Японская мифология
Неоднократно натыкалась в поиске на посты о японской мифологии. Одни были очень обрывочны, другие содержали множество ошибок, а третьи состояли из кучи частей, идущих в непонятном порядке. Увидев в очередной раз подобный пост, я решила, что стоит попробовать написать свой. В посте будет собрана вся мифология с пояснениями и без лишних подробностей.
Для начала давайте познакомимся с источниками японской мифологии. В 712 году императрица Гэммэй (правила в 707 - 715) издала указ о составлении хроники Кодзики. В ней были записаны мифы и исторические сведения.
Копия Кодзики из Библиотеки Женского университета Нара:
В 713 году императрица Гэммэй издала указ о составлении описаний провинций Японии. Из императорской столицы Хэйдзё в столицы провинций были разосланы приказы о сборе и записи мифологии, данных о ресурсах, состоянии земель и т. п. Эти сборники получили название Фудоки. До наших дней из примерно 60 фудоки сохранились только пять.
В 720 году по указу императрицы Гэнсё (правила в 715 - 724) была составлена хроника Нихон Сёки, которая дублирует Кодзики, но, в отличие от неё, содержит разные версии одних и тех же мифов.
Копия Нихон Сёки из Национальной библиотеки Японии:
Итак, в этих произведениях собрано то, что называют японской мифологией.
Японская мифология описывает времена от сотворения мира и до мифического основания японского государства императором Дзимму (правил в 660 до н. э. - 585 до н. э.). Сразу хочу пояснить, что император Дзимму - персона легендарная, мифическая. Даты правления первых императоров выдуманы авторами хроник. Японские исследователи считают, что Дзимму жил (если он вообще существовал) намного позднее. В указанные даты правления Дзимму предки японцев уже пришли на острова (свежие данные археологических исследований находок в префектуре Фукуока методом масс-спектрометрии, согласно которым ранние находки культуры Яёй относятся к 1 тысячелетию до нашей эры), но они не имели государственности и жили небольшими племенами, воюя друг с другом. Двор Ямато (начало японской государственности) появился примерно в 3 веке нашей эры. Есть также версии, которые указывают даты вплоть до 7 века, смотря что именно считать государственностью. Официальные даты правления императоров соответствуют хроникам, но при этом всем понятно, что даты первых императоров выдуманы. Это воспринимают как часть мифологии, а не реальной истории.
Перейдём непосредственно к мифам. Ниже будут описаны основные версии, так как для описания всех вариаций из Кодзики и Нихон Сёки не хватит и 10 постов.
Изначально вселенная была наполнена бесформенной материей, находящейся в хаосе. Затем появились первые звуки движущихся частиц. Чистые и светлые частицы возвысились над остальными и воссиял свет.
Появились облака, которые превратились в Такамагахара - равнину высокого неба, мир, где живут небесные боги (не путать с христианским раем). Оставшиеся частицы стали землёй (морем, суши ещё не было).
Согласно Кодзики, когда сформировалась Такамагахара, сами собой явились первые три бога. Затем явились ещё двое. Эти пять богов называются Котоамацуками - пять бесполых божеств, которые явились спонтанно.
После произошло явление богов Ками-но ё нана ё - семь поколений божеств. Первые явились поодиночке, а остальные пять поколений появились разнополыми парами. Последними были Идзанаги-но микото и Идзанами-но микото (далее просто Идзанаги и Идзанами, аналогично с именами других богов).
Согласно Нихон Сёки, когда сформировалась Такамагахара, между небом и землёй появилось нечто, напоминающее по форме почку тростника, которое превратилось в первых трёх богов. После них разнополыми парами появились ещё четыре поколения богов, среди которых были Идзанаги и Идзанами.
Небесные боги призвали Идзанаги и Идзанами, чтобы те сотворили землю. Боги дали брату и сестре драгоценное небесное копьё Амэ-но Нубоко. Идзанаги и Идзанами отправились на мост Амэ-но Укихаси, соединяющий небо и землю, и опустили копьё в море. Когда копьё подняли, с него упали капли, ставшие островом Оногоро. Затем они спустились с моста и поселились на этом острове.
Впоследствии Идзанаги и Идзанами решили пожениться. Во время брачной церемонии Идзанами первая поприветствовала Идзанаги. Хотя он счёл это не совсем приличным, свадьба всё же состоялась. У них родились боги Хируко-но ками и Авасима-но ками, но они были некрасивы (Идзанаги и Идзанами первые боги, которые могли рождать других богов).
Супруги обратились к другим богам с вопросом, что они сделали не так. Боги ответили, что первым во время церемонии бракосочетания должен был заговорить мужчина. Идзанаги и Идзанами повторили обряд бракосочетания и всё стало нормально.
Они родили восемь островов Оясима (одно из старых самоназваний Японии). Затем ещё шесть островов и множество богов. Последним родился бог огня Кагуцути-но микото, опаливший лоно Идзанами, из-за чего она умерла.
Святилище Хана-но Ивая-дзиндзя, где, как считается, похоронена Идзанами (её тело, скажем так):
После смерти Идзанами удалилась в подземную страну мёртвых Ёми (не путать с христианским адом). Идзанаги был убит горем и решил отправиться за своей супругой.
Между земным и подземным миром не было большой разницы, за исключением вечной темноты. Когда Идзанаги нашёл жену, она уже попробовала пищу царства мёртвых (т. е. стала частью этого мира).
Идзанаги отказался оставить Идзанами. Тогда она согласилась вернуться в мир живых, но решила сначала отдохнуть, поэтому удалилась в опочивальню и попросила мужа не входить. Идзанаги ждал, но затем не выдержал, зашел в покои и зажёг факел. Он увидел, что тело Идзанами превратилось в гниющий труп, покрытый личинками.
Идзанами сильно рассердилась на мужа и послала за ним вдогонку восемь уродливых женщин и 1500 демонов ёмоцуикуса. Он, обнажив свой меч Амэ-но Охабари, бежал от них.
Когда Идзанаги оторвался от преследовавших его женщин, Идзанами сама бросилась в погоню за супругом. Однако к тому моменту Идзанаги уже покинул Ёми и загородил проход между мирами большой скалой.
Место, где, как считается, находится вход в страну Ёми:
Он почувствовал присутствие супруги по другую сторону скалы и предложил ей расторгнуть их союз. Идзанами ответила, что она задушит всех людей за один день, но Идзанаги ответил ей, что готов возводить в день тысячу пятьсот домиков для рожениц.
Этот момент показывает, что мужское начало представляет светлые силы и олицетворяет рождение. Женское начало представляет тёмные силы и олицетворяет смерть. Это один из многих моментов, в которых мы можем видеть влияние идей конфуцианства и даосизма.
Идзанаги совершил обряд очищения после посещения страны мёртвых. Он разделся и начал омовение. Во время омовения лица родились Михасира-но Удзу-но мико - три главных божества. После омовения левого глаза родилось божество солнца Аматэрасу Омиками, после омовения правого глаза родилось божество луны Цукуёми-но микото, а после омовения носа родилось божество штормов Сусаноо-но микото.
Идзанаги разделил мир между ними. Аматэрасу получила во владение Равнину высокого неба, Цукуёми стал владеть ночным временем и луной, а Сусаноо были доверены морские просторы.
Сусаноо вёл себя грубо по отношению к отцу, поэтому Идзанаги изгнал сына. Сусаноо согласился, но перед этим отправился на Такамагахара, чтобы попрощаться с сестрой. Аматэрасу сразу поняла, что что-то не так, потому что не верила в добрые намерения брата и хорошо знала его характер.
Японские исследователи соотносят Аматэрасу с Ямато, а Сусаноо с племенным союзом Идзумо, который долго не покорялся Ямато, что отражено в мифах в характере данного бога. Этим также демонстрируется, что Идзумо должно было быть подчинено Ямато из-за его дерзости.
Сусаноо предложил обменяться клятвой и устроить состязание, проверяющее его честность. Согласно условиям, побеждал тот бог, который мог дать жизнь более благородным и богоподобным детям.
