Серия «Разное»

Совесть

Совесть Иисус Христос, Совесть, Человек, Религия, Бог, Духовность, Длиннопост, Telegram (ссылка)

У евреев не было слова «совесть». Сама совесть была. Без нее нельзя. Но слова не было. Все оттенки моральных состояний традиционно выражались вариациями на тему «страха Божия». Язычники же, не имевшие таких емких словосочетаний, связанных с Единым, искали свои адекватные термины.

Евреи могли презрительно относиться к самой идее того, что за пределами Израиля возможны успешные духовные поиски. Их избранность и долгое хранение истины в одиночестве лучше всего способствовали развитию чувства религиозного высокомерия. Но духовная гордость, помноженная на презрение, и априорная убежденность в чьей-то бесплодности и бесполезности — плохие товарищи. Слово «совесть» тому доказательством.

И в греческом, и в русском, и в английском, и еще, вероятно, во многих языках это слово сконструировано одинаково. В нем заключена идея со-присутствия, со-существования. Есть некий голос во мне, который, в сущности, не мой. Звуча во мне, но частью меня не являясь, этот голос реагирует на события, совершаемые в моральной области. Он неподкупен, этот голос. Случись что-либо не по его воле — и он тут же начинает звучать. Причем заставить его замолчать не в силах человека. Этот голос способен казнить и мучить, он способен утешать и дарить внутреннее блаженство, иногда — посреди физических мук. «Голосом Бога» стали называть этот голос бывшие язычники, познавшие Бога. И даже отказавшиеся от Бога бывшие христиане (хоть плач, хоть смейся) называли его «внутренним комиссаром» (Фурманов, например).

Само появление термина связывают с философской школой стоиков. И термин оказался так удачен, он так виртуозно вскрывал одну из жгучих тайн внутренней жизни, что прочно вошел в Священное Писание там, где нужно было обращаться не к евреям, а к представителям эллинистического мира.

Вот Павел говорит о язычниках, что «дело закона у них написано в сердцах, о чем свидетельствует совесть их и мысли их, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую» (Рим. 2:15).

Апостол язычников учит тому, что цель проповеди есть «любовь от чистого сердца и доброй совести и нелицемерной веры» (1 Тим. 1:5).

Он же говорит, что «для чистых все чисто; а для оскверненных и неверных нет ничего чистого, но осквернены и ум их, и совесть» (1 Тит. 1:15).

Таких мест больше всего у Павла. Это объясняется как близким знакомством апостола с эллинской мудростью, так и необходимостью общаться с паствой на понятном ей языке. Другие авторы Нового Завета находятся в большей зависимости от традиционной еврейской терминологии. Их язык по-еврейски классичен и сформирован псалмами Давида и речами пророков. Пример подобной речи — слова Иоанна Богослова: «Если сердце наше осуждает нас, то кольми паче Бог, потому что Бог больше сердца нашего и знает все» (1 Ин. 3:20). Внутренняя жизнь привычно описывается состояниями сердца, этого главного органа богопознания и источника нравственных движений.

Один только раз Иоанн пользуется словом «совесть» — когда рассказывает историю женщины, схваченной в прелюбодеянии. Рассказ этот настолько уникален, что на нем стоит остановиться.

Согрешивших так, как эта женщина, закон велит бить камнями. На практике же подобная казнь настигала далеко не всякого прелюбодея или прелюбодейку. В худшие времена, когда обман и насилие, идолопоклонство и прелюбодеяние умножались безмерно, в случае строгого соблюдения закона камнями побивать пришлось бы чуть ли не весь народ. Но высказаться вслух против заповеди, данной Моисеем, означало подписать себе смертный приговор. Всего естественнее от Христа — в целях самосохранения — ожидали услышать: «Как написано, так поступайте».

Будь эти слова произнесены, они прозвучали бы жутким контрастом на фоне всего учения Спасителя об очистительной силе покаянии и милости к падшим. И Христос сразу ничего не говорит. Он удерживает молчание и даже не смотрит на пришедших, наклонившись к земле. Господь что-то пишет перстом на прахе, и, как знать, не о том ли прахе, из которого создан человек, Он в это время думает. Но вот, подняв лицо, Спаситель говорит кратко и повелительно: «„Кто из вас без греха, первый брось на нее камень“.

И опять, наклонившись низко, писал на земле» (Ин. 8:8).

Вот тут-то и вступает в свои права совесть. Она молчала, пока не заговорил Христос. Когда же голос Его достиг слуха человеческого, то голос Его же ожил в глубине души.

Обличаемые совестью, люди, недавно требовавшие казни, начинают уходить. Причем первыми уходят старшие. Эта деталь удивительна, поскольку, миновав бурные годы молодости, от многого мирского отказавшись по причине преклонных лет, состарившись над изучением Писаний, эти старшие могли удобно уверовать в «свою праведность». Но нет! Совесть ожила в них первых, потому что для совести все события жизни человека произошли сегодня и срока давности для грехов и преступлений нет.

Люди молча уходят, и когда Христос опять поднимает лицо, Он видит перед Собою одну лишь женщину, чья жизнь и смерть только что зависели от одного Его слова. «Женщина! Где твои обвинители? Никто не осудил тебя?» — спрашивает Господь. И слыша в ответ: «Никто, Господи», — говорит: «И Я не осуждаю тебя; иди и впредь не греши» (Ин. 8:10–11).

Мы так часто ищем прямых указаний. Мы так жадны до резких, как посвист розги, слов «да» и «нет». В очередной раз, когда мы приступим к кому-либо со словами: «Не юлите. Говорите прямо. Вы за или против», — давайте вспомним этот кусочек Евангелия. В нем содержится ответ, вернее, в нем содержится творческий подход к поиску ответа. Этот творческий подход звучит просто: «Спроси у совести. Прислушайся к ней».

Заметим также, что помилование женщины было связано с тем, что осуждавшие ее не были безгрешны. Именно общность греховного опыта, обретаемая на глубине сердца, заставляет нас удерживать гнев, закрывать уста, смиряться. Мы разные снаружи, но находимся в одной и той же беде внутри. И если Симеон Новый Богослов или другой, подобный ему, святой муж в молитвах называет себя виновным во всех противоестественных страстях, то это не от греховных фактов жизни. Это от той глубины, на которую сошел его молящийся ум. Там, на глубине, он увидел себя соединенным со всей человеческой природой и грехи всего человечества ощутил, как свои.

Итак, мы, коль скоро заговорит в нас разбуженная Богом совесть, отказываемся считать себя более праведными, чем кого-либо. Поэтому мы и способны прощать. Но слова Христа: «И Я не осуждаю тебя», — рождены иным опытом.

Христос прощает нас не потому, что Сам грешен. В Нем нет греха, и Ему не надо вынимать из глаза бревно, чтобы затем помочь ближнему расстаться с сучком. Христос прощает и милует единственно из любви, что нам, признаться, совсем непонятно.

Любовь во Христе не ищет ответной благодарности. До сих пор, уже после Креста и Воскресения, Он терпит выпады против Себя, насмешки над Собою, хулу на Себя.

Его любовь не находится в зависимости от чувства крови, от родственной привязанности или еще чего-то земного. Его любовь не страстна, не взвинченна, не экзальтированна. Умея любить и будучи Любовью, внешне Он царственно спокоен.

Наша же любовь, эгоистичная, истеричная, ждущая взаимности, чувствительная к обидам, истощающаяся со временем, даже и любовью не достойна назваться на фоне любви Христовой.

