или нет?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку