Жизнь после смерти. Что Узбекистан сотворил с самолётами-памятниками.
Узбекистан лучше России много в чем, но иногда они не специально! Лишь недостаток ушлости и наглости не позволил узбекам после развала СССР растащить на металлолом самолеты-памятники. И теперь здесь настоящий заповедник крылатых “артефактов исчезнувшей цивилизации”. У нас 90% таких монументов уничтожено. В Узбекистане – стоят. Милая картинка? Это пока не заглянешь внутрь… Ну так заглянем!
В благословенные советские времена нашего счастливого детства в парках стояли настоящие, большие самолёты. Они приглашали мальчишек и девчонок, а также их родителей поесть мороженого на борту или посмотреть новый мультфильм. Детские кафе и кинотеатры часто устраивали внутри списанных самолётов, подаренных городам. ИЛы, АНы, ТУ и ЯКи дарили радость и чудо полёта даже тем, кто никуда не летал.
А потом праздник детства закончился. Вчерашние мальчишки, смотревшие “Ну погоди” в мягком самолётном кресле, подросли и решили заработать. Подкатили ночью строительный кран, распилили фюзеляж на части и увезли на металлолом, лишив своих же будущих детей той радости, которую они испытывали сами. Это происходило везде, во всех новых странах, случившихся после того, как Советский Союз треснул и разбился, словно китайская ваза. Таких самолётов были сотни! Несколько штук чудом уцелели.
В Узбекистане каким-то невероятным образом почти все самолёты-памятники удалось сохранить. Может, благодаря “диктатору” Каримову, а скорее всего, просто почти никому в стране не пришло в голову сдавать памятники на металл для личного обогащения. Согласно сайту авиационной истории, в Узбекистане сегодня десять самолётов-памятников, из них пять ЯК-40, один ТУ-124, три АН-12 и один АН-8. Не так уж много, но они потеряли всего треть самолётов, которые были подарены им в советские годы, тогда как в России утрачено 90%.
Этот ЯК-40 стоит в городе Карши. Не пугайтесь строительной техники рядом – машину не тронут. Сейчас городской сквер обновляют и делают из него военно-тематический парк, самолёт перекрасят в “защитные” цвета и оставят памятником. А ещё несколько лет назад в нём работал детский кинотеатр. Довольно забавный, над дверью в кабину пилотов повесили телевизор и показывали мультики.
Як-40 UK-87367 (9341731) Эксплуатантом являлось Уральское УГА, Челябинский ОАО, 124 ЛО, а/п Баландино. Произведен в ноябре 1973 года. Поступил 18 января 1974 года. Зарегистрирован 30 января 1974 года, как СССР-87367. 7 июля 1987 года передан в Узбекское УГА, Ташкентский ОАО, 160 ЛО, а/п Южный. В 1993 году передан а/к “Авиалинии Узбекистана”. Зарегистрирован как UK-87367. 9 апреля 2003 года выкатился с ВПП в а/п Ургенч. Списан до 2007 года. После списания установлен на одной из детских площадок в г. Карши в цветах а/к “Авиалинии Узбекистана”.
Попасть внутрь помогли военные из стройбата, занимающиеся реконструкцией в парке.
Салон сохранился хорошо, ну, насколько это возможно для заброшенного памятника. Хотя “Саратовские авиалинии” ещё недавно летали на ЯК-42 примерно в таком же состоянии.
Кабине повезло гораздо меньше. Но она цела!
Эй, брат, а сфоткай нас, как будто летим! На самом деле это я предложил им сфоткаться, а потом уже они сами просили. Социальная инженерия в Узбекистане работает, с людьми можно договориться о чём угодно, если делать это с улыбкой. Даже военных, которых тут вроде как фотографировать запрещено.
Город Ангрен. Его называют узбекским Чернобылем, и не только из-за точной копии парка аттракционов в заброшенной Припяти. Колесо обозрения здесь забросили в последние пару лет, а треть зданий города пустуют ещё с девяностых, чувствуется нехватка русского населения, жившего и работавшего здесь на металлургическом предприятии. Они уехали, а их места остались вакантными. Город пришёл в упадок.
Но и здесь, несмотря на разруху, уцелел памятник ЯК-40, подаренный городу в конце 80-х.
В году так 87-ом в город Ангрен к нам отбуксировали (мне кажется, что именно отбуксировали) этот самолет и поставили его в парке развлечений. Стали использовать как видеосалон. Помню как нас, детсадовцев, водили в него на “Тома и Джерри”. – вспоминает один из жителей города.
Ташкентская область, Ангрен. Як-40 СССР-87619 (9132018) Эксплуатантом являлось Узбекское УГА, Ташкентский ОАО, 160 ЛО, а/п Южный. Произведен 21 июля 1971 года. Поступил 26 августа 1971 года. Зарегистрирован 19 января 1972 года, как СССР-87619. Списан 25 декабря 1987 года по отработке амортизационного срока службы. Был установлен как авиапамятник в городском парке отдыха г. Ангрен. Использовался как видеосалон и детское кафе.
Стальная птица стоит на окраине парка и ржавеет без дела. Памятник давно заброшен и за ним не ухаживают. Точно так же выглядит и половина города, и, в отличие от Карши, этот парк никто не думает ремонтировать: напротив, ещё недавно работавшие советские аттракционы теперь пусты и неподвижны. Время замерло в Ангрене.
