Как сравнивать себя с другими и не страдать?

Наше сердце безразлично к любой информации, пока она не затронет наше «Я».


Это не голословное утверждение, это ловушка мышления под названием эффект самоссылки. И я хочу рассказать о том, как она мешает нам жить и как использовать её во благо.


В 1977 году психологи Роджерс, Койпер и Киркер провели эксперимент, который стал классическим в доказательстве эффекта самоссылки. Эксперимент был следующим.


Группам студентов выдали списки прилагательных и попросили запомнить их. Причём одной группе сначала дали задание оценить каждое прилагательное исходя из того, как оно соотносится с личностью студента.


Вроде:
Умный – «Да» | «Нет» Терпеливый – «Да» | «Нет» И т. д.


Как результат – после такой процедуры слова запоминались в два раза лучше, потому что теперь имели отношение к описанию студентов. Это самое простое проявление эффекта самоссылки. В повседневной жизни он встречается чаще.


Мы больше доверяем рекламе, если её рекламируют похожие на нас люди. Мы лучше запоминаем дни рождения, которые близки по дате к нашим собственным. Мы чаще считаем, что наш вклад в совместный проект больше, чем у других, поскольку склонны сосредотачиваться на том, что сделали именно мы.


Несмотря на то, что эффект самоссылки – это по большей части искажение памяти, у него есть интересные проявления в психологии.


Например, иллюзорное превосходство.


Иллюзорное превосходство – это форма когнитивного искажения, при котором человек переоценивает свои качества и способности по отношению к тем же качествам и способностям других людей.


Одно из первых исследований по доказательству иллюзорного превосходства провели в 1976 году в США. К национальному экзамену SAT учёные попросили группу студентов оценить свои способности по сравнению с другими сверстниками.


В итоге, 70% студентов оценили свои навыки лидерства выше среднего, 85% сказали, что выше среднего их способность ладить с другими, а каждый четвёртый студент заявил, что входит в 1% самых способных.


Это результат эффекта самоссылки.


Мозгу проще сравнивать себя с собой. А в наших глазах мы постоянно двигаемся вперёд (иначе мы бы непрерывно депрессовали), и нам кажется, что это «вперёд» гораздо больше, чем у других.


И вот что интереснее всего.


В 1988 году учёные выдвинули идею, что иллюзорное превосходство – полезное искажение, которое должен специально растить в себе человек для улучшения самооценки.


Почему нет? Что плохого в том, что мы оцениваем себя выше других? Ведь так мы сможем ставить перед собой высокие цели и добиваться их. К сожалению, проблема в том, что люди с иллюзорным превосходством не понимают масштаба сравнения себя с другими.


Для примера представим мальчика Сеню, которого растят с мыслью о том, что он маленький чемпион и всегда будет во всём побеждать. Проходят годы, Сеня отлично учится и опережает всех одноклассников в спорте. Сеня чертовски уверен в себе.


Но вот малыш вырастает и попадает в большой мир. И оказывается, в этом большом мире полно людей, которые уже обошли его по всем фронтам.


Условная Маша Шарапова в 14 лет вышла в финал самого престижного чемпионата по теннису. А 15-летний школьник Джек Андрака придумал метод диагностики рака в 26 000 дешевле аналога.
Сеня, а чего добился ты? Придумал есть бутерброд колбасой вниз?


И тут самооценка парня картинно рухнет вниз.


В данном случае самоссылка поступает с нами очень некрасиво. Да, мы лучше запоминаем свои достижения, но в сравнении с другими они всегда будут скромнее. Как сказал один мой друг: «Что бы у тебя ни получалось хорошо, в Китае найдётся мальчик помладше, который делает это лучше». На такой почве вырастет разве что депрессия.


Но решение есть – пользоваться самоссылкой с ограничением.


Пусть наш мозг продолжает лучше воспринимать информацию о нас. В этом нет ничего страшного. Подобное притягивает подобное. Но! Если вам захочется сравнить свои достижения с кем-то, то…


Сравнивайте с собой. Всегда.


Не надо рассуждать, лучше ли ваши отношения, чем у Макса со Светкой. Лучше подумать, насколько они изменились по сравнению с тем, какими были год назад.


Не надо завидовать, что бывший одноклассник Игорь работает в Лукойле, лучше прикинуть, насколько за год вырос ты как профессионал. И если у нас хватит сил сравнивать себя с собой, то силы найдутся и на перемены.


Эффект самоссылки – не самое плохое искажение. Да, у него есть вредный родственник в виде иллюзорного превосходства. (А у кого его нет?) Но если мы научимся пользоваться одним и сторониться второго, жить станет проще.


В конечном итоге оба искажения учат одному.


Что бы вы ни запомнили, какая бы идея, мысль или реклама вас не зацепила, это произошло по одной причине – они затрагивают ваше «Я».


Хотите убеждать? Научитесь говорить с человеком о нём.


Хотите развиваться? Научитесь делать объектом для сравнения самого себя.


Нет ничего плохого в том, что мозг уделяет такое внимание нашему «Я». Ведь единственный человек, с которым предстоит провести всю жизнь – это вы.


Источник - https://vk.com/putevoditell

Психология | Psychology

19.8K постов59.1K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

Обратите особое внимание!

1) При заимствовании статей указывайте источник.

2) Не выкладывайте:

- прямую рекламу;

- спам;

- непроверенную и/или антинаучную информацию;

- информацию без доказательств.

18
Автор поста оценил этот комментарий
Умные воспитатели с незапамятных времен говорят, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми, его нужно сравнивать с ним же полгода назад. Логично, что со взрослыми работает та же схема.
13
Автор поста оценил этот комментарий
Сеню жалко
12
Автор поста оценил этот комментарий

Блин, отлично понимаю Сеню. И эффект описанный в посте хорошо знаком и очень мешает жить.

Когда был ребенком, отдали на абсолютно все возможные секции. Музыкалка, художка, театр, при этом растили с постоянной мыслью о собственной невьебенной уникальности и талантливости, да только вот сколько бы ты не делал - им всегда было мало. Я действительно обладал определенными способностями ко всему, чем занимался, и эти способности частенько были выше чем у остальных, но так же обладал слабым организмом и блистать на всех поприщах не получалось - тупо не хватало сил. Поэтому, все достижения принижались и сравнивались с результатами остальных. "-А вот у Сереженьки оценка на балл выше за экзамен, чем у тебя, ты бы тоже мог, если бы старался". Только вот у Сереженьки концертная программа в четвертом классе как за второй, а у меня - уровня выпускного класса. И Сереженька имеет хотя бы один свободный день в неделю. "Талантливый, но ленивый" - все что я слышал.

В итоге, я вырос но не хочу делать ровным счетом НИЧЕГО. Ничего не интересно, нет амбиций, стремлений. Просто хочется чтобы оставили в покое. Но при этом, я же ебать уникальный, значит, мир должен стелиться у моих ног, просто из-за моей охуительности. Сарказм, конечно, я прекрасно понимаю что мир работает не так, и нужно много трудиться, чтобы достичь чего-нибудь, но мое подсознание со мной не согласно. В итоге, ты ничего не хочешь добиваться, но при этом дико завидуешь и испытываешь жгучее чувство несправедливости, когда успеха добивается кто-то другой, ведь тебе кажется что на его месте должен быть ты.

Как с этим жить - не знаю.

раскрыть ветку
14
Автор поста оценил этот комментарий

А мне понравилась статья. Всё по делу написано, грамотно и интересно.

2
Автор поста оценил этот комментарий

спасибо огромное, невероятно полезная статья!)

раскрыть ветку