Аматэрасу родила трёх женщин из меча Сусаноо, а Сусаноо родил пятерых мужчин из украшений своей сестры. Аматэрасу объявила, что раз украшения принадлежат ей, то и мужчин следует отнести на её счет, то есть женщины являются порождениями Сусаноо.
В буйстве от своей победы Сусаноо совершил ряд проступков, считавшихся тяжелейшими прегрешениями (осквернил небесные покои и многое другое). Увидев это, Аматэрасу скрылась в небесном гроте Ама-но Ивато, из-за чего Такамагахара и Асихара-но Накацукуни (одно из старых самоназваний Японии) погрузились во тьму.
Боги разработали план извлечения Аматэрасу. Для его исполнения понадобились петухи (во всех культурах эта птица символизирует восход солнца. Про тюремные понятия я пожалуй промолчу), было заказано бронзовое зеркало, множество бусин магатама (бусины с отверстием, похожие на цифру 9) на длинных нитях и другие предметы.
Обратите внимание на зеркало и магатама. Это две из трёх регалий императоров Японии, которые сейчас хранятся в святилищах в Исэ и Нагое. Мы к ним ещё вернёмся, когда встретим третью регалию.
После этого перед гротом было установлено дерево сакаки (священное дерево), к верхним ветвям которого были привязаны нити с бусинами, посередине зеркало, а к нижним ветвям полоски ткани. Главная роль была отведена богине Амэ-но Удзумэ-но микото, которая стала танцевать. Это вызвало безудержное веселье у божеств.
Аматэрасу удивилась веселью во мраке, приоткрыла дверь в грот и поинтересовалась причиной веселья. Амэ-но Удзумэ ответила, что все ликуют, ибо есть божество превыше Аматэрасу. В этот момент было поднесено зеркало, в котором Аматэрасу увидела собственное отражение. Она вышла из грота, чтобы рассмотреть получше, другие боги тут же закрыли вход в грот и солнце вновь воссияло. После этого боги изгнали Сусаноо с Такамагахара.
Спустившись на землю, Сусаноо встретил старика и старуху. Они рассказали Сусаноо о своей беде - раньше у них было восемь дочерей, однако, каждый год к ним стал являться восьмиглавый и восьмихвостый змей Ямата-но Ороти и пожирать по одной дочке.
Сусаноо попросил их последнюю дочь Кусинада-химэ себе в жены. За это он научил старика и старуху как одолеть змея. Для этого они сделали восемь бочонков сакэ и поставили их внутри ограды с восемью воротами. Выпив сакэ, змей опьянел и заснул, а Сусаноо убил его. После этого он обосновался в Идзумо (выше я про это писала), женился на Кусинада-химэ и у них родилось множество потомков, одним из которых был Окунинуси-но ками.
В одном из хвостов змея Сусаноо обнаружил меч Кусанаги-но цуруги. Ранее я писала про зеркало и бусину, меч - это третья регалия, которая хранится в Токио в императорском дворце. Зачем они нужны и как они попали на землю мы узнаем дальше.
Однажды 80 братьев Окунинуси отправились свататься к Ягами-химэ и взяли Окунинуси с собой в качестве носильщика поклажи. Они встретили Зайца из Инаба, который ранее решил покинуть свой остров и сказал для этого морскому крокодилу, что хочет сравнить у кого из них больше родичей. Для подсчета крокодилов Заяц предложил им выстроиться в ряд. Прыгая по ним, он перебрался на другой берег и в момент, когда спрыгивал с последнего крокодила, признался в обмане. За это разозленный крокодил покусал Зайца.
Братья Окунинуси велели Зайцу окунуться в морскую воду и лечь на высокую скалу. Когда соль из морской воды высохла, кожа Зайца потрескалась. Идущий следом за своими братьями Окунинуси научил Зайца как ему исцелиться. Благодаря доброте, проявленной по отношению к Зайцу, Ягами-химэ заявила, что станет женой Окунинуси.
Братья решили убить Окунинуси и дважды пытались сделать это, но оба раза их мать воскрешала сