199
С каждым днём всё радостнее жить!
7 Комментариев  
С каждым днём всё радостнее жить!
-1
Тучки на закате
1 Комментарий  
Тучки на закате
64
Ситуация под контролем!
10 Комментариев  
Ситуация под контролем!
99
Страдающая Греция
9 Комментариев  
Страдающая Греция
6
Планы на ближайшую вечность
5 Комментариев  
Планы на ближайшую вечность
18
Агррррх... Восславим Одина!
2 Комментария  
Агррррх... Восславим Одина!
17
Сильный и независимый пост
3 Комментария  
Сильный и независимый пост
9
Давно пора
0 Комментариев  
Давно пора
516
Демон мотивации рекомендует расслабиться
10 Комментариев  
Демон мотивации рекомендует расслабиться
17
Анджей Сапковский, писатель, что создал Ведьмака.
5 Комментариев  

На самом ли деле он ненавидит игры?


В начале скажу, что этот человек мастер своего дела. Он придумал Геральта, ведьмаков, Трисс, Цири, всех остальных – это все из его головы. Он завоевывает награды, а его творчество почитаемо. Особенно в Польше. Не раз приходилось слышать, как его называют польским Толкиеном. Но я также слышал, что он может быть очень тяжелым человеком – и сейчас я иду встретиться с ним.


«Удачи, Роберт. Он не самый приятный человек на земле» – предупреждает один из фолловеров на Твитере. «Удачи, она тебе пригодится», говорит другой.


Кажется, что Сапковский особенно не любит видеоигры. Но как бы он не пытался, все равно не может убежать от них. Где бы он ни был, люди спрашивают его об играх серии «Ведьмак», созданной CD Projekt Red. Играет ли он в них? Вдохновляют ли они его? Благодарен ли он им за это? Это как тыкать палкой осиное гнездо. Это не сулит для меня ничего хорошего.


В Birmingham Waterstones я кружил вокруг раздела криминалистики, когда громкий польский голос за столом позади меня возвестил, что Анджей Сапковский прибыл.


Это началось в 1985. Сапковский был коммивояжером, работавшим с мехом. Ему было 38 лет, он имел степень в экономике и говорил на нескольких языках. Писательство не было его первостепенным занятием в жизни. Тем не менее, он обожал фэнтези, зачитывался им во время своих поездок. Каждый год на меховой выставке в Монреале его первой остановкой был книжный магазин. «Есть новые Хроники Амбера Роджера Желязны?», спрашивал он, затаив дыхание. «Да? Отлично! Отлично!» Но что заставило его выступать на конкурсе рассказов в польском журнале Фантастика в том году, Сапковский сказать не может.


Анджей знал, чего хочет: он хотел по-настоящему шокировать польскую общественность. На это у него было только 30 страниц. «Я любовные письма писал длиннее!», говорит он мне сейчас, посмеиваясь. «Вы представить себе не можете, насколько популярен я был, как оцениваем. Поверьте мне – они любили слова. Но мне действительно было трудно уложиться в эти 30 страниц.»


Классическое фэнтези не подходит. «Что делать?» Сказка, решил он. Переосмыслить польскую сказку и сделать ее реалистичной. Возьмем польскую историю про бедного портняжку, который убил дракона, например. Портняжка смог сделать то, что не смогли воины. Он подложил дракону тушку овцы, начиненной серой. Дракон же выпил столько воды из местной реки, чтобы унять боль в своем животе, что лопнул.


«Это ложь», говорит Сапковский. «Бедные портняжки делают годные сапоги, а не убивают монстров. Солдаты и рыцари? Они в основном идиоты. А попам нужны только деньги и трахать малолетних. Так кто же убивает монстров? Профессионалы. Тебе не нужны услуги бедного портняжки, ты позовешь профессионала. Итак, тогда я и придумал профессионала».


Он назвал свой рассказ Ведьмак (Wiedzmin), позже название перевели как Witcher, и отправил его в журнал Фантастика. «Я год ждал результата», говорит он. «Я говорил: я проиграл, я проиграл, никого не заинтересовал мой рассказ, мою историю посчитали очень плохой. Что делать?» Но он не проиграл, Ведьмак почти одержал победу – и победил бы. Сапковский верит, в то время это было фэнтези с наиболее хорошей репутацией.


