Оклад (риза) для иконы "Святой Николай"
Приветствую... Прислали икону "Святой Николай". Написана маслом на деревянной основе. Нужно было сделать для нее оклад. Как образец подобрали картинку из интернета. Вот, внизу..
С фото из инета нарисовал эскиз, через копировальную бумагу нанес на металлическую латунную пластину толщиной 0.8 мм. Саму же пластину разогрел, разогрел специальную смолу в поддоне и наклеил пластину на смолу. Это делается для того, чтобы от ударов чеканами металл не выгибался, не очень сильно деформировался. И для того, чтобы под ним не было воздуха, чтобы не пробить его насквозь
Для экономии металла нимб расположил так, на месте ризы. Рисунок перевел на металл, начал чеканить
Чеканить надо и с лицевой стороны, и с обратной. С лицевой наносится в основном сам рисунок, а с обратной формируется рельеф.
Лист с чеканкой надо было снимать со смолы, отжигать, выравнивать и приклеивать с другой стороны. Чтобы работать с обеих сторон
Процесс отжига паяльной лампой. Смола очень плохо отмывается. Надо смывать растворителем или бензином и отжигать. Чтобы зря не тратить бензин, сразу отжигаем и этой процедурой делаем сразу две операции. И смола выгорает и металл размягчается. Остатки нагара удаляем металлической щеткой.
После отжига металл становится мягче. Но он деформируется и надо его выравнивать. Дело в том, что при многочисленных ударах чеканами металл нагартовывается и становится твердым и хрупким. Есть опасность , что при обработке он лопнет. Следует в процессе обработки придавать, возвращать ему мягкость и пластичность
После выравнивания лист снова приклеивается на смолу. Остывает долго. Поэтому процесс откладывается на следующий день и затягивается на несколько дней, неделе... Бывают трудоемкие работы, которые затягиваются и на месяцы.
В процессе работы, в процессе выколачивания рельефа чеканами, рисунок прорисовывается все чётче и понятнее
После того, как все прочеканено, ненужный металл вырезается, отрезается, обтачивается и т.д. Шлифуется и полируется. К нимбу припаиваются лепестки и вставляются в прорези в основе, загибаются. Так нимб крепится и держится
Оклад одевается на икону для примерки и подгонки. Предварительно выглядит так. Потом все окислы и грязь от полировки удаляются бензином и кислотами
Потом латунь покрывается медью в гальванической ванне. Да, для последующего серебрения можно использовать сразу лист меди. Это даже лучше. Но не оказалось в наличии
Потом серебрится
Ну и вот такой получается результат