Ретравматизация клиента в процессе психотерапии

Психологическая травма стремится к повторению. Но не для того, чтобы причинить себе боль, просто таким способом чаще всего человек стремится решить "нерешенную задачу". Сделать то, что не получилось сделать в прошлой истории. И чаще всего, такой человек травмируется снова и снова, потому что способ действий он не меняет. Этот процесс называется "ретравматизацией".


Пример. Девушка, пережившая насилие в отношениях со статусным мужчиной, снова знакомится со статусным мужчиной и унижает его - еще сильнее, чем в прежних отношениях - в итоге - вторая травма - снова насилие.


Чаще всего, такой процесс попыток "самоисцеления" с помощью повторного погружения в травмирующую историю происходит бессознательно. Клиенту сложно себя остановить, когда он уже погружен в этот процесс, описывая это, клиент говорит: "меня словно тянет к таким" - ситуациям, отношениям и т.д.


Именно поэтому психотерапевту при работе с клиентом не нужно сразу входить в травму. Нужно научиться соприкасаться с травмой, но не входить. Умение останавливаться вовремя, не затягиваться в "воронку травмы" - это первый навык при работе с травмой. Этот же навык постепенно развивается у клиента.


Однако, ретравматизация клиента может происходить и в процессе психотерапии, при рассказе клиента о произошедшем. Как это происходит? Чаще всего после травмы есть еще "довесок" в виде реакции окружения. Если бы клиент нашел достаточную поддержку в своем окружении - то и травма не формируется, а становится опытом. Поэтому при рассказе клиент может быть уже "настроен" на определенную реакцию терапевта, может "бояться" ее и, в то же время, ждать этой реакции от собеседника, а также провоцировать ее своим поведением.


Пример. Клиент, который не полчил поддержки в сложной ситуации от своей мамы, рассказывает историю так, словно ему и не нужно этой поддержки сейчас, словно "ничего страшного не произошло".


Получая уже "знакомую" реакцию от терапевта (или интерпретируя внутри себя ее знакомым способом), клиент травмируется повторно.


Собственно, ретравматизация при рассказе клиента - это результат его непонимания ответа терапевта и "приписывания" терапевту тех ответов, которые уже были в опыте клиента.


В каких случаях это происходит?


1. Если рассказ происходит на фоне неясных или неустановленных отношений - то есть реакции терапевта могут быть неправильно поняты клиентом и нет возможности их прояснить (у клиента нет навыка прояснять, нет достаточно устроенных отношений с психотерапевтом, в которых уже принято переспрашивать и прояснять непонятное).

Пример. Я работала с девушкой, пережившей насилие, которая до меня ходила к гештальт-терапевту и ушла от терапевта травмированной, потому что, как ей показалось, терапевт засмеялась при ее рассказе. Полгода я намеренно останавливала ее попытку рассказа о травме. Поскольку речь не шла о том, что это случилось вчера, это было событие давнее, и потом у нее уже был опыт не-контакта с психотерапевтом - нужно было создать достаточно ясный и безопасный "фон" для ее рассказа. Я объясняла ей, как устанавливаются психотерапевтические отношения, на каком фоне будем работать с этой травмой. Параллельно работая с другими запросами.


2. Если нет достаточного количества времени на рассказ о травмирующем событии и на отклик от терапевта. Психотерапевту при работе с травмой нужно быть уверенным, что есть достаточно времени на рассказ, что если рассказ будет остановлен из-за нехватки времени, клиент воспримет остановку не как враждебность или непонимание, а также психотерапевту нужно быть уверенным в том, что клиент вернется в следующий раз и продолжит начатое. Поэтому я против "спонтанных" рассказов клиента о травме в первые сессии - если только это не травматичное событие, произошедшее "вчера" (буквально за день до психотерапии) - экстренная психотерапия имеет свои законы. Итак, если нет времени на ответ терапевта - клиент остается без "опоры", без ясного понимания отклика терапевта. В этом случае клиент может только фантазировать о том впечатлении, которое произвел его рассказ на терапевта. А фантазии клиента обычно основаны на прошлом опыте - и здесь снова возникает риск ретравматизации.


Автор: Ульяна Чернышева. Опубликовано на b17.ru.

Психология | Psychology

20.1K постов59.4K подписчика

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

Автор поста оценил этот комментарий

Вы пишите: "Я работала с девушкой, пережившей насилие, которая до меня ходила к гештальт-терапевту и ушла от терапевта травмированной, потому что, как ей показалось, терапевт засмеялась при ее рассказе. Полгода я намеренно останавливала ее попытку рассказа о травме."

Полгода.... вы работали. До Вас еще гештальт-психолог работал. Вы о себе слишком высокого мнения и нифига не умете работать ни Вы, ни предыдущий гештальт.

Моя знакомая с давним прошлым опытом насилия получила у психотерапевта за одну встречу облегчение с последующим излечением. А перед этим ее психолог травмировала так, что случалась очень страшная паническая атака, после которой, Слава Богу, она нашла хорошего психотерапевта из области психиатрии.

Сравните: одна встреча у психотерапевта и полгода с лишним у вас, психологов.

С таким успехом лучше отдать свой диплом крысам на закуску и не мучить людей, нуждающихся в помощи, и не разорять их.

Автор поста оценил этот комментарий

Групповая терапия хороша при работе с травмами.

Автор поста оценил этот комментарий
Хм, поэтому люди продолжают работать за копеечные зарплаты или конвертах, которые им задерживают по полгода?
Поэтому голосуют за текущее правительство, каким бы оно не было?
раскрыть ветку
Автор поста оценил этот комментарий

Хмм, вот откуда у меня периодическое желание чтобы девушка ушла и нашла себе парня получше.

Автор поста оценил этот комментарий
Я думал, что у меня проблемы.....