Ницше, ресентимент и пропаганда
Черный пиар в политике применяется повсеместно вне зависимости от стран, режимов, места и времени. Иная политическая пропаганда, несущая урон имиджу, может быть направлена, к примеру, на определенные группы населения (классы, последователи религий, этносы и т. п., также она может быть направлена на людей с определенным взглядами, ценностями и мнениями) или конкретных личностей.
KULTURKAMPF. Казалось бы причем тут Германия
Подобная, назовем её, негативная пропаганда, является одним из самых известных для широких масс видом пропаганды. Хотя такой черный пиар и следующие за ним последствия, наподобие остракизма или более жестких случаев, происходили в течение истории постоянно, и появилось данное явление определенно за долго до нашей эры. Первым, кто дал этому способу массового психологического воздействия и регуляции ценностей объяснение, ввел термин, институализировал и стал со всем этим бэкграундом его применять, был Отто Фон Бисмарк, первый канцлер Германской империи, осуществивший её объединение.
Собственно, объединив политически разобщенные германские народы и столкнувшись с волной сопротивлений, сепаратизма, а также и антагонистических режиму политических движений, Бисмарк начинает активно применять практику «reichsfeind», дословный перевод – враг рейха
Абсолютно естественно, что институализация происходит именно в этот исторический период. Конец XIX, начало ХХ веков характеризуется распространением и соответствующим ростом применения СМИ, как повсеместно, так и рассматриваемое нами, применение массмедиа для государственной или политической пропаганды.
Неподготовленные к такому количеству информации и стоящими за ней мотивами, современники Германской империи приняли на себя удар пропаганды империалистской политики правительства. Самыми известными врагами рейха того периода оказались прусские социалисты и баварские католики, борьба Бисмарка с последними даже заслужила отдельный исторический термин «культуркампф».
RESSENTIMENT. От истории к психологии
В рассматриваемом нами виде пропаганды, негативной политической пропаганде посредством внедрения определенных для конкретных случаев представлений, эксплуатируется ресентимент масс, направляя его на требуемый объект.
Термин «ресентимент», был введен Фридрихом Ницше в его работе «К генеалогии морали». В современном понимании ресентимент – это чувство враждебности к тому, что субъект считает причиной своих неудач («врага»), бессильная зависть, «тягостное сознание тщетности попыток повысить свой статус в жизни или в обществе». Ресентимент является более сложным понятием, чем зависть или неприязнь. Феномен ресентимента заключается в сублимации чувства неполноценности в особую систему морали.
В качестве наглядного примера эксплуатации данного чувства пропагандой можно обратить внимание на то, как идеологии настраивали своих приверженцев и простых граждан против определенных классов (коммунизм, социализм был направлен против буржуазии, кулаков, капиталистов), наций (нацизм, национализм имеют множество примеров распространения негативных представлений против этносов и религий, самые яркие из которых не нуждаются в представлении) и мировоззрений (антикоммунистическая кампания в США, направленная против школьных учителей, членов партий и граждан, открыто сочувствующих другим странам).
Почему задействовать ресентимент в пропаганде так эффективно?
Неоднократно многими психологами и социологами было замечено, что человеческому сознанию удобно настраиваться против кого-то, будь индивид один или, что более эффективно, с групповой поддержкой его антагонистически настроенных взглядов. Нам проще объяснять свои неудачи несправедливостью системы, глупостью и жадностью властей или различиями между этносами, чем быть самими собой, отказавшись от гнетущего, но и одновременно целеполагательного ресентимента.
Негативная пропаганда не может быть эффективной, если в обществе нет подходящего плацдарма. Вследствие естественного, складывающегося в результате экономического развития, социального расслоения в обществе вырастает количество угнетенных масс, которые еще вчера, без пропаганды, могли и не считать себя таковыми. Вчерашний начальник становится классовым эксплуататором, новый сосед – отнимающим работу мигрантом, а любое государство – фашистским режимом.
СВОЙ В ДОСКУ. Современные СМИ
Основной критерий эффективности пропаганды – это то как глубоко и в сколько голов она попадет. Распространение пропаганды находится в руках СМИ. С развитием массмедиа растет и эффективность распространения пропаганды. Каждый последующий вид СМИ, начиная от глашатаев и заканчивая интернетом, увеличивает свою аудиторию и эффективность внушения.
Сегодняшнюю пропаганду, неожиданно, от любимого блогера, действительно может быть сложно отличить от простого дружеского совета или высказывания собственного мнения, что позволяет формат социальных сетей, особенно при наличии симпатии к источнику информации, что также оказывает влияние в других видах СМИ.
В наше время не так эффективно заражать население идеями агит-листовками на улицах. Неоднократно брошенное вскользь ангажированное мнение внутри телепередачи, особое преподнесение новостей с нужной точки зрения и другие не открыто пропагандистские, а нативные методы донесения информации многократно увеличат изменение взглядов масс в нужную сторону.
Такой метод может оказать на индивида эффект создания его собственного мнения. Индивид лишь конструирует взгляды на основе имеющейся у него информации, а не из того, что видится ему пропагандой.
Как противостоять влиянию пропаганды?
Ответ кажется очевидным – критическое мышление, скептицизм и тому подобные подвижки. Но что, если современные эксперты могут учитывать и эту помеху для пропаганды.
Казалось бы, плохая власть душит народ законами и налогами, не строит школы, больницы и дороги, а строит себе дворцы и кормит народ опиумом. Посмотрев с такой критической стороны на страну и государство, кажется очевидным враг и не менее очевидным кажется друг, преподнесший эту информацию именно в таком виде. Однако, кто этот «друг»? Чем он отличается от людей власть имущих? Как он попал к нам на глаза? Кому это выгодно (доверие к политикам невыгодно никому, кроме их самих, будь мы хоть трижды угнетены)?
Озадачившись такой гнетущей своим размером уймой вопросов и вытекающими из них предположениями, можно уйти в теории заговора и просто-напросто сойти с ума.
СМИ в сегодняшнем виде – это необходимое зло, как и государство, силовые структуры, общественные нормы, и другие формы регулирования поведения человека. Уберечься от информационного контроля можно только ограничивая потребляемую информацию. Никакое критическое мышление не спасет от пропагандистов на шаг впереди нас.
Параллельно создал тг-канал. Спасибо за прочтение.