Чему меня научила школа.

Не так давно в нашей огромной разношерстной компании зашел спор про школьные годы чудесные.


- Я вот не понимаю, - интеллигентно сказал Константин Аркадьевич, интеллигентно поправив очки, - зачем родители должны заниматься с ребенком, объяснять что-то по школьной программе? Это должны делать учителя.


Костя - так мы все его, конечно, называем, из тех людей, про которых я думаю - как же повезло, что мы знакомы! Константин Аркадьевич он для своих студентов в институте. У него есть докторская степень, он очень умный с удивительной душевной организацией. Несомненно, он из интеллигентной семьи. Его жена из интеллигентной семьи, их дочь получилась очень интеллигентной, она живет и учится сейчас в Италии. Он просто удивительный человек.


- Ну, знаешь, - отвечаю, - не все учителя умеют хорошо объяснять. У нас вот в классе никто не знал химию, кроме мегаотличницы Насти. Сейчас мы слышим про детей-индиго, вот она наверно была из таких. Мне кажется, ей даже в школу не надо было ходить - учебник полистала, и то через страницу, и все знает. Но это ведь не значит, что весь класс был непроходимо туп в химии? Так "хорошо" учительница объясняла.

- К тому же, не всем даются определенные предметы. Есть гуманитарии, есть технари, - поддерживает разговор Ира. Она бывший детсадовский воспитатель, а сейчас, выйдя на пенсию, устроилась работать няней в одну весьма богатую семью. По моему мнению, она идеальная няня - спокойная, добрая, вежливая, заботливая. Если бы я выбирала своему сыну няню, я бы обратилась только к Ире.

- Да, да, вы, безусловно, правы! - интеллигентно кивает Константин Аркадьевич. - Но задача учителей объяснить каждому ученику, помочь ему разобраться в предмете! Это задача учителей, а не родителей.


И тут я вспомнила нашу учительницу по физике. Это была очень старенькая бабуля, сгорбленная и седая. У нее никогда не было семьи, и мне кажется она была убежденной девственницей. Объясняла она физику исключительно для отличников. Ну то есть на таком уровне, на котором весь остальной класс понять предмет не мог. Объясняла она для Насти и пары мальчиков-технарей, которые шарили в предмете. Когда я окончательно переставала понимать, я обращалась за помощью к папе. Папа мне очень нудно, но при этом доходчиво, объяснял, мы решали задачи. Однажды, врубившись в очередной параграф я сама лично вытянула руку, чтобы пойти к доске и решить задачу. Я решила задачу самостоятельно, без подсказок из класса и решила правильно. Признаться честно, я ожидала похвалы. Я думала учитель обрадуется и скажет: "вот видишь! можешь ведь, когда захочешь! молодец, так держать!" Это бы очень сильно взбодрило меня. И на этой волне бодрости я бы дальше самостоятельно, либо с помощью папы, делала бы успехи. Но то, что я услышала, убило мое маленькое пока что, но уже упорное желание делать успехи. "Что, Иванова, думаешь вызубрила один параграф и "отлично" получишь? Твой максимум - тройка!" - злобно прошипела физичка. Ну и все. Мое желание изучать физику рухнуло на пол, застеленный желтым линолеумом, и разбилось вдребезги. С тех пор я забыла на физику. Смысл напрягаться, если мне объяснили мой максимум? И я стала просто соответствовать ожиданиям учителя, получив в аттестат мою максимальную тройку.


После этого рассказала Константин Аркадьевич задумался и предложил выпить стопочку. Все его поддержали.