Он прощает нас потому, что любит, а не потому, что Сам виноват.

Теперь, когда мы, размышляя о Благословенном Спасителе, на краткое время дали уму возможность взлететь и, распластавши крылья, парить в высоте, нужно снова спуститься на землю. Нужно спуститься в гущу повседневных событий, посреди которых глаз реагирует на свет, кожа — на перемену температуры, ухо — на звук, а совесть — на любое событие, связанное с нравственностью. Иногда этот голос тих, как шепот, а иногда кажется назойливым, как жужжащее насекомое. Но самое страшное состояние — это когда он замолкает. Это — состояние внутренней смерти, и апостол Павел называет таких изнутри мертвых людей «лжесловесниками, сожженными в совести» (1 Тим. 4:2).

В идеале же голос этот есть голос Самого Христа, Который, «когда выведет Своих овец, идет перед ними; а овцы за Ним идут, потому что знают голос Его» (Ин. 10:4).

Совесть Иисус Христос, Совесть, Человек, Религия, Бог, Духовность, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

Что внутри, то и снаружи

Один человек очень мечтал побывать в Ленинграде, в Санкт-Петербурге нынешнем. Это дело происходило до переименования, до возвращения старого имени этому чудному городу. Очень мечтал поехать в Ленинград для того, чтобы побывать в Эрмитаже.

Он наслышан был об Эрмитаже, он читал проспекты путеводителей по этому удивительному музею. Шутка, ли сказать, если простоять возле каждого экспоната минуту, то, войдя туда 18-летним юношей, пришлось бы выйти оттуда 70-летним стариком. Только минуту. А некоторые картины завораживают и требуют внимания. И полчаса, и час можно возле них стоять.

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Так вот, он много был об этом наслышан и поехал туда с тем, чтобы собственными глазами посмотреть на сокровища этого музея. Приехал, купил билет, но почему-то зашел не в обычный вход, куда заходили люди, чтобы дальше идти по экспозиции, а зашел в какую-то каптёрку.

И там он увидел вёдра, швабры, тряпки, спецодежду уборщиков, которые работают по вечерам, когда уходит посетитель. И он очень расстроился. Уехал домой и сказал тем, которые знали о его путешествии, что это все какой-то большой обман, какая-то фикция, что в Эрмитаже берут деньги за то, чтобы человек посмотрел на какие-то ведра и швабры.

И вообще это была какая-то обидная фальшь, кошмар вообще. Он был потрясен, духовно потрясен из-за того, что не увидел того, что хотел, а увидел какую-то грязную подсобку.

Вот священник, говоривший об этом, имел в виду, что мы часто, приходя в церковь, или говоря о церкви, или интересуясь церковью, именно похожи на людей, которые покупают билеты, заходят в каптёрку, в подсобку со спецодеждой, с вёдрами и мастикой. И думаем, что вот это есть Эрмитаж.

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

А всё богатство церковной жизни остаётся вне нашего сознания, за пределами нашего сознания. Это жуткая ошибка и величайшая беда.

Спросишь человека:

"Ты что о церкви знаешь"?

И он начнет тебе перечислять. Какие-то скандалы, какие-то слухи, какие-то политические инсинуации, что-то еще, что-то еще. Спрашиваешь его:

"А дальше? А что еще ты знаешь"?

А он больше не знает ничего. Его знания о церкви на уровне ведра с тряпкой.

Человеку свойственно замечать то, что у него внутри. Вообще вещи, которые мы замечаем в окружающем мире, это актуализированные вещи, живущие в нас самих. Мы не замечали бы многих вещей снаружи, если бы мы не носили их внутри.

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Кстати говоря, есть повод подумать о том, что ближний наш, так сказать, это зеркало наше. Если тебе кажется, что все кругом хамы, то я боюсь тебя огорчить, но, скорее всего, хам ты сам. Если тебе кажется, что все кругом лгут, то вряд ли ты правдив. Чисто ему всё чисто.

Если человек не разбирается в марках машин, то для него все машины, проезжающие по улице, это такие железные домики на четырёх колёсах. Он не знает, какие-то марки, он не разбирается в них.

А вот специалист знает, какого года, какая серия, какой выпуск, кто сделал, какие особенности двигателя и так далее. Он знает это, то есть он замечает это, может думать об этом, может завидовать владельцу, может просто радоваться о ком-то, может свистом осуждения сопровождать какую-нибудь старую колымагу, потому что он знает это.

Мы замечаем в окружающем мире только то, что у нас внутри. Если бы у нас чего-то внутри не было греховного, мы бы этот грех в мире не замечали. В переводах Маршака есть изрядная доля детской английской поэзии. У него есть такое стихотворение про кошечку. Он говорит:

- Где ты была сегодня, киска?

- У королевы английской.

- Что ты видала при дворе?

- Видала мышку на ковре.

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

То есть, конечно, человек замечает только то, что у него внутри. И было бы странным требовать каких-то постижений, каких-то глубоких вещей от человека, чей уровень находится гораздо ниже всех этих духовных вещей.

Так вот, дорогие христиане, дорогие и сочувствующие христианству, и просто, дорогие телезрители и слушатели, необходимо войти внутрь Эрмитажа, необходимо заняться изучением сокровищ, представленных для всеобщего обозрения для того, чтобы обогатиться тем, что обогащает всех.

То есть сокровища открыты. Цена за вход невелика. То есть можно войти и насытиться. Приступите, как говорит Господь:

"по воскресенью, разложив на ней земле, хлеб и рыбу, придите, обедайте".

Или же в притчах он говорит, что:

"тельцы мои, закланы, всё готово, насыщайтесь".

То есть присутствуют в церкви огромные глубины и великие широты. И любящему Бога радостно говорить слова апостола Павла, что "известихся", так говорит апостол Павел, то есть "убедился" по-русски, что никакая тварь, то есть ни что сотворённое, ни широта, ни глубина, ни высота, ни ангел, ни начало, ни господство, ни смерть, ни жизнь не разлучит нас от любви Божией во Христе Иисусе Господе нашем.

Это глубина церковной жизни. Знание сплетен не делает человека ближе к Богу, не делает его даже информированием, скажу, потому что есть информация ценностная, есть информация мусорная. Голова не должна быть мусорной свалкой, ящиком, куда бросаются порванные, использованные канцелярские бумаги.

Это касается не только людей неверующих, которые замечают, какие часы у патриарха, например, или которые замечают, на какой марке машины проехал какой-нибудь священник. Хотя я не против того, чтобы часы были не дороже 100 долларов и машина была скромная. Не против этого.

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Хотя и сильно, и не за, потому что это не главное. Иоанн Кронштадтский имел собственный пароход, как бы сказать, не зная об этом. 24 часа в сутки он думал только о Боге. Он совершал миссионерские поездки по великим рекам, в каждом городе, в каждом порту, на каждой пристани он останавливался и совершал молебны и литургии, проповедовал. То есть он не тешил свою гордыню обладанием.

И дарили ему огромные куски, отрезы дорогих материй, из которых ему шили рясы или облачения. Но он не ходил в них, как павлин, для того, чтобы покрасоваться собой перед зеркалом. Он, повторяю, забывал об этом, когда погружался в молитву и умом в Бога на молитве.

Так что обладание бывает разным. Бывает кичливое, плебейское обладание цацкой, ради того, чтобы погордиться и показать себя. А бывает настоящее, ценностное, качественное житие, при котором внешнее не играет такой большой роли.