«Вернемся в те времена, в Польшу. Фэнтези считалось чем-то для тупых детей, которые даже дрочить толком не могли», уверяет он меня. «Они сказали: Эта история лучшая, но это фэнтези, поэтому давайте-ка дадим ему третье место». Но присяжные и есть присяжные, они настолько тупые, настолько предвзятые. Но публика… влияние Ведьмака на польский фэндом было огромным, совершенно потрясающим. И все сказали: «Еще! Еще! Еще! Еще!»

«Я никогда этого не хотел, поверьте мне. Я никогда не думал о том, чтобы писать второй рассказ.

Но после этого признания, этого огромного одобрения, что делать? Я должен был сделать это! Фанаты порождали спрос: а где есть спрос, там есть и предложение».


Он написал несколько рассказов – «исправлений», как он описывает их, – которые в будущем были собраны и опубликованы в сборниках Меч Предназначения (1992) и Последнее Желание (1993). Поддержка разрасталась, так Сапковский решает свершить что-то беспрецедентное. «Ну, польский фэндом, польский рынок и польский читатель заслужили что-то вроде большой фэнтези саги», сказал он себе. «Почему бы не польскому автору написать ее?»


Все рассмеялись. «Все», говорит он. Они не верили, что издатель поставил бы польскую фамилию на романе в жанре фэнтези. И глупо ожидать, что такое будут продавать. Но SuperNova сделала это, и в 1994 году Кровь Эльфов, первая книга из Саги о Ведьмаке, увидела свет.


Анджей, не желал ждать больше года для написания новой истории (он до сих пор помнит, как расстроился как-то раз в Монреале, когда в магазине для него не оказалось новой книги Желязны). Продолжения выходили каждый год как по часам. В 1999 году Сага о Ведьмаке завершилась. Если б только Джордж Мартин писал так быстро! «Вы знакомы с ним лично?» Сапковский отвечает: «Мы знаем друг друга. Мы друзья. Мы выпили невероятное количество пива».


Сапковский и его Сага о Ведьмаке были известны годами ранее до того, как CD Projekt сделали игру. Разумеется, CD Projekt были не первыми, кто пытался сделать игру по Ведьмаку. Адриан Чмиларц (Bulletstorm, The Vanishing of Ethan Carter) и студия Metropolis решились на этот отважный шаг. Я говорил с Чмиларцом о «Игре про Ведьмака, которой никогда не было» ранее. Игра получила издателя, были скриншоты, но большие амбиции похоронили проект.


CD Projekt пришли разнюхать про Ведьмака в начале нулевых, другую историю про это я описывал ранее. Пан Анджей не помнит, как начался разговор, но он помнит, как соглашался на игру. «Ну, они принесли большой мешок денег!», говорит он. Причина была та же, когда он говорил «да» Чмиларцу. «Что я ожидал от адаптации: большой мешок денег. Это все».


Сапковский не сказал бы, сколько денег перешло в другие руки. Чмиларц, со своей стороны, упоминает оплату как: «хорошие деньги для Польши в 1997 году»; CD Projekt и со-основатель Марчин Ивински говорят об оплате, что «это не была огромная гора денег».


Анджей продолжает: «Я согласился, если они будут создавать полноценную новую историю, пользуясь моими персонажами, моей онтологией этого безумного мира. Но они должны создать совершенно новые истории. Я сказал: "Почему бы и нет. Пожалуйста, пожалуйста, покажите насколько вы хороши"».


Просто он не думал, что все это может привести к успеху. Он считал игры тупыми, начиная с тех времен, как отстреливал марсиан на старой консоли для телевизора. «Ок, давайте сыграем в карты или пойдемте пить водку», - сказал он тогда, - «но убивать марсиан это идиотизм. И моя позиция неизменна: это идиотизм».


Так, он оставил CD Projekt Red. Не посещал, не консультировал, его это не волновало. Он был Анджеем Сапковским, а кто были они? «Люди спрашивают меня, помогли ли мне игры? Я отвечаю: Да, в той же степени как я помог играм. Это не игры продвигают меня – я продвигал эти игры моим именем и моими персонажами».


Когда первый Ведьмак вышел в 2007, ситуация начала меняться. Печатные издания увидели способ как привлечь новых читателей. Так они перепечатали серию, на обложках поместив картинки из игры. Это взбаламутило воду, стерло грань между игрой и автором. Для Польши это не было проблемой, где имя Сапковского у всех на устах. Но для англоговорящей аудитории, где он был напечатан в 2008 году… «Это было очень херово для меня», говорит он.