Затем я начала вспоминать свои первые уроки в школе. Нет, не уроки по конкретным предметам, а жизненные уроки. Первая школьная учительница у меня была замечательная. Она учила нас дружбе, взаимовыручке и помощи. Учила нас помогать, если человеку сложно, радоваться успехам других. И вот я, вся обученная, безусловно очень правильным вещам, перехожу в пятый класс. И сразу же, прям на первой учебной неделе, забываю дома дневник. Я должна быть честной. Поэтому я поднимаю руку, встаю и говорю, что забыла дома дневник. "Ничего страшного, но в следующий раз внимательней собирай портфель" - ожидала услышать я. "А голову ты дома не забыла??!!" - хриплый, резкий голос классного руководителя прям таки вытянул меня в реальность из моих розовых снов, в которых были честность, искренность, поддержка... И весь класс начал ржать. Тогда я вынесла первый в жизни урок - не фига лезть со своей правдой, когда тебя не спрашивают. Не скажи я тогда добровольно о забытом дневнике - никто бы и не узнал, и всей этой ситуации не было. Сейчас я знаю - это называется ложь во благо, в свое же собственное благо. Второй подобный урок мне преподнесла учитель по ИЗО. Дело в том, что я совсем не умею рисовать. Ну вот совсем. Поэтому мои рисунки представляли собой обычно какие-то каракули. Но зато нарисованные лично мной, со старанием и с фантазией. Так вот, никого не интересовали мои старания. По ИЗО у меня была тройка. Это же позорище, подумаете вы? Ну и я считала также. Самые красивые рисунки учительница вывешивала в коридор - чтоб все видели и стремились. И вот однажды я обратила внимание на рисунок отличника Пети. Дело в том, что я дома разукрашивала разукраску с пингвинами. И этот рисунок был точной копией одной из картинок разукраски. Этим же вечером я приложила к окну страницу из книжки про принцесс и перевела на лист принцессу в карете. С тех пор по ИЗО у меня были одни пятерки, а мои рисунки часто красовались на почетном месте в коридоре. При том учительницу совершенно не смутило, что я буквально за один день овладела искусством рисования практически в совершенстве. Это был мой второй школьный урок - некоторым людям плевать на твои старания, им надо чтобы было красиво. И ради своей выгоды обманывать, в том числе и старших, можно.


Константин Аркадьевич интеллигентно закусывал огурчиком.


- Да потому что школа - это все ебатня еще та, блять! - поддержала меня Аллусик. "Божечки, ну и хабалка" - подумала я, когда впервые ее увидела. И муж у нее такой же. Аллусик с мужем приехали откуда-то и Тамбовской области, взяли кредит, открыли первый магазин. За 15 лет они купили две квартиры в ближайшем (ну прям ооочень близком) подмосковье и одну в столице, имеют хорошие машины, зимой по три месяца живут в теплых странах, питаются в ресторанах, дочку очень хорошо пристроили. Не будь Аллусик такой - возможно ничего бы этого у них не было.

- А я вот в школе был всеобщим любимчиком! - сияя от радости, сообщил Иванка - многодетный отец четверых детей и сотрудник  РЖД, занимающийся починкой железнодорожного полотна, и бомбящего на машине в свободное время. Трудно сказать точно от чего он сиял - то ли от воспоминаний о школе, то ли от того, что отведал приличную порцию домашнего самогона, который привез Женек - его дед на даче промышляет. Иванка отрастил бороду, чтобы выглядеть более брутально, а его жена похожа на тинейджера и невозможно поверить, что их старшенькому уже 16 годков, и что она его реальная мать. - Да, меня все учителя любили, я ведь такой веселый и добрый!

Иванка прав - он веселый, добрый и светлый человек. И мне кажется с ним нереально поругаться.