И это проблема не только не верующих людей, которые не знают церкви, они не ходили по этим залам, они не стояли возле этих картин, если мы используем аналогию с Эрмитажем. Они заходили в каптёрку, дальше свой нос они не высовывали. Это касается и верующих людей тоже, потому что многие пытаются зайти в церковь с чёрного хода.

Говорят:

"Я был там, я ездил к этому, я разговаривал с этим, а я это вот знаю, а мы вот с этим, например, я с таким-то священником на рыбалку ездил, в баню ходил".

Это тебя к церкви ближе не ставит.

"А я слышал такие разговоры между попами, они вот такое там говорят, кажется, что-то затевается, церковь недобрая".

Некоторые верующие об этом сильно тревожатся.

Накапливание околоцерковных слухов, близкое знакомство с тем или иным священником, или епископом, или даже патриархом никак вас автоматически ближе к Богу не делает. Не делает. Поэтому необходимо и верующим людям, так сказать, сконцентрировать своё духовное зрение, сфокусировать взгляд своего внутреннего ока на главном.

Ну, а что, собственно, главное? Главное – это воскресший из мёртвых Господь Иисус Христос, новый Адам, родоначальник новой жизни, великий архиерей, прошедший небеса со своей кровью, вошедший во святая святых и ходатайствующий за нас пред лицом своего Отца. Он главный.

Вот на этом нужно, собственно, и сконцентрировать свое внимание. Если у нас этого нет, то все остальное будет не в пользу. Если у нас это есть, тогда все остальное будет полезно. Всякое лыко в строку.

Нет бесполезных знаний для человека, у которого есть фундамент. Для человека, у которого нет фундамента, любое количество информации, знаний поверхностных, обрывочных превращается в неоформленную груду, такую деструктивную, совершенно не структурированную груду хлама, которым он пользоваться не может.

И к большому стыду и большой горечи я хочу сказать о том, что у многих из нас нет мировоззрения. У многих из нас не расставлены акценты в жизни. Зачем жить? Как жить? Что делать можно? Что делать нельзя ни в коем случае? Куда стремиться? Куда отдать свое сердце? В какие руки отдать свое сердце? Отдавайте свое сердце в руки воскресшего Христа.

И в Эрмитаж, заходя, помните о том, что даже если случайно вы зашли в каптёрку, потому что каптёрка есть там, и туалет есть в Эрмитаже, кстати, но это не Эрмитаж сам по себе. Это его инфраструктура обслуживающая.

Идите дальше. Идите к сокровищам. Идите к главному. Потому что время очень коротко, жизни не так много всем осталось. Идите к главному.

Протоиерей Андрей Ткачев

Что внутри, то и снаружи Церковь, Человек, Религия, Воцерквленные, Иисус Христос, Православие, Христианство, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 6

Как Декарт победил Матрицу

Как Декарт победил Матрицу Человек, Личность, Свобода, Свобода личности, Свобода слова, Философия, Реальность, Бог, Рене Декарт, Матрица, Внутренний диалог, Мудрость, Демон, Бесы, Критическое мышление, Природа, Мир, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Вы – рабы. Рабы инстинктов и рефлексов, электрических процессов своего мозга, химических процессов своего организма. Как заложники компьютерной иллюзии из фильма «Матрица» вы не управляете собой. Это вами управляют.  Именно такой вывод можно сделать (и многие его делают!), когда читаешь статьи о последних научных открытиях в области изучения человеческого мозга, эволюционной психологии и пр. Но неужели правда, что вся наша свобода – просто иллюзия, а люди – только пешки в непознаваемой игре природы?

Вопрос о свободе — вечная философская проблема — сегодня снова широко обсуждается в связи с рядом новых научных открытий. Иллюзорна свобода или нет? Чтобы понять это, я позволю себе сделать шаг назад – в историю философии.

Когда возникает иллюзия? Когда есть некоторое начальное представление о предмете — и последующая интерпретация, которая опровергает то, что нам казалось истинным изначально. Например, я вижу, что рельсы у горизонта сходятся в одну линию. Это мое первое представление. Однако ученый тут же объяснит мне, что оно неверно, что это всего лишь оптическая иллюзия, и рельсы на самом деле параллельны.

Мы видим, что палка в воде кажется сломанной, что Солнце вращается вокруг Земли, но наука разоблачает эти иллюзии.

Однако именно здесь-то и нужно осознать то, что поняли философы: существуют такие основоположения, которые просто не могут быть иллюзорными. В них нет этой двойственности, нет второго, скрытого от нас плана.

Так Рене Декарт (знаменитый французский философ XVII века), в поисках такого изначального и предельного основоположения вывел свое знаменитое: «мыслю, следовательно существую» (когито эрго сум). Ведь не может быть ложным тот факт, что я мыслю. Для того чтобы сделать такую мысль ложной, ее уже нужно помыслить.

И даже если я стану отрицать свободу, в самом факте такого отрицания осуществится свободный акт.

В том же ключе рассуждал и блаженный Августин («О Граде Божьем», кн. XI, 26), который, отвечая скептикам, подвергающим всё — и даже человеческое познание — сомнению, указывал, что в самом акте сомнения содержится положительное, истинное высказывание. Я уверен в том, что сомневаюсь. Декларируя сомнение, я делаю это без сомнения. Я утверждаю это. Так само сомнение для Августина и Декарта доказывает что, человек способен мыслить положительно, плодотворно, и этого у него не отнимешь.

Но Декарт идет дальше и вводит последнее, предельное допущение. Можно ли предположить, что вся реальность этого мира, всё, что мы видим, о чем думаем, к чему стремимся, – все это лишь ловко сконструированный обман какого-то злого духа? Конечно, говорит философ. Но для этого все равно нужно некое «я» - тот, кого этот демон обманывает, или тот, кому снится этот сон. И этот «кто-то» существует, мыслит.

При этом осознание самого себя в принципе не может быть иллюзорным. Почему?

Да потому что тогда демон должен был бы «инсталлировать» в нас эту иллюзию, то есть наше сознание должно было бы быть некой доступной для вторжения идеальной машиной, производящей цепочку ментальных операций. Но сама возможность духовной беззащитности человека перед манипуляциями превосходящих его сознание сил привела Декарта в состояние религиозного ужаса. Ведь выражение «злой демон» является лишь псевдонимом гипотезы «злого Бога», которая изображает мир как тотальную власть злого сверхразума. В самом деле, а что если Бог – злой? Это же предельный ужас!

Разгадку мы уже знаем: само сомнение – несомненно – доказывает бытие самосознания. Самосознание абсолютно бессодержательно, и именно его пустота – защита от возможной фальсификации, подделки: содержания просто нет, а есть только ничем не обусловленное бытие. То есть свобода.

Но злой демон, который так страшил Декарта, был не просто абстрактной моделью. Декарт находился в начале того процесса, который сегодня, кажется, все-таки выдохся: превращения мира в исчисляемую предметность, полностью контролируемую научным рассудком. И именно Декарт открыл предел внушаемости, за который не перейти ни демону (потому что он не сможет), ни Богу (потому что Он не хочет). Сознание не имеет предметного содержания, поэтому никакое содержание не может быть в него вложено, как программа в компьютер.

Но даже если мы допустим ситуацию прямого «инсталлирования» туда какой-либо информации, сам акт самосознания или присвоит себе это «внушенное» содержание, беря ответственность на себя (и тогда демон потеряет над ним власть), или отвергнет его.

Другими словами, демон может внушить все, кроме самосознания.

Отсюда, кстати, вытекает и другое следствие: непрозрачность для нас чужого «я». Наша мысль, направленная на чужое «я», схватывает лишь внешние его проявления.

