Записки юного фаната РТД — «Далек»
Походу, просмотр 6 серии оказался актуальной темой. Пока все РТДшники отходят от пьяного Марлезонского балета с железными перечницами всех времен и народов, один далек таки опоздал на вечеринку и затерялся в подвале злого дядьки Ван Стаатена. Всего-навсего один, конечно — зато какой получился «Далек»!*
Далекоплюсы:
- атмосфера. Вот тут, наверное, первый раз не скажу, что серия взята из олдскула, несмотря на наличие далека. Это немного другой стиль серии, милитаристический, мрачный, с легким намеком на Америку (а действие происходит именно там), но не отпугивающий. Может, потому что автором серии является Роберт Ширман, один из лидирующих сценаристов аудиопьес Расширенной Вселенной «Доктора», у которой давно сформировалась своя стилистика. Это идет сериалу в плюс, потому что время проходит, а из старой шкурки 1976 года давно пора вылезать и обрастать новой.
- идея и сюжет. Коллекционирование и присваивание всяких предметов является далеко не новой темой. Однако мотивы ван Стаатена связаны второстепенной нитью с конкистадорскими целями расы «металтрона» и главной битвой эпизода между двумя инопланетными воинами.
Из него тоже выйдет хороший далек…
- Доктор. Как и в «Конце света», Девятый опять стал главной звездой. Его темная сторона раскрылась по полной программе, и нахально разрывает старый шаблон серии. На месте находчивого чудака в костюме предстает безжалостный потерянный солдат, готовый тупо убить старого врага ради безопасности окружающих и собственной расплаты за Войну.
- … Я один во вселенной.
- Ага.
- И ты тоже. Мы одинаковы.
- Мы не одинаковы! Я не… Нет, подожди, может, мы и одинаковы! Да, ты прав, да, хорошо! В чём-то ты и прав, потому что я знаю, что делать. Я знаю, что должно случиться. Я знаю, что ты заслуживаешь… Уничтожить!
(Доктор переключает рубильник, включая ток. Далек кричит от боли.)
- АААААААААААА! СЖАЛЬСЯААА!!!
- Зачем?! Вы не сжалились!
Гамму эмоций Экклстона можно расписывать вечно. Как резкое отторжение своего зеркала переходит в горе и отчаяние из-за «женщины, которую любит». Затем счастье и облегчение, когда узнает, что Роза жива, и финальное принятие зла, ставшего «неправильным» - тут Крис вполне достойный конкурент Теннанту.
- далек-несмешная перечница. Обновился ДК — обновилось и одно из главных его лиц. Некоторые фаны до сих пор не любят далеков, видя в них чисто глупые орущие мусорные баки с вантузом. Однако эту мусорку я бы не назвала нелепой.
Даже в классических эпизодах не всегда получалось сделать их серьезными, а тут вышло. Вышел обгоревший монстр из преисподней, рожденный для войны, но по прикосновению доброй феи переставший убивать. Все существа Вселенной способны меняться, но инопланетный скорпион не способен выжить с медом вместо яда, когда последний буквально стал его душой (почему-то вспомнилась притча о лягушке и скорпионе).
- леди Роуз. Ее имя здесь говорит само за себя. Она нежный цветочек, занявший центр хрупкого баланса между полярностями «Доктор-далек».
Еще вчера Тайлер желала сбросить ядерную бомбу на Сливинов, сегодня сочувствует умирающей машине смерти и дарит ей новую жизнь. Немного забегу наперед и скажу, что это не первая ситуация, где мы видим светлую сторону девушки, добрые поступки которой не всегда приносят желаемое. Роза хочет как лучше, но полностью не осознает, как управлять своей бескорыстностью, не принеся дополнительный вред. Но не будь ее в хранилище ван Стаатена вместе с Доктором, неизвестно чем бы это все это закончилось…
Далекоминусы:
- Адам Митчелл. Наконец-то появился первый персонаж РТД-эры, который не понравился. Вроде умный, симпатичный, обожает все космическое, говорит как Доктор — но так можно о любом герое ДК сказать. В остальном серый, ничем не примечательный парень. Может, по сценарию он более яркий, но актера выбрали на роль посредственного, из-за чего Адам на экране получился плоский.
Далековыводы.
Когда создавали перезапуск франшизы, никто из команды Рассела не мог точно знать, попадет ли их творение в яблочко или нет. В результате некоторые эксперименты были удачными, вроде первых двух эпизодов, некоторые зрители встретили прохладно, как дилогию со Сливинами. «Далек» я могу назвать отличным эпизодом, в первую очередь, из-за удачной попытки осовременить «глупую перечницу», оставив при ней всю ее суть. Кроме того, основная заслуга Ширмана заключается в воссоздании слегка специфичной, очаровательной пост-военной истории о войне, мире, и любви.
Правда, если бы не Адам, оценка была бы выше, а так — 4,6.
*обзор писался после выхода первых серий 9 сезона