1956 год в цвете: наша страна 60 лет назад (часть 1)
Посмотрим, чем жила наша страна ровно 60 лет назад. А 1956 год был, как известно, для СССР одним из знаковых и, простите за штамп, судьбоносных.
Закрытое выступление Никиты Хрущева на ХХ съезде КПСС в феврале 1956-го с разоблачением "культа личности И.В. Сталина" вызвало шок в международном коммунистическом движении и в самом советском обществе. Фактически был взят курс на "десталинизацию" СССР и соцлагеря, что вскоре приведёт к расколу последнего.
(рекомендую Никита Хрущев от пикабушника karlson1770)
Одним из самых наглядных изменений внешнеполитического курса Москвы стало восстановление отношений с социалистической Югославией, разорванных в 1948 году.
Ещё недавно считавшегося "главарём фашистской клики" Иосипа Тито снова гостеприимно встречали на советской земле.
Хрущёв и Тито во время визита последнего в СССР, фото Д. Бальтерманца, 1956 год:
Впрочем, нам к таким кульбитам ("вчера фашист, а сегодня снова партнёр") не привыкать.
К 1956 году Хрущёв уже являлся бесспорным лидером СССР, отодвинув Маленкова, но его власть пока не стала почти бесконтрольной, а уравновешивалась старой "сталинской гвардией" в Президиуме ЦК.
Хрущёв и Микоян беседуют с Тито во время поездки по СССР, фото Д. Бальтерманца, 1956 год:
ХХ съезд КПСС состоялся 14—25 февраля 1956 года в зале заседаний Верховного Совета РСФСР в Москве.
Где-то в архивах наверняка лежат немало цветных снимков этого события в современном цифровом качестве, но в нашем распоряжении пока есть только это фото:
"Развенчание культа личности" на ХХ съезде носило полутайный характер и до массового сноса памятников дело дойдёт ещё очень не скоро (в самом конце 1961 года), поэтому митинги и парады 1956-го ещё проходят под сенью статуй вождя.
Первомай в Минске 1956-го:
кто узнает место? я предположу что это нынешняя Октябрьская площадь, а на месте памятника сейчас Дворец Республики.
1956-й стал для СССР годом новых прорывов в технологическом и экономическом развитии, годом великих строек и больших амбициозных планов.
Ровно 60 лет назад страна получила ракетно-ядерный щит, благодаря которому она и сегодня продолжает считаться великой Державой.
Ракетный комплекс Р-5М, принятый на вооружение 21 июня 1956 года, стал первым отечественным ракетным комплексом с ядерным боевым оснащением.
Установка баллистической ракеты Р-5М на стартовую площадку. фото из архива Министерства обороны, 1956:
СССР рвался ввысь. Совсем скоро в космос полетит первый искусственный спутник Земли. А пока для советских людей 56-го "космическими" технологиями была реактивная гражданская авиация.
15 сентября 1956 г. реактивный лайнер Ту-104 совершил первый регулярный рейс по маршруту Москва–Омск–Иркутск:
Стройные красавцы Ту-104 были огромным технологическим рывком по сравнению с советским винтовым авиапарком тех лет. Тогда ещё по всему СССР летали на "старичках" Ли-2 довоенной разработки и послевоенных ИЛ-14.
Самолёт ИЛ-14 в аэропорту Вильнюса на снимке Ж. Дюпакье, 1956:
ВВП СССР составил 9,9 % мирового ВВП. Экомика продолжала развиваться стремительно.
56-й оказался весьма благоприятен для сельского хозяйства страны. Именно в этом году обозначился большой успех на целине - урожай был рекордным.
Совхоз "Урнекский", Кустанайской области. Фото С. Фридлянда, 1956:
Там же:
К 1956-му добыча нефти в СССР увеличилась примерно в 10 раз по сравнению с 1913 годом. При этом освоение сибирских месторождений ещё даже не начиналось, основная добыча шла в Баку и Поволжье.
Бакинские нефтяники на снимке германского фотографа Петера Бок-Шредера, 1956:
Строительство Новосибирской ГЭС на снимке С. Фридлянда, 1956:
60 лет назад СССР не покупал в Китае электронику и автомобили, а сам закладывал там основы тяжёлой промышленности, передавал новейшие технологии. Русские учили китайцев всему, что знали и умели.
Китайские практиканты на заводе тяжелых станков в Новосибирске, фото С Фридлянда, 1956:
Советский автопром в 1956-м очередную (вторую после войны) "смену поколений". Рождались и ставились на конвейер новые модели, которые останутся базовыми до середины или даже до конца 1960-х гг.
ПАЗ-652, опытный образец, 1956 г. (фото ОАО Павловский Автобус):
В апреле 1956-го началось производство автомобилей малого класса "Москвич-402", довольно современных по европейским меркам того времени.
Одна из этих машин уже успела попасть в кадр С. Фридлянда на одной из центральных московских улиц, 1956:
А вот новейшие "Волги" ГАЗ-21 ещё не успели выйти на советские дороги, потому что серийное производство этого легендарного автомобиля начнётся только в следующем, 1957 году, после двух лет обкатки и доводки.
Типичный советский траффик 1956-го — сплошные "Победы", автобусы ЗИС и троллейбусы МТБ (фото С. Фридлянда):
К услугам тех, кто хочет шикануть — эпические кабриолеты-такси ЗИС-110 (фото Ж. Дюпакье, 1956):
Трудно теперь поверить, но в 1956-м Москва заканчивались на юге сразу за МГУ! На месте нынешних бесконечных железобетонных джунглей тогда лежали бескрайние поля.
Вид ны нынешний Мичуринский пр-т с главного здания МГУ, фото Ж. Дюпакье:
Другие крупнейшие города СССР с тех пор изменились ещё сильнее. Например, Ташкент.
Главный проспект Ташкента в 1956-м на снимке Ж. Дюпакье:
На авиаснимке того же автора видно, что представляла собой столица Узбекистана в 56-м:
Легко найти главную улицу города, не правда ли?
В 1956 году в СССР вовсю развернулось строительство типовых пятиэтажек индустриальным методом. Идея была заимствована у Франции, но конструкция переработана с учётом специфики СССР советским архитектором Лагутенко (вот он на фото С. Фридлянда 1956 года).
Десятки тысяч людей начали переселяться из бараков и подвалов в относительно комфортабельные по тем времена дома, прозванные впоследствии "хрущёвками".
"Новоселье", фото из журнала "Огонёк", 1956 г.: