101 заблуждение об Айкидо

101 заблуждение об Айкидо Айкидо, Самооборона, Саморазвитие, Боевые искусства, Длиннопост

Когда речь заходит о боевых искусствах и, в частности, об Айкидо люди далеко не всегда прочитывают второе слово в словосочетании. Это какой-то удивительный феномен. Посмотрите на маленькую подборку изобразительного искусства, вы ведь прочли оба слова, правда? Я по памяти взял четыре картины четырех разных периодов развития изобразительного искусства (одного из многих) – живописи. По моему мнению (я ни разу не искусствовед, просто любитель) эти четыре полотна вполне иллюстрируют некий отрезок развития живописи – от обязательного библейского канона и четких линий к исследованию цвета, теней, композиции, световых решений и в конце (тут мнения и вкусы многих людей обычно сильно расходятся) к бунту против всего, что было заложено в фундамент живописи как единой дисциплины.


Так почему же читатели статей о боевом искусстве так редко придают значение полному смыслу этого словосочетания? Не знаю. Видимо кино (тоже искусство!) и разнообразная печатная и видео- продукция так долго делали упор именно на боевую составляющую, что люди не хотят видеть то, что перед ними происходит и слышать то, что им пытаются донести. Далеко ходить не нужно – на тренировках часто проявляется эффект «я уже видел это движение, я умею его делать», и человек вместо того, чтобы попытаться понять и сделать то, что ему показывали – делает то, что он уже знает. Похожее, но не то, что он видел. Видимо это где-то у нас в природе заложено. Но на то мы и Homo Sapiens, что научились в процессе эволюции самому главному нашему свойству, которое отличает нас от животных – мы научились учиться, совершенствоваться. Вот это самое умение мы на тренировках и учимся использовать с максимальным эффектом.


Айкидо в своей недолгой истории успело пройти много стадий развития. Каждый выпуск Хомбу додзе – это люди, которые учились у основателя Айкидо в разные периоды его жизни. Как и периоды в творчестве художников у мастеров боевых искусств со временем тоже набирается опыт, меняются взгляды и углубляется понимание той дисциплины, которой мастер посвятил свою жизнь. То же касается и первых учеников О’Сенсея, и учеников его учеников… И на данный момент времени на весь мир раскинулось огромное, ветвистое дерево, каждое ответвление которого обусловлено как личностью сихана (это звание, означающее примерно то же, что «профессор» в научном мире), так и культурными и даже иногда политическими особенностями страны, в которой он основал и развивал свою школу. Да еще прибавим тех мастеров, кто решил, что его понимание совсем не совпадает с линией Хомбу и основал свои отдельные школы, хотя и взял зачем-то название у «материнской» дисциплины (Хомбу никогда не воевало за авторские права, насколько мне известно). Поэтому сама попытка огульно и не разбираясь написать что-то глобальное в дискуссии про Айкидо выдает человека, мягко говоря, мало осведомленного в предмете дискуссии.


Довольно вступлений, перехожу к сути. Опубликовав пару своих статей на новом ресурсе, я ожидаемо получил комментарии. Но совершенно неожиданно в этих комментариях собрались буквально все измышления, предрассудки, слухи и вымыслы об Айкидо, которые я встречал еще только начиная заниматься, а ведь прошло уже не так мало лет. Поэтому я решил попробовать написать несколько статей под общим названием «101 заблуждение об Айкидо», первую из которых вы сейчас читаете. Я буду брать прямой текст комментария, письма или разговора и отвечать на него так сказать публично (мало кто вчитывается во все ветки комментариев) – в меру своих знаний в этой области боевых искусств.


«в айкидо много падений, а это вредно для позвоночника

колени сотрёте в порошок - они там на них ходят весьма часто (сувариваза)

кисти все будут в микротравмах т.к. на них давление происходит в процессе приема.»


В Айкидо не просто много падений, мы учимся не делать нелепых попыток удержать равновесие любой ценой, а спокойно даем гравитации сделать свое дело. Но согласитесь, глупо просто шлепаться пол-тренировки и потом хвастать друг другу синяками и ссадинами (хотя я такое встречал). Мы учимся правильно, безопасно падать. Сначала мы учимся перекатам, затем кувыркам, затем обычным падениям, а уже потом, если есть желание (но это совершенно необязательно) – можно научиться высоким красивым «полетам», которые мастера обожают демонстрировать на показательных выступлениях. Ну в самом деле, покупая «для души» велосипед вы далеко не всегда собираетесь прыгать на нем с крыши? Это весело, но для умения на нем ездить совершенно необязательно. И никто, никогда и не под каким видом не будет вас учить падать на позвоночник. Это удел спорта – при кувырках через голову (в Айкидо нет кувырков через голову), бросках «с прогибом» и попытках сопротивляться уже случившемуся приему люди калечатся, а иногда и гибнут. К Айкидо это никакого отношения не имеет. В сети легко находится видео занимающихся, которые выполняют кувырки и падения на седьмом-восьмом десятке лет.


Хождение шикко (сувариваза это определение положения «сидя», а не перемещение) – это ни в каком страшном сне не «хождение на коленях». Я отлично помню, как (видимо являясь сам жертвой недостаточной информированности) мой первый тренер не обращал ровно никакого внимания на то, что у некоторых учеников штаны рвались на коленях от того, что в конце тренировки были в крови. На самом деле вес при перемещениях шикко на колени подается очень ограниченно и аккуратно, а основную нагрузку несут как и при обычной ходьбе стопы и позвоночник. Японцы только в эпоху Мейдзи начали массово пользоваться стульями и прочими благами европейской цивилизации, а до этого столетиями ходили дома шикко и ничуть от этого не страдали. К тому же не являясь заложником лозунга «быстрее выше сильнее» тренер никогда не будет требовать от своих студентов того, что им противопоказано или может нанести вред вследствие индивидуальных и возрастных особенностей. Каждый учится по общей, но немного «своей» программе.


И в заключении (ответом на третий слух) я расскажу вам маленькую историю. Сихан нашего направления Айкидо как-то раз приехал на очень большой (более 200 участников) семинар, где его не все знали в лицо. И так случилось, что авиакомпания потеряла багаж, и ему пришлось на месте искать что-нибудь, что надеть на тренировку. Итогом он вышел тренироваться (да, в Айкидо в тренировках участвуют все, и тренеры в первую очередь) в белом поясе и без хакама (это такие штаны традиционные), в общем на вид просто дядька в возрасте, каких и среди начинающих множество. И вот в процессе тренировки партнеры раз за разом требовали от него одного и того же:


- ты неправильно делаешь технику!

- почему?

- мне не больно!!!

- ты можешь выйти из удержания?

- нет…

- так что тебе от меня еще нужно?!


В Айкидо никто не стремиться сделать больно, это тема для совершенно других клубов по интересам «для взрослых». Мы изучаем каким образом возможно управлять чужим организмом, используя строение человеческого тела, гравитацию и законы Ньютоновской физики. Все остальное – эзотерика, энергии Ки и прочий мистический восточный туман – личное дело каждого занимающегося, если это не становится основной темой для изучения. В конце концов почти все великие ученые были в той или иной степени религиозны, это никак не мешало их научной деятельности.

Вы смотрите срез комментариев. Показать все
2
Автор поста оценил этот комментарий

Вы ещё не померли там все, кто у вас вообще занимается? Айкидо неэффективно.

раскрыть ветку (15)
3
Автор поста оценил этот комментарий
Уговорила тренеров взять мою дочь в секцию в довольно раннем возрасте, объяснив, что иначе она не выживет.
Для малышей там отличная ОФП + очень деликатно учат группироваться + дисциплина + сильные кисти, к школе почерк был отличный.
Сейчас ей 12 лет, синий пояс, тренеры говорят, что честно заслуженный. Я то - сатрап и скептик, но стараюсь верить мастерам.
Очень надеюсь, что не бросит со временем. Потому, что когда она начнёт самостоятельную жизнь, лучшего отдыха для тела и души, я пожелать ей не могу.
раскрыть ветку (4)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Даже на хореографии норм офп, это не показатель. Все хорошего вашей дочери.

раскрыть ветку (3)
4
Автор поста оценил этот комментарий
ДАЖЕ?!! ДАЖЕ НА ХОРЕОГРАФИИ? Вы станок только в кино видели? Хореография - ад и мучения, ужасы, летящие лёгкой балетной походкой...
раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Как раз таки видел, даже слишком близко

1
Автор поста оценил этот комментарий
Спасибо, это я к тому, что живо айкидо, всё в порядке)
Иллюстрация к комментарию
Иллюстрация к комментарию
Автор поста оценил этот комментарий
И это главная, если не единственная претензия. А не то, что тс так долго описывал.
раскрыть ветку (9)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Строго говоря, в этой статье ТС не утверждает, что оно эффективно, а наоборот делает акцент на том, что айкидо это "искусство", "для души". То есть, я так понимаю из этой статьи, что цели у айкидо не в том, чтобы иметь возможность кого-то победить.