И это чрезвычайно важно: именно благодаря такой непрозрачности возможно настоящее общение, когда личности свободно открывают себя друг другу и нет необходимости превращать другого в «вещь», чтобы понять его.

Итак, никакие биологические процессы или социальные условия не могут определить или ограничить нашу свободу. Потому что человеческая свобода сама себя порождает и обосновывает. Она в принципе не может быть иллюзорной.

Здесь уместно вспомнить великого детерминиста Спинозу. Он утверждал: если бы летящий камень думал, он мог бы подумать, что летит свободно, тогда как на самом деле он летит детерминировано, по закону природы. И в этом резкое отличие Спинозы от Декарта, который сказал бы: если камень действительно подумал, что он свободен – он стал свободен.

Ведь свобода существует именно как действие, как поступок. Ее «исполняют». Никакие заданные условия не отменяют того, что я определяю себя, и я становлюсь таким в результате моего свободного выбора.

Сейчас эти споры обострились, особенно в связи с современной философией сознания, многие сторонники которой полагают, что если в самом «механизме» психики мы найдем детерминацию, это может вообще отменить свободу.

Но в том-то и дело, что свободу отменить нельзя. Ей не нужны посредники во внешнем мире. Она рождается в тот момент, когда я говорю себе: я свободен.

P.S.

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на "Пикабу". Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Источник

Показать полностью

Проверка на вшивость

Проверка на вшивость Человек, Личность, Внутренний диалог, Свобода, Мужчины и женщины, Женщины, Мужчины, Совершенство, Откровение, Мироздание, Святое, Евангелие, Евангелие от Матфея, Идеал, Telegram (ссылка)

Мужчины имеют кучу претензий к женщинам, женщины имеют кучу претензий к мужчинам, дети имеют претензии к взрослым, взрослые к детям... Надо прекращать предъявлять друг другу претензии. Нужно основывать свою жизнь на Откровении. На том незыблемом и святом, которое определяет твоё место в мироздании и твои обязанности. И вот именно в этом зеркале нужно проверять себя на вшивость...

Проверка на вшивость Человек, Личность, Внутренний диалог, Свобода, Мужчины и женщины, Женщины, Мужчины, Совершенство, Откровение, Мироздание, Святое, Евангелие, Евангелие от Матфея, Идеал, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я перестал читать комментарии к своим постам и соответственно не отвечаю на них здесь. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

Христианин и оружие

Христианин и оружие Христианство, Воин, Религия, Православие, Русские, Патриотизм, Бог, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Сегодня в Телеграм, меня спросили о том, как я смотрю на вопрос «Христианин и оружие». Решил этим постом раскрыть эту тему пошире.

Господь Иисус Христос предупреждал, что войны будут сопровождать всё время земного существования человечества: Также услышите о войнах и о военных слухах. Смотрите, не ужасайтесь, ибо надлежит всему тому быть, но это еще не конец (Мф. 24:6).

Некоторые протестанты утверждают, что Бог будто бы запрещает христианам участвовать в законной войне и даже просто служить в армии, но таким образом они свои личные мысли приписывают Библии.

Из истории Церкви мы знаем, что с времен первых христиан «общепризнанное апостольское правило – каждый оставайся в том звании, в котором призван (1Кор. 7:20), давало возможность находиться в римских войсках и солдатам-христианам».

Говорится в Писании также о духовной подготовке воинов перед битвой. Она заключается, во-первых, в правильном устремлении мыслей к Богу – Они надеются на оружие и на отважность, а мы надеемся на Всемогущего Бога, который одним мановением может ниспровергнуть и идущих на нас и весь мир (2Мак. 8:18), а во-вторых, в усиленной молитве перед битвой: И собрался сонм, чтобы быть готовыми к войне и помолиться, и испросить милости (1Макк. 3:44). Писание учит милосердию к побежденному и обезоруженному неприятелю, предостерегая от чувства озлобления и злорадства (см.: Притч. 24:17–18). Борясь с грехом, важно не приобщиться к нему, не впустить зло в свое сердце.

Православные Святые отцы указывали, что убийства врагов, совершаемые воинами в бою, а также убийства преступников, оказывающих сопротивление, сотрудниками правоохранительных органов (в древности эту обязанность также исполняли воины), не вменяется в грех убийства.

Святитель Афанасий Великий (†373 г.) в «Послании к монаху Амуну», которое было утверждено как общецерковное учение на VI и VII Вселенских Соборах, пишет: «Убивать непозволительно, но истреблять неприятеля на войне и законно, и достойно похвалы; поэтому отличившиеся в бранях удостаиваются великих почестей, и им воздвигаются памятники, возвещающие об их заслугах».

Но, с другой стороны, это дело не называлось и совсем чистым и безвредным для души солдата. На это указывает святитель Василий Великий в 13-м правиле: «Убиение на войне отцы наши не вменяли за убийство, мне кажется, из снисхождения к защитникам целомудрия и благочестия. Но, может быть, не худо было бы посоветовать, чтобы они, как имеющие нечистые руки, три года воздержались от приобщения святых Таин». О том же более подробно, говорит преподобный Исидор Пелусиот: «Хотя умерщвление неприятелей на войнах кажется делом законным и победителям воздвигаются памятники, возвещающие их заслуги; однако же, если разобрать тесное сродство между всеми людьми, то и оно (умерщвление на войне) не невинно; поэтому Моисей и предписал убившему человека на войне пользоваться очищениями и кроплениями». Действительно, пророк Моисей, согласно откровению Божиему, требует от воина, вернувшегося из битвы, семь дней находиться вне стана, очищаясь от пролитой крови (см.: Чис. 31:19).

Святитель Амвросий Медиоланский (†397 г.) утверждает, что «не воином быть грех, но воинствовать для хищения – беззаконие». Он также призывает проявлять милость к врагам безоружным и покорным, просящим пощады, «ибо сила военная не на зло, не для обиды и своеволия, а для защиты и добра». Таким образом, святитель призывает православных воинов оказывать милость к врагам, сдающимся в плен, и к мирным жителям, не оказывающим сопротивления. Использование военного времени для грабежа и насилия над мирным населением является грехом и беззаконием.

Святые отцы разбирают также вопрос о том, можно ли подчиняться заведомо преступным приказам, предписывающим, например, убийство мирных, безоружных людей, убийство пленных и другие нарушения заповедей Божиих. Как в таком случае поступать православному солдату, ясно говорит святитель Тихон Задонский (†1783 г.): «Что не противное закону Божию приказывают, слушай и исполняй: в противном не слушай, так как подобает больше повиноваться Богу, чем человекам (ср. Деян. 5:29.) Так поступали мученики святые... если [командир] велит неправду делать, обидеть, украсть, солгать и прочее, – не слушайся. Если грозит за это наказанием, – не бойся».

Действительно из житий святых мучеников известно много примеров, когда командиры-язычники приказывали солдатам-христианам приносить жертвы идолам, или казнить таких же христиан, не желающих приносить жертвы идолам – и христиане оказывали неподчинение таким приказам, сохраняя верность Богу до мученической смерти.

Стоит упомянуть, что на Руси был благочестивый обычай вернувшимся с войны какое-то время жить в монастыре в качестве трудников, чтобы там как бы привести своё душевное настроение в порядок.