Покуда CD Projekt Red росли с каждой новой игрой, проблема раздувалась. Возьмите и взгляните на обложки книг английского издания и посмотрите на себя. Вы можете представить, почему кто-то по ошибке спрашивает Сапковского, пишет ли он книги по играм. «Было и такое», говорит он. «Помню свою реакцию: я знаю много нехороших слов и высказал их все. На многих языках.»


«Через 20 лет» – сказал он – «будут спрашивать: «Ведьмак» - игра, а кто же автор книг?» Никто не будет знать. «Кто-то», ответят.» Я впечатлен, это его самый большой страх.


Можно понять его разочарование и растерянность. Но это еще не все печали. Знаете, сколько денег он получил с продаж игр про Ведьмака? Вообще нисколько, – и это злит его особенно – он не получает ничего.


«Я был достаточно туп, продав им целую кучу прав», повторял он. «Они предлагали мне процент от прибыли. Но я сказал: «Нет, все это не принесет дохода – давайте все мои деньги сейчас же! Все сразу.» Это было глупо. Я был достаточно туп, отдав все в их руки, потому что не верил в их успех. Но кто мог этот успех предугадать? Я не мог.»


Но все же он не поскупился похвалой в адрес CD Projekt Red. Как ни как, он не встретил бы студии лучше. Надо отдать должное. «Игра сделана очень хорошо», говорит он, - «они заслужили все награды, которые получили. Заслужили. Игра очень хороша. Неплохо, неплохо.»


Не часто он подписывает коробки с игрой, вы должны себе это представлять. «Я делаю это», сказал он. «Прежде всего потому что, когда люди подходят чтобы я оставил автограф, я принимаю их всех как фанатов. Даже если они просят подписать игру. Я не могу сказать им нет – это было бы очень невежливо. Простояв в очереди, подносят мне игру, что я могу сказать? "Прошу, уйдите, я не подпишу это?" Это будет очень невежливо.»


Кто знает? В голодной тишине приходит Ведьмак 3: Дикая Охота. Теперь много новых фанов могут познакомиться с миром Сапковского. И его имя, быть может, снова встанет во главе списка. Но ирония Сапковского в том, что в пятничный вечер в Бирмингеме в Waterstones перед толпой из пары десятков человек он презентует книгу на английском, которую он написал 18 лет назад. Никогда мир Ведьмака не был так популярен – это не ускользнуло от меня.


Во многом он живет для своей репутации, но в других моментах удивляют меня тоже. Вопреки распространённому мнению, он утверждает, что не ненавидит видеоигры. «Это не значит, что я их не люблю или презираю», сказал он. Постойте, разве не вы только что называли их «идиотизмом»? «Я просто в них не играю! Но я ничего не имею против игр, я ничего не имею против геймеров. Ничего.»


Он также более интересен, шумен и воинственен чем я ожидал. Он рассказывает анекдоты, шутит, будто делал это миллион раз, но рассказывает это еще раз. Он хочет чувствовать себя расслаблено. Как я полагаю, рассказчик должен это уметь. И его юмор, как кровь по венам, бежит по его работам – и через игры тоже. Его юмор характеризуют его, как личность. Многие его комментарии выглядят так остро на бумаге, потому что они оторваны от того, как он их доставляет, с какой-то озорной театральностью; уникум споров, если вам угодно. Есть даже моменты, осмелюсь сказать, когда все это граничит с дружелюбием.


«Когда я придумал Ведьмака и продал свою первую книгу, мне было 38. Теперь мне 69. Все эти эмоции… Я больше не молод», говорит он. «Я могу судить об эмоциях. Я могу сказать: «Да, я заслужил это, это оправдано». Это не дает мне права ехать в Ватикан и назначать себя святым».


Забегая вперед, фильм про ведьмака готовятся выпустить в этом году. Но никто не раскрывает нам деталей. Сапковский поведал, что знает имя актера на одной из главных ролей – может Геральта – хотя больше он не сказал ничего.


Еще один роман по Ведьмаку ждет издания на английский: Сезон Гроз, выпущенный в 2013 году в Польше. Из этого следует, что некоторые другие произведения Сапковского, в частности нашумевшая Гуситская Трилогия (сага о Рейневане), возможно будет переведена в какой-то момент на английский.


И быть может, Анджей Сапковский расскажет новую историю про ведьмака. «Да, почему бы и нет?», сказал он. «Я буду (писать еще), и я это сделаю».

«Сделаете?», спрашиваю я.

«Несомненно».

Показать полностью


Пожалуйста, войдите в аккаунт или зарегистрируйтесь