Любимчики в школе - отдельная тема. Я вот никогда не была в любимчиках. В любимчиках была, к примеру, Катя. Она постоянно рыдала из-за оценок. Выпрашивала, выплакивала себе пятерочку. Ну и не зря - у нее серебряная медаль. Для меня же это было дикостью - рыдать ради оценки. Однажды Катя пришла в школу с синюшным длинным маникюром, а у меня был тоже длинный, но оранжевый. "Чтобы я больше этого не видела!" - взвопила учительница математики и ткнула указкой в мои ногти. Я сказала, что и Кате тоже надо смыть лак. "При чем тут Катя? Она отличница!" Третий школьный урок был таков - равноправие не для всех, вовсе не все такие равные в правах, некоторые равнее. Если Катя пропустила урок - ничего страшного. Если я - родителей в школу. Единственный учитель, у которого не было любимчиков - учитель биологии. У нее двоечники получали пятерки, а отличники двойки. Ее нельзя было ни уговорить, ни "уплакать". Однажды мы писали научную работу в музее Дарвина и я одна из класса получила 5/5 - лучший бал! Наверняка еще и индиго Настя получила бы столько же - но она болела в тот день и в школу не пришла. Катя, Петя и еще один мальчик Лев - они были ну как бы отличниками - так сверлили меня взглядом, что я даже начала побаиваться, что меня могут побить. Они прям ненавидели меня и я физически почти слышала, как они мысленно желают мне сдохнуть. Однажды я долго лежала в больнице, почти всю четверть. Когда, наконец, меня выписали и я пришла в школу математичка сходу (опять же при всем классе) заявила мне, что "ты в курсе, что у тебя по геометрии выходит в четверти двойка?" Я была не в курсе и уточнила с какого это, простите, хрена? "А потому что ты не ходила всю четверть и пропустила контрольные!" Но я лежала в больнице... "А меня это не волнует". Математичка была молодая, недавно закончила пед, и наверное у нее было мало опыта. Или ума. Двойку я не получила, но это благодаря моей маме, которая вынуждена была объяснять учителю, что болеющий ребенок - не повод для двойки в четверти. Когда я перешла в девятый класс к нам пришла другая учитель математики. По счастливой случайности она встречалась с моим братом, так что весь девятый класс у меня не было проблем с алгеброй и геометрией.


- У наших учителей были разные требования к ученикам. К тем, кто лучше знает предмет - одни требования, к тем кто хуже - другие, более низкие, - сказал Константин Аркадьевич. - Я считаю, это правильно.


О, да, правильно! Точно также делала у нас учительница по английскому языку. Но только с  большим перебором. Я очень хорошо знала английский. В числе лучших из школы была. Я класса с пятого ходила к репетиторам. И так сложилось, что два года я ходила к одному и тому же репетитору, а потом вдруг она решила прийти работать в школу и вела у нашего класса. Это был выпускной класс. Школьный курс английского языка я давно уже переросла, поэтому мне на уроках давались отдельные задания. Я много писала сочинений на английском языке, болтала с учителем на любые темы, в то время, как даже отличники, сидели, раскрыв рты. Все, кроме Насти-индиго, разумеется. Она не ходила ни к каким репетиторам, но знала язык получше меня. И вот, значит, наступает время выставления оценок в аттестат. Ученики, выучившие к концу одиннадцатого класса "май нейм из Васья" - получают вдруг пятерки, а я четыре... На мой немой вопрос - почему? Я следующая за Настей лучшая во всей нашей параллели, да и, что скрывать, во всей школе. "Потому что я считаю, что ты могла бы учить язык лучше!" Как? Куда лучше? Это справедливо? Я уж молчу про материальную сторону вопроса - сколько денег за частные уроки было отдано учителю. Мама хотела пойти на разборки, но я не разрешила ей. Спустя года два после школы, я встретила учителя английского. Она извинялась. Сказала, что все это время корит себя за эту четверку, не знает что на нее нашло, это ужасная ошибка и она очень извиняется предо мной. Да Бог пусть ее прощает.


- Ты послала ее на хуй по-английски? - спросила Аллусик.

- По-русски надо было, по-русски! - вторит ей ее муж.

- Да не, я ничего ей не сказала, развернулась и ушла.


Все решают выпить за хороших учителей, школу.


- За одноклассников! - восклицает сияющий многодетный Иван.

Я молчу, и многие тоже молчат.

- Вы не встречаетесь? - спрашивает Константин Аркадьевич.


Я - нет. Я уже писала, что они были нытиками. К тому же большинство из них сразу же после выпускного перестали со мной здороваться, хотя жили рядом - соседний дом, соседний подъезд, один даже в моем подъезде жил, парой этажей выше. Будто бы не было этих лет совместной учебы. Идут и морду воротят. Спустя лет десять меня таки занесло на встречу выпускников. Как дела? Мы столько не виделись! Рассказывай! Чо, блин? Мы каждое утро стоим рядом на автобусной остановке, каждый вечер идем по одной траектории домой. Неоднократно оказывались в одной компании, сталкивались друг с другом в поликлинике, в баре, да где угодно! Никого ни то чтобы не интересовала моя жизнь, не интересно было даже "привет" сказать!