Согласно учению Церкви воинское служение невозможно для тех, кто посвятил себя священству или монашеству, об этом говорит 7-е правило IV Вселенского Собора. В истории Церкви случались примеры отхождения от этого правила. Известно, что преподобный Сергий Радонежский (†1391 г.) по просьбе князя Димитрия Донского благословил двоих своих монахов, в прошлом воинов Пересвета и Ослябю, участвовать в Куликовской битве, подобным образом и преподобный Афанасий Афонский (†1000 г.) по просьбе императрицы Зои благословил своего постриженика полководца Торникия вернуться на краткое время к ратному делу ради спасения страны от нашествия арабов. В более позднюю эпоху известны случаи участия греческого священства в вооружённой борьбе с турками во время освободительных восстаний, в память об этом на Крите даже установлен своеобразный памятник, изображающий священника с ружьём в руках. Ещё более активно участвовали в кровавой борьбе с турками черногорские священники, и даже сами митрополиты. Однако это всё же были исключения.

В мирное же время переход священника или монаха на воинскую службу однозначно считался грехом.

В завершении поста, назову некоторые имена Святых русских воинов: Святой равноапостольный великий князь Владимир Святославич, Преподобный Илия Муромец, Благоверный великий князь Димитрий Донской, Преподобный Александр Пересвет, Преподобный Андрей Ослябя, Благоверный князь Довмонт Псковский, Святой благоверный князь Александр Невский, Праведный Феодор Ушаков, Праведный Иоанн Русский, Мученик Меркурий Смоленский, князь Мстислав Ростиславич Храбрый, первый князь Псковский Всеволод-Гавриил.

Христианин и оружие Христианство, Воин, Религия, Православие, Русские, Патриотизм, Бог, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я перестал читать комментарии к своим постам и соответственно не отвечаю на них здесь. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

Пророческий аргумент истинности Христианства

Пророческий аргумент истинности Христианства Пророчество, Христианство, Евангелие, Иисус Христос, Православие, Длиннопост, Telegram (ссылка)

Одним из впечатляющих аргументов, свидетельствующих о Божественности Христа и открытых Им истин, являются те пророческие предсказания в Его Евангелии, которые исполнились и исполняются до настоящего времени.

  • В Евангелии от Луки читаем о грядущих бедствиях отвергнувших Его евреев и о трагедии Иерусалима: ибо придут на тебя дни, когда враги твои обложат тебя окопами и окружат тебя, и стеснят тебя отовсюду, и разорят тебя, и побьют детей твоих в тебе, и не оставят в тебе камня на камне за то, что ты не узнал времени посещения твоего (Лк. 19: 43-44); это дни отмщения, да исполнится все написанное… великое будет бедствие на земле и гнев на народ сей: и падут от острия меча, и отведутся в плен во все народы (Лк. 21: 22-24; см. также Мф. 23: 35-36).

Эта трагедия и произошла в 70 году в результате жестокого подавления Римом восстания евреев.

Необходимо отметить, что Евангелия (Матфея и Луки), в которых приводятся эти пророческие слова Христа, были написаны до предсказанной трагедии: Матфей составил свое Евангелие, по всей вероятности, около 62 г. после Рождества Христова, Евангелие от Луки написано в 63 г.

  • В Евангелии находим слова Девы Марии: Отныне будут ублажать Меня все роды (Лк. 1: 48). Евангелист не усомнился записать это предсказание молодой Девушки как несомненное, хотя в естественном порядке сделать подобное в ту эпоху было более, чем странно. И во всю христианскую эпоху, где бы на земном шаре ни проповедовалось Евангелие, всюду действительно прославляют Пресвятую Деву Марию.

  • Замечательно пророчество Христа о женщине, помазавшей Его миром незадолго до страданий: Истинно говорю вам: где ни будет проповедано Евангелие сие в целом мире, сказано будет в память ее и о том, что она сделала (Мф. 26: 13; Мк. 14: 9). И вот уже 2000 лет весь христианский мир вспоминает ее.

  • Исполняются с полной очевидностью пророческие слова Христа: И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам (Мф. 24: 14). Нет ни одной книги, которая могла бы соревноваться с Евангелием по своей распространенности в мире.

  • В той же главе (Мф. 24: 4-5, 11, 24-26) читаем: Иисус сказал им в ответ: берегитесь, чтобы кто не прельстил вас, ибо многие придут под именем Моим, и будут говорить: Я Христос, и многих прельстят... и многие лжепророки восстанут, и прельстят многих… и дадут великие знамения и чудеса, чтобы прельстить, если возможно, и избранных. Вот, Я наперед сказал вам (ср. Лк. 21: 8). На протяжении всей истории христианства и в последнее время появлялись такие лжехристы и лжепророки (Кришнамурти, Порфирий Иванов, Сёко Асахара, Виссарион, Мун, Грабовой и др.) с их «знамениями и чудесами». Особенно увеличилось количество так называемых «старцев», претендующих на славу прозорливцев, чудотворцев и изгонителей бесов.

  • Две тысячи лет назад было сказано Христом: Тогда будут предавать вас на мучения и убивать вас; и вы будете ненавидимы всеми народами за имя Мое (Мф. 24: 9). Прежде же всего того возложат на вас руки и будут гнать вас, предавая в синагоги и в темницы, и поведут пред царей и правителей за имя Мое… Преданы также будете и родителями, и братьями, и родственниками, и друзьями, и некоторых из вас умертвят; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Лк. 21: 12, 16-17). Предаст же брат брата на смерть, и отец – сына; и восстанут дети на родителей, и умертвят их; и будете ненавидимы всеми за имя Мое (Мф. 10: 21-22).

Достаточно вспомнить хотя бы первые века христианства до Миланского эдикта 313 года Константина Великого, или так называемые великие Французскую, Октябрьскую революции с их чудовищными расправами над христианами. И в настоящее время каждые 5-6 минут погибает христианин только за свою веру:

В 2015 году за веру были убиты более 7 тыс. христиан в разных странах. Это почти на 3 тыс. человек больше, чем в 2014 году.

В 2018 году за свою веру были убиты 4136 христиан, говорится в недавно опубликованном докладе правозащитной христианской НПО «Open Doors». Вот уже шестой год подряд эта цифра растет. По данным «Open Doors», годом раньше, в 2017, в мире было убито за веру 2782 христиан.

В 2021 году по меньшей мере 5 191 уязвимых христиан были жестоко убиты, а еще 3 800 были похищены нигерийскими исламскими экстремистами ((Civil Liberties and Rule of Law, Intersociety).

В 2022г. - 5.898 христиан умерло за веру (World Watch Research компании Open Doors)

  • Слова Христовы: и восстанут дети на родителей, и умертвят их (Мф. 10: 21-22), – в настоящее время приобретают все более реальное значение в связи с введением (в США, Европе) т. н. ювенальной юстиции. Ее суть – полная и бесконтрольная свобода поведения детей в семье (что позволяют многие родители и в России). А функция родителей сводится к удовлетворению всех потребностей (и прихотей) ребёнка без возможности и права необходимого его воспитания. То есть родители, фактически, становятся рабами, а дети – господами. Так, целенаправленно уродуется психология детей и создается резкое отчуждение между родителями и ребенком. Логика и факты свидетельствуют, к каким трагическим последствиям ведет и уже приводит эта система «воспитания».

  • Особое значение представляют пророчества о конце истории, антихристе и земном состоянии Церкви.