раскрыть ветку (8)
3
Автор поста оценил этот комментарий

Я не согласен, что автор "не утверждает, что оно [айкидо] эффективно"

если прочитать посты, то в пример частенько приводятся мастера, у которых Оно Работает.

общая суть всех приемов - контроль, атеми, защита.

когда прием объясняется, тогда тренер говорит, что надо делать именно так "иначе оно не будет работать", а не "это некрасиво".


и дело даже не в том, что это не будет работать в "драке", просто даже заявленные удержания/броски/падения, даже в заявленных рамках не работают без активного участия второй стороны.


люди это видят, на это указывают, а священники мастера говорят: "все работает". Если начать выводить на конкретику - все как один говорят - здесь нет драки, это искусство!


Если посмотреть доводы, то они похожи на доводы астрологов, гомеопатов, плоскоземельщиков.


Цель одна - оправдать потраченные годы жизни. Когда их позвали заниматься одним, а понравились им танцы, тренер и коллектив.

раскрыть ветку (1)
2
Автор поста оценил этот комментарий
Я не согласен, что автор "не утверждает, что оно [айкидо] эффективно"

Вы правы, автора задевает, когда люди пишут, что оно не эффективно для драки. При этом автор постоянно "ничего не утверждает", в самой первой своей статье он максимально размыто написал про это так:

реально ли Айкидо, учит ли оно самообороне, способствует ли личной безопасности? Каждый раз теряюсь, что конкретно ответить.

В этот пост я поначалу подумал, что автор всё-таки признаёт, что боевой аспект в айкидо не очень развит, но, похоже, я его неверно понял.

Автор поста оценил этот комментарий
Но разбирает высказывания, которых я никогда ни от кого не слышал.
раскрыть ветку (1)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

вы можете их найти в предыдущей статье, в комментариях. Я ничего не выдумываю, это скучно.

Автор поста оценил этот комментарий

Тогда это хореография

раскрыть ветку (3)
1
Автор поста оценил этот комментарий

Я бы не сказал, что это в чистом виде хореография, потому что хореография выполняет только эстетические задачи, в ней нет ярко выраженной философии, связанной с "боевитостью".


Айкидо, с одной стороны, не особо эффективно для повседневной драки, а, с другой стороны, оно не решает и строго эстетические вопросы.


Я так понял, посыл автора в том, что айкидо это боевое искусство, с очень маленьким акцентом на слово "боевое" и огромным таким акцентом на слово "искусство". Если так, то я бы согласился. Проблема тут такая, что боевыми искусствами принято называть то, что одновременно обладает большим боевым потенциалом, а "искусство" там обозначает какую-то свободу действий, что-ли, или какую-то философскую составляющую.


В айкидо боевой потенциал низкий, а ожидания от сложившегося термина высокие. Плюс Голливуд изображал Сигала, который всех ломает. Плюс недобросовестная реклама. Возникает диссонанс.

раскрыть ветку (2)
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий

послушайте, судя по комментариям вы боретесь с Сигалом и боевым потенциалом в своей голове. Это надо как-то прекращать. Мы живем в 2020 году, в наше время все эти потенциалы давно распределены между специально созданными для этого структурами. У меня лично в сейфе живет вполне себе эффективный механизм калибра 5.45, из которого я регулярно учусь попадать в мишень, но это совершенно никакой не повод обсуждать мою "боевую эффективность", ну правда. Я уже не знаю, чем вас еще подвигнуть к пониманию, зачем я все это пишу.

раскрыть ветку (1)
1
Автор поста оценил этот комментарий
вы боретесь с Сигалом и боевым потенциалом в своей голове

К чему эти нападки? Не переходите на личности.


Вы, кажется, сами признаёте, что айкидо это не про "набить морду". В таком случае, я не понимаю, с чем вы не согласны из того, что я написал выше. И что обидного в том, что айкидо это не про "боевую эффективность"? Оно должно быть про боевую эффективность? Есть какая-то доказательная база про боевую эффективность айкидо?

Вы смотрите срез комментариев. Чтобы написать комментарий, перейдите к общему списку