Рождённый летать не может даже ползать.
Рядом с самолётом работает кафе с традиционной узбекской кухней. Самса в тандыре, чай, люля-кебаб.
По информации в интернете внутри Як-40 хранят уголь для мангала и тандыра сотрудники кафе. Я решил это проверить. Попросил парня, достававшего лепёшки из печи, показать, что внутри.
Сначала он очень не хотел открывать трап-дверцу, говорил, что ключи у администрации парка, но потом я проверил, что самолёт закрыт лишь на проволоку и попросил его ещё раз. Пожалуйста. Парень выполнил мою просьбу.
Внутри было страшно. Угля там не хранили, по крайней мере теперь. Как пояснил работник кафе, в самолёте несколько лет назад случился пожар, не уточнив, по какой причине. В кабину проходить я не стал, было понятно, там ничего не осталось. Сделав один кадр, я поблагодарил парня за сговорчивость и вышел.
Здесь я должен объяснить тем, кто не знает. В Узбекистане очень чисто, почти везде тщательно убирают и следят за порядком, поэтому и сам город Ангрен многие жители страны (в том числе русские) считают чем-то постыдным и даже не хотели, чтобы я туда ехал смотреть на “трэш”. В России тоже не любят, когда иностранцы или просто люди из другого города замечают грязь и разруху. Но сами продолжают в ней жить день за днём, не желая ничего менять. “Свинья грязь найдёт” – говорят так. И правда. Но что делать, когда кроме грязи и посмотреть не на что? Ну, а что у узбеков? Ещё напишу про Ангрен, который считают одним из самых непрезентабельных городов страны, отдельный репортаж.
На пути моего маршрута попался ещё один самолёт-памятник. В маленьком кишлаке Акалтын в Андижанской области в Ферганской долине. Можно было найти больше самолётов или вообще посетить все, десять – не так много. Но я выбрал лишь те, что были по дороге. В отличие от двух предыдущих, этот был не кроха “Як”, а более крупный “Ту-124”.
Ту-124 “02 белый” Эксплуатантом являлись ВВС СССР, ТуркВО, 111 огсап, в/ч 23229, а/д Тузель, 3 аэ. Имел цветовую схему Аэрофлота. Вероятнее всего имел бортовой “02 синий” (в дальнейшем цвет выцвел и стал “02 белый”). Установлен весной 1986 года, как авиапамятник под руководством м-ра Павлова, к-на Дымова, ст л-та Юрия Седова, cт. пр-ка Попова, Олега Овчаренко, пр-ка Михаила Чупахина. Перевезен в разобранном виде с аэродрома Тузель. Самолет был подарком району от МО СССР, за максимальное поступление молодежи в военные училища. Летом-осенью 2011 года перекрашен в цвета а/к “Авиалинии Узбекистана”.
По обыкновению самолёт установлен в городском (в данном случае – сельском) парке. Тут он стоит одинокий, пустой, хотя и недавно перекрашенный. По-прежнему в цвета национального флага, но уже без ливреи авиакомпании. От машины остался только скелет, то есть, двигатели и все внутренности отсутствуют. Переделаны двери, вместо авиационных установлены обычные. Вероятно, внутри памятника работало кафе, кинотеатр или что-то ещё, причём совсем недавно – двери современные,а трапы сохранились, разве что один сброшен на землю, чтобы не лазали.
Впрочем, залезть можно легко через задний трап, у него отсутствует часть ступеней, но взрослый человек легко перешагнёт, а ребёнок может убиться. Это плохо.
Внутри пусто, часть пола заменена на доски. Вместо оригинальной обшивки салон заново обили фанерой. И я даже не понял, то ли это заброшка, то ли недострой. Возможно, хотели сделать кафе, но не получилось, а может, ещё что-то будет, просто временно свернули работы. И спросить некого, самолёт просто стоит посреди парка, а вокруг ни души.
От кабины тоже ничего не осталось. Окна разбиты
Самолёты-памятники Узбекистана оказались по большей части оказались в плохом состоянии, за ними нет ухода, два из трёх просто заброшены. И в то же время они почему-то ещё стоят, тогда как в России и Украине все распилили ещё в 90-е. А вообще жаль, что ушла эпоха. Такие самолёты, особенно приспособленные под кафе и кинотеатры, были одним из лучших явлений в СССР. Страна производила и списывала самолёты, ненужные отдавали не в утиль, а людям.
Сейчас по понятным причинам коммерческие перевозчики не станут передавать свои старые машины в какой-нибудь парк, а постараются их продать хотя бы на металл.
Взять даже аэропорт Домодедово, там есть целое “кладбище самолётов”, где ржавеют под снегом и дождями десятки машин, начиная от Ил-62 до не самых плохих 747-х Боингов. Все они принадлежали авиакомпаниям, базировавшимся в Домодедово и обанкротившимся. Стоят машины в раскрасках “Трансаэро” и “Вим-Авиа”, доживают свой век даже самолёты легендарной и почти забытой “Московии”. А птичек жалко, могли бы детям отдать. Только кому это надо?