1. Восстанет народ на народ и царство на царство; будут большие землетрясения по местам и глады, и моры, и ужасные явления, и великие знамения с неба… в солнце и луне и звездах, а на земле уныние народов и недоумение; и море восшумит и возмутится (Лк. 21: 10-11, 25). Эти явления по временам всегда были на нашей планете, однако здесь речь идет об их катастрофическом умножении и такой силе воздействия на человека и на всю окружающую среду, что люди будут издыхать от страха и ожидания [бедствий], грядущих на вселенную, ибо силы небесные поколеблются (Лк. 21: 26). Одной из очевидных причин подобных катастроф явится стремительно ускоряющийся научно-технический прогресс.

2. По причине умножения беззакония, во многих охладеет любовь (Мф. 24: 12). Становится все более очевидным, что человечество идет к окончательному духовному и нравственному развращению и наступлению эпохи полной свободы греха. Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) писал: «Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления человеков».

3. И проповедано будет сие Евангелие Царствия по всей вселенной, во свидетельство всем народам; и тогда придет конец (Мф. 24: 14). В настоящее время, практически, уже во всех народах есть проповедники Евангелия. А на один из очевидных признаков наступления конца времени указывают слова Христа: когда увидите мерзость запустения, реченную через пророка Даниила, стоящую на святом месте (Мф. 24: 15). Речь здесь идет, прежде всего, не о храмах и святых местах, но о душах человеческих, об омiрщении сознания верующих (в первую очередь монашества, духовенства, богословов) и о таком состоянии христианских Церквей, когда главным направлением их деятельности станет не проповедь жизни по Евангелию, не исцеление человека от страстей, но решение мiрских проблем: экономических, политических, социальных, спортивных, культурных и проч.; когда сами богослужения превратятся в мероприятия , на которых молятся перед фото-, видео- и кинокамерами; когда монастыри из мест умного делания превратятся в туристические центры, центры торговли, фактической спекуляции на святынях, проведения «духовно»-развлекательных концертов и других, по существу, светских мероприятий; церковные праздники станут поводом к чисто языческим развлечениям; и т.д. – к мерзости запустения .

На Западе всё это давно явление обычное, но постепенно оно становится таковым и на православном Востоке. Такое направление развития уже привело Римскую церковь к превращению ее, как писал святитель Феофан Затворник, в «политическую корпорацию » и полной потере в себе Церкви.

Этот процесс приведет христиан к фактическому отказу от Господа Иисуса Христа во имя иного, о котором предупредил Господь: Я пришел во имя Отца Моего, и не принимаете Меня; а если иной придет во имя свое, его примете (Ин. 5: 43). Этот иной – бог мира сего: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть от Отца, но от мира сего (1Ин. 2: 16). Апостол Иоанн Богослов назвал его предельно точно – антихрист.

Он будет богом мiра сего. Его печатью станет усвоение обольщенными людьми, в том числе и христианами, сатанинского образа мыслей и аморального характера жизни и деятельности (печать на челе или на правой руке (Откр. 13: 16)).

Всеобщее развитие всех видов зла и полная утрата ощущения Бога, по учению святых, явится причиной и появления антихриста и его принятия человечеством. Святитель ИГНАТИЙ (БРЯНЧАНИНОВ) писал: «Кто же не приял внутри себя Царства Божия, тот не узнает антихриста; тот непременно, непонятным для себя образом, сделается его последователем ». «Антихрист будет логичным, справедливым, естественным последствием общего нравственного и духовного направления [развращения] человеков». И пошлет им Бог действие заблуждения, так что они будут верить лжи (2Сол. 2: 11).

То есть причиной отступничества многих внешних членов Церкви от Христа (Лк. 18: 8) и поклонения антихристу станет их нечестивая жизнь, которая приведет к принятию и видимой печати – его сатанинского культа.

Многие русские святые XIX века, например, Серафим Саровский, Филарет Московский, Игнатий (Брянчанинов), Феофан Затворник, старцы Оптинские, одним из самых важных признаков близости этого времени называли общий упадок монашеской жизни, очевидным знаком которого будет повсеместная потеря умного делания.

Осипов А.И.

Пророческий аргумент истинности Христианства Пророчество, Христианство, Евангелие, Иисус Христос, Православие, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 1

"Аз буки веди"

"Аз буки веди" Алфавит, Русский язык, Русь, Лингвистика, Бог, Религия, Кирилл и Мефодий, Слова, Человек, Православие, Длиннопост, Telegram (ссылка)

– «Аз буки веди» значит «я Бога знаю». Это мы учили с детства, внучка! Свод духовных законов Господа нашего был уже в азбуке.

Я слушаю свою прабабушку Матрену и не верю, что детей когда-то воцерковляли, приобщали к Богу так просто.

Прабабушка, кряхтя, забирается на стул и достает пожелтевшую, рассыпающуюся на листочки книгу. Это славянская «Азбука».

– Помнишь, внученька, в 1917 году первым, что реформировала безбожная власть, стал наш язык, алфавит. Ведь раньше каждая буква азбуки имела свое название. Каждая буква стояла на своем месте. Оказывается, в древней азбуке зашифровано послание для нас святых Кирилла и Мефодия! В ней даны основные заповеди, следуя которым жизнь выстраивается правильно, по-Божьи!

Прабабушка крестится и тихонечко переворачивает листы книги.

– Давай попробуем прочесть их вместе. То, что сохранилось.

И прабабушка своим ослабшим, но удивительно мягким и напевным голосом начинает читать буквы, и звучит это так, словно рядом кто-то молится.

– «А», «Б», «В» – Азъ Буки Веди. Я Бога Знаю. Азъ – это основа, начало. Основа всему – знание Бога.

Я касаюсь прабабушкиной руки и говорю удивленно:

– Смотри-ка, бабушка, буква «Я» (Азъ) – первая буква в азбуке, а не последняя, как в современном алфавите.

– Конечно, – ласково отвечает прабабушка, – потому что именно с меня и начинается мой мир. И я отвечаю за то, какой будет моя жизнь.

Давай читать дальше.

Буквы «Г» и «Д» – Глаголь Добро. То есть, говори, делай добро. Интересно, что глагол – это и слово, и дело одновременно. Глаголю – говорю. Говорю, значит, делаю. А что нужно делать? Добро.

«Д», «Е», «Ж» – Добро Есть Жизнь. Только добром создается и поддерживается жизнь. Потому что наш Господь – это воплощенная Любовь и Жизнь. А зло и грехи все хорошее разрушают, отсоединяют нас от Источника Жизни.

«Ж», «З» – Живете Зело Земля. Живите зело землею и на земле. Ибо она кормилица-матушка наша. Земля дает жизнь.

«К», «Л», «М» и «Н», «О», «П» – И Како Люди Мыслите – Наш Он Покой. То есть, как вы, люди, думаете – таков ваш мир. Вот тебе, внученька, и «закон отражения»: что посеешь, то и пожнешь.

«Р», «С», «Т» – Рцы Слово Твердо. Говори слово твердо. Слово твое должно быть твердым. Сказал – сделал.

«У», «Ф», «Х» – Оук Ферт Херъ. Оукъ – основа знания. Сравни: наука, учить, навык, обычай. Ферт – это Плод. Херъ – значит, Божественный, данный Свыше. Сравни: немецкое Herr – господин, Бог; греческое – (х)иеро – Божественный.

Значит, перевод букв тут будет такой: знание – плод от Бога, дар Божий.

«Ц» – Цы. Цы – значит, точи, проникай, вникай, дерзай. Цы – энергия Бога. Отсюда значение слова «отцы» – от «Цы» идущие – от Бога идущие.

«Ч» – Червь – тот, кто точит, проникает.

«Ш» – Шта. Это «что» в значении «чтобы».