Дальше разговор пошел о классном руководителе. У нас с пятого по девятый класс была та самая, которая орала не забыла ли я голову. Строгая, противная, но очень прямолинейная баба. Что думает, то и говорит. Я с возрастом научилась положительно относиться к таким людям. Они грубые, неприятные, резкие, но ты всегда знаешь что он них ожидать. Они не плюнут тебе в спину, не обольют помоями, протянут руку, если ты упадешь, если не будешь падать - будут молча и грубо идти рядом. А вот в десятом и одиннадцатом классе была другая. Милая, но подловатая. Вела у нас она русский и литературу. У меня не было проблем с этими предметами, а мои сочинения и анализы текстов были образцово-показательными. Не скажу, что ей это нравилось. Она очень любила заводить себе любимчиков, а я не входила в их число. Однажды она задала мне прочитать произведение "Разгром" Фадеева, чтобы я потом пересказала его. Произведение длинноватое и скучноватое. Однако я его исправно прочитала и была готова на все сто в день пересказа. И вот, когда я встала и приготовилась начать рассказывать, учитель встала и со словами "ну ты рассказывай, а мне надо в учительскую". Догадываетесь, что было потом? Одноклассники начали орать, заниматься своими делами, а мне сказали - ой, да сядь ты, скажем что ты нормально пересказала. Я думала - когда учитель вернется, она обязательно задаст вопросы ученикам по моему пересказу, и поймет что никто не слушал. Но, увы. Она вернулась, спросила как я пересказала, все ответили, что нормально и.... поставила мне четверку. Я уверена, она прекрасно понимала, что будет когда она уйдет. И это было сделано намеренно. Еще один школьный урок - унижай и властвуй)))


А еще у нас учительница истории переспала со всеми старшеклассниками. Это не скрывалось, рассказывалось и обсуждалось. Например, собирались человек пять ребят на шашлыки на дачу с ночевкой - из девочек только она с ними. Как-то я не выучила параграф, а меня она вызвала рассказывать. Я честно призналась, что не выучила. "Вот пойдешь ты работать, моделью, например (меня многие туда засылали работать ввиду моих длинных ног, совершенно не зная, что в модели мне путь закрыт навсегда), а историю не знаешь" - сказала мне учитель. А я возьми да ответь "в моделях не обязательно знать историю, там другие познания нужны. Но, если что, я приду к вам на факультатив". Что я имела ввиду? Да именно то самое, что сказала. Историчка покраснела, как пожарная машина, а класс начал хихикать.


А еще мы однажды застали физручку с мужиком, занимающимися взрослыми делами в подсобке физкультурного зала.


- Ты где училась вообще? - не выдержал Константин Аркадьевич. Он уже снял интеллигентные очки, снял кофту и остался в футболке с логотипом института, в котором он преподавал. - Таких учителей надо гнать прочь от детей!

- Да в обычной школе, - под дружный гогот компании ответила я.

- Зато у нас, - начала рассказывать Оля, учитель в школе для умственноотсталых детей, - у нас половое воспитание вела настоящий врач-гинеколог. Она учила нас надевать презервативы на огурцы. А когда мы начали ржать, она строго сказала - вот я-то посмеюсь, когда вы ко мне на аборт придете. Больше никто не смеялся.


Нам половое воспитание преподавала учитель ОБЖ по кличке "канарейка" - ибо всегда, во все времена года, приходила в ярко-желтом пиджаке. Она заикалась, краснела, подбирала слова, а весь класс дружно ржал над ней. А вот Оле преподавали очень даже правильно.


Очень многие еще высказывались об учебе в школе, рассказывали про учебу своих детей, про себя, про своих родителей, про разные случаи. Вывод был один - 90% успеха будет зависеть от учителей.


Сегодня я записала сына в первый класс, с ужасом зашла в школу, в которой училась сама, в нос мне ударил знакомый и ни капли не изменившийся запах столовских булочек. Многие учителя уже сменились, и я надеюсь, что они будут более профессиональными. Я надеюсь, что они будут прививать ребенку желание учиться, радоваться (или хотя бы делать вид) его успехам.


Во всех вышеописанных событиях я изменила имена. Все остальные события и люди реальны.


Также большое участие в написание сей истории сыграла недавняя здешняя история (к сожалению, ссылку не сохранила), где мальчику, выполнившему задание по математике без единой ошибки, но допустившему помарки в написании некоторых слов и цифр, поставили тройку. Я удивилась огромному кол-ву комментов из области "все правильно, дети должны привыкать писать чисто, надо приучать с детства, есть же черновики и бла-бла-бла". Послушайте. Оценками оценивают знания. ЗНАНИЯ, черт побери, а не ровность почерка и идеальность написания. Если учитель математики хочет также оценивать чистописание - пусть ставит двойную оценку через дробь - первую за знание предмета, вторую за чистописание, но в журнал должна идти оценка за знания. Иначе это не честно - ребенок не допустил ни единой ошибки и получил тройку. Как стимулировать его к дальнейшей учебе, как объяснить ему этот поступок? Можно было поставить пять и написать замечание, мол, пиши аккуратней, пользуйся черновиком. Поступок учителя я считаю ультра непедагогичным, непрофессиональным, знания оценены не верно. Я бы пошла к этому учителю на разборки. Потом эти же самые учителя удивляются, что у детей пропадает тяга к знаниям, что они не хотят учиться - это все отголоски поступков некоторых учителей.

Истории из жизни

35.9K постов73.8K подписчиков

Добавить пост

Правила сообщества

1. История должна основываться на реальных событиях, но требовать доказательств мы не будем. Вранье категорически не приветствуется.

2. История должна быть написана вами. Необязательно писать о том, что происходило с вами. Достаточно быть автором текста.
Если на посте отсутствует тег "Мое", то есть авторство не подтверждено, пост будет вынесен в общую ленту. История не должна быть рерайтом - пересказом готовых историй своими словами.

3. История должна быть текстовой и иметь вполне внятный сюжет (завязку, развитие, концовку). История может быть дополнена картинками/фото, но текст должен быть основной частью. Видео и видео-гиф контент запрещен. При необходимости дополнить историю "пруфами", дополнительные фото/картинки/видео можно разместить в комментариях - это более благосклонно воспринимается читателями (чем лента фото и чуть-чуть описания).

4. Администрация имеет право решать, насколько текст соответствует пункту 3.

5. Сообщество авторское, потому каждое обвинение в плагиате должно быть подтверждено ссылкой. При первом нарушении - предупреждение, повторно - бан.

6. Помните - сообщество авторское! Хотя вы имеете полное право написать, что текст слабый, неинтересный и т.п. и т.д. (желательно аргументированно), просьба все же обходиться без хамства.

Утверждения же - вроде "пост - дерьмо", есть оскорбление самого автора и будут наказываться.

17
Автор поста оценил этот комментарий
Я вот не помню, что бы на ИЗО нас учили рисовать. Только давали задания и потом оценивали.
раскрыть ветку
12
Автор поста оценил этот комментарий
Преподавал 18 лет. Никогда не обращал внимание на почерк. В результате сейчас умею читать любые каракули. У самого тоже были веселые педагоги.  По физике и математике с 7 по 10 класс выступал на олимпиадах. В аттестате тройки. По алгебре потому что вышел в третий тур на городской олимпиаде, а дочь математички нет. Не помогла даже 5-ка на экзамене. Чем обосновывала не знаю. Физик срезал по делу. Мой младший брат его как-то на уроке послал. В итоге у меня даже после 5-ки на экзамене в аттестате 3. В результате пошел в историки и не жалею.
20
Автор поста оценил этот комментарий
У нас учительница по математике заканчивала урок вопросом :
-Кто не понял тему?
-я!
-надо было слушать!
И ни каких объяснений. Так половина класса и ушла с трояками в аттестате.
раскрыть ветку
8
Автор поста оценил этот комментарий

У меня была однокурсница, которая училась очень хорошо и в колледже, и ранее - в школе. Но при этом имела ужасный почерк. Разборчивый, но очень неровный, с "пляшущими" буквами. По её собственным признаниям, тренировалась она много, пыталась его исправить вплоть до старших классов школы, но ничего так и не вышло. Адекватным учителям и преподам это не мешало оценивать её ЗНАНИЯ, а на неадекватов она со временем забила.

8
DELETED
Автор поста оценил этот комментарий
На выпускном экзамене по математике получил трояк за то что решил не как учитель учил.
раскрыть ветку