«Ъ», «Ь» – Еръ, Ерь. Это варианты одной буквы, которая обозначает неопределенный краткий гласный, близкий к «э». Слово «ъръ» означает сущее, вечное, сокровенное.

«Ю» – Юсъ малый. Означает свет, старорусское «яс». В современном русском языке корень «яс» сохранился, например, в слове «ясный».

«Я» – Ять (Яти) – постичь, иметь. Сравни: изъять, взять и т.д.

Итак, последние буквы азбуки:

Цы, черве, шта Ъра юсъ яти! Что означает: дерзай, точи, как червь, чтобы Сущего Бога свет постичь!

Совокупность приведенных выше фраз и составляет азбучное послание, образ Божьего человека, к которому нам надлежит с детства стремиться. Вот о чем говорят нам буквы::

Я Бога знаю,
говорю и делаю добро, потому что
добро есть жизнь.
Живу землею и на земле,
И, как я думаю – таким становится мой мир.
Говорю слово твердое.
Знание – плод от Бога, дар Божий.
Дерзаю, вникаю, тружусь,
чтобы Бога свет постичь!


– Интересное послание, правда, внученька? Не то, что нынешний алфавит! Какие образы теперь за буквами-то стоят? А – арбуз, Б – барабан, В – ворона...

Азбука перестала быть живой, а язык стал без образов, то есть – безобразным.

Я сидела напротив бабушки и от волнения комкала в руках край скатерти.

– Бабушка, я всегда думала, что азбука – это просто буквы языка, расположенные по порядку. То есть просто значки. И все!

– Внученька, так славянскую азбуку создали святые! Братья Кирилл и Мефодий наложили на себя пост, встали на молитву и через сорок дней обрели азбуку. Изобретение славянского алфавита для современников Кирилла и Мефодия стало самым настоящим чудом, подобным Пятидесятнице! Если греческий алфавит был собран за тысячелетие и насчитывал тридцать знаков, то славянский за краткое время дошел до тридцати восьми букв.

Моя прабабушка была верующим и образованным человеком, за веру даже отбывала срок в лагере, поэтому сейчас она рассказывала с особым жаром о том, о чем каждый должен знать!

– Посмотри, внучка, буква «Ж» – это символ жизни. Она означает соединение мужского и женского начал. И название она имела раньше соответствующее – «Живете».

Прабабушки давно не стало, мой сын вырос, стал учить буквы, и я ему рассказываю все то, что узнала когда-то от нее и из книги Н.П. Саблиной «Буквица славянская».

* Статья написана по материалам книги О.Ф. Мирошниченко «Тайны русского алфавита. Аз Буки Веди».
Елена Янковская

"Аз буки веди" Алфавит, Русский язык, Русь, Лингвистика, Бог, Религия, Кирилл и Мефодий, Слова, Человек, Православие, Длиннопост, Telegram (ссылка)

P.S.

✒️ Я почти не читаю комментарии к своим постам и соответственно редко отвечаю здесь на них. На все ваши вопросы или пожелания, отвечу в Telegram: t.me/Prostets2024

✒️ Простите, если мои посты неприемлемы вашему восприятию. Для недопустимости таких случаев в дальнейшем, внесите меня пожалуйста в свой игнор-лист.

✒️ Так же, я буду рад видеть Вас в своих подписчиках на «Пикабу». Впереди много интересного и познавательного материала.

✒️ Предлагаю Вашему вниманию прежде опубликованный материал:

📃 Серия постов: Вера и неверие

📃 Серия постов: Наука и религия

📃 Серия постов: Дух, душа и тело

📃 Диалоги неверующего со священником: Диалоги

📃 Пост о “врагах” прогресса: Мракобесие

📃 Пост: О попах, мерседесах на деньги бабушек и прочее...

Показать полностью 2

Конкурс для мемоделов: с вас мем — с нас приз

Конкурс мемов объявляется открытым!

Выкручивайте остроумие на максимум и придумайте надпись для стикера из шаблонов ниже. Лучшие идеи войдут в стикерпак, а их авторы получат полугодовую подписку на сервис «Пакет».

Кто сделал и отправил мемас на конкурс — молодец! Результаты конкурса мы объявим уже 3 мая, поделимся лучшими шутками по мнению жюри и ссылкой на стикерпак в телеграме. Полные правила конкурса.

А пока предлагаем посмотреть видео, из которых мы сделали шаблоны для мемов. В главной роли Валентин Выгодный и «Пакет» от Х5 — сервис для выгодных покупок в «Пятёрочке» и «Перекрёстке».

Реклама ООО «Корпоративный центр ИКС 5», ИНН: 7728632689

Cтрасть естественного мышления

Cтрасть естественного мышления Ум, Разум, Мышление, Страсть, Естество, Человек, Личность, Бог, Религия, Православие, Христианство, Длиннопост

15. Ум, обращаясь к зримым вещам, естественным образом мыслит их посредством чувств. Ни ум, ни естественное мышление, ни вещи и ни чувства не суть зло, ибо они – создания Божии. Что же тогда зло? Ясно, что оно есть страсть естественного мышления, которая не может существовать при [правильном] пользовании умозрениями, когда ум бодрствует.

16. Страсть есть противоестественное движение души по направлению либо к неразумной любви, либо к неразборчивой ненависти, питаемой к кому-либо из-за чего-нибудь чувственного. Например, [движение] к неразумной любви либо к явствам, либо к женщине, либо к богатству, либо к преходящей славе, либо к чему-нибудь чувственному или ради них. А [движение] к неразборчивой ненависти – также по отношению к чему-нибудь из названного или ради них.

17. Или еще: порочность есть неправильное использование мыслей, за которым следует злоупотребление вещами. Например, если это касается женщины, то правильное использование брака имеет целью деторождение. Но кто имеет в виду при этом [одно] сладострастие, тот ошибается относительно пользы [брака], считая за благо то, что не является таковым. И вступая в брак, он злоупотребляет женщиной. Подобным же образом дело обстоит и с другими вещами и мыслями.

"Главы о любви" преподобного Максима Исповедника, вторая сотица.

Преподобный снова говорит про ум, потому что там и проходит вся игра нашей жизни. Когда ум, – говорит он, занимает себя зримыми вещами, то это как ангел, который смешивается с плотью, – разве такое возможно! Ум сотворен чтобы обращаться к Богу, это его природное свойство. Когда же он занимается видимыми, материальными вещами, то мыслит посредством чувств, коль скоро умные (духовные) чувства у него атрофируются, и остаются для употребления только естественные, природные, плотские. То есть ум мыслит тогда посредством зрения, вкуса, обоняния, слуха, осязания; это как если кому-то вытащили сердце, потому что оно плохо работает, и вставили бы вместо него пластмассовое, или пластиковый желудок, или искусственные глаза.

Ум имеет свои собственные чувства, посредством которых он зрит Бога, осязает Бога. Но когда царь превращается в бродягу и скитается по весям, то вполне естественно, что он начинает мыслить посредством физических, а не умных чувств. Чтобы увидеть звезды нужен глаз для макромира, то есть телескоп. Если ты будешь пытаться увидеть их обычными глазами, которыми мы смотрим на физические предметы вокруг нас, то у тебя ничего не выйдет, ничего не увидишь. Таким же образом ты ничего не добьешься, если хочешь увидеть и растолковать вещи умом, который занят физическими предметами.

Но где же находится зло? В уме? Но ум не зло. Мыслить естественно — тоже не грех, у нас есть такое право, мыслить естественно.Также и вещи, и чувства — не суть зло. Почему же ты, святый отче, тогда ругаешь меня, что я мыслю моими плотскими очами?

Приведем пример. Я вижу как кто-то сплетничает, а потом к нему присоединяется другой, и тоже начинает сплетничать. Тогда я говорю себе: он же его совращает, надо их разделить, так он только навредит второму, ведь «худые сообщества развращают добрые нравы».Ты сразу приходишь к некоему выводу, мысли, но эта мысль естественного чувства, (простого) природного опыта. И что, разе она тем самым неверна? Кажется, будто верна, но если изучить дело в духе Божьем, то окажется, что ничего такого нет. Мы, люди, в большинстве своем думаем, что мыслим наиболее совершенным и правильным образом. Да, это всё (может быть) правильно в высшей степени, но в плане естественного, чувственного мышления. Если взглянуть на это с точки зрения Бога, дело меняется.

Все вещи могут быть рассмотрены исходя из двух способов зрения и толкования — чувственного и духовного. Последнее означает некое духовное понимание и видение вещей. Эти два способа могут совпадать, как, например, могут совпасть физический и духовный закон; но они также могут быть страшно далеки друг от друга, измерение истины может быть настолько таинственным (мистическим), настолько глубоким, что (при поверхностном взгляде) ничего не поймешь. Отсюда тот, кто мыслит некими моральными категориями, исходит из общепринятого поведения людей; но тот, кто действует по наитию, кому открывается и светит (истина) благодаря его подвижничеству, может на тот же вопрос дать противоположный ответ. А ты будешь только теряться и недоумевать: «Как, разве у нас есть две морали, две догматики, два Бога и два евангелия?» Нет, – есть только одно, но каждый видит его по-своему.

Они – суть Божии создания. Ни чувства, ни вещи, ни ум, мыслящий естественно — не являются злом. Они не греховны, так как устроены Богом. Разве плохо, если, например, я увижу что ты уже носишь очки и скажу: «поделом тебе, нечего было читать в детстве с близкого расстояния». Нет, сама мысль согласно природе (вещей) — не зло. Что же тогда зло? Очевидно, что оно есть страсть естественного мышления. И она могла бы не иметь места в употреблении умозрений, если бы ум бодрствовал.

Духовные, или умные чувства касаясь Бога, воспринимая божественную благодать, и становясь причастниками божественной энергии, дают нам духовное видение (вещей). И наоборот, чувственное знание и опыт — суть нечто внешнее, плотское, и в то же время душевное. Поэтому оно так эмоционально, так сильно и трогательно, так ощутимо.

Приведем такой пример. Некий святой выходя из своей кельи видит проходящую мимо грешную женщину. Видя ее красоту, он говорит: «Полюбуйтесь, какой красотой Бог наделил человека! Подумать только, насколько тогда прекрасен сам Бог!» Он смотрит на эту женщину не плотским, точнее, не чувственным взглядом.

Я же могу смотреть на нее, какая она красивая, и чувствовать как эта красота на меня давит. Это нечто, что потрясает мое существо, потому что мой глаз смотрит плотским чувством, а не духовным зрением. В этом случае ум не видел своими умными очами. Конечно, как говорится, «ум видит, и ум слышит»,но ум может смотреть либо своими собственными очами, либо телесными. Телесное зрение слишком чувственно, слишком восприимчиво, оно пленяет, поглощает тебя, это некая страсть, которой и поддается главным образом ум.

Итак, зло есть страсть естественного мышления, то есть тенденция, привычка ума мыслить согласно физической природе вещей. Как малое дитя привыкает ходить на четвереньках, так и ум привыкает смотреть не своими (чужими) глазами, то есть физическими, плотскими глазами, отчего он склонен видеть лишь естественные смыслы, а значит склонен вообще все время что-то мыслить.

Что, например, он мыслит? Ну, скажем, что мой посох испортился, треснул, его надо заменить, так как опираться на него опасно. Или я вижу кого-то, и думаю, что хотел сказать ему, говоря себе, что надо не забыть об этом. – Это и значит, что ум занят мыслью, склоняется к чувственным вещам.

И она (страсть) могла бы не иметь места в употреблении умозрений, если бы ум бодрствовал. Если бы ум не занимался поверхностными вещами, но постоянно бы бдел и мыслил Бога, то не имел бы вообще умозрений для употребления, то есть не полнился бы мыслями, был бы пуст, взыскуя единого только Господа Бога. Тогда Бог мог бы стать для него видимым чувствами духовного умозрения.

Следовательно, зла как такового нет. Единственное зло для нас — это когда ум привыкает мыслить по-плотски, согласно человеческой логике. Наш ум постоянно полон мыслей, одна мысль следует за другой, нас занимают проблемы и идеи, мнения и желания. Когда же человек постоянно обращен умом к Богу, то будучи ничем (другим) не заполнен, он может наполниться Богом. Так и живут святые люди.

Святой имеет Бога, и знает, что принадлежит к единой Церкви, Церкви святых. Он также знает, что грешен, что он чадо Адама, и что заново рожден от второго Адама, Христа. Мы же, напротив, заблуждаемся, когда смотрим только на одну из наших составляющих, на благодать Божию, и думаем что мы святые, не видя всего нашего остального (греховного) бремени. Святые имеют целостное видение: они видят как свою греховность, так и святость, благодать и любовь Божию, к которой они причастны.

Святые знают что они святы в том смысле, что причастны жизни святого Бога, переживают в себе полноту святого Бога и Его присутствие; но знают также, что они грешники. В этом как раз и заключается святость — не жить во грехе, зная, что грех кроется в твоих членах. Поэтому они отрицаются самих себя и становятся душистыми сосудами Св. Духа, тогда как Святой Дух, будучи Святым освящает их, и таким образом они имеют дерзновение у Господа.

Мы впадаем в самолюбие, эгоизм в том случае, когда зная о своей добродетели, мы, во-первых, забываем о своем грехе, кто мы есть, и во-вторых, приписывая самим себе то, что от Св. Духа. Мы думаем: я свят, у меня нет того или другого греха, а есть такая и другая добродетель… Эгоизм и есть ошибка в суждении мысли. Тот, кто думает, что он святой, – судит и делает выводы по-человечески, по-плотски. Но настоящий святой мыслит и судит не по-человечески, но согласно священному наитию и просвещению, поэтому и не ошибается. Отсюда святой имеет дерзновение перед Господом и говорит: «во имя Господа Иисуса Христа, востани» – и мертвый востает. В то же время он молит о своей греховности, так как знает о двойственности природы человека, что человек одновременно перстен и духовен, что он рожден от Адама и Евы, но что в него также воплотился сам Господь Христос.

Святой, конечно, может пасть, и первое его падение заключается в том, что он возвращается к самому себе, к любви к себе, к своему Я; а второе падение, более существенное, в том, чтобы ошибаться в суждении, потому что это завершение падения. То есть падение, начиная с одного, завершается другим. Когда святой возвращается к самому себе, он уже пал, орел превращается в развалину, а потом, согрешив вторым падением, подыхает. Впрочем, он может и покаяться, но тут понадобятся годы слез, стенаний и воззваний ко Господу. Великое это зло, очень великое. А то, что древние каялись единожды — было немалым делом, имело глубочайший смысл.

Толкования схиархимандрита Эмилиана (Вафидиса)

Cтрасть естественного мышления Ум, Разум, Мышление, Страсть, Естество, Человек, Личность, Бог, Религия, Православие, Христианство, Длиннопост
Показать полностью 2
Отличная работа, все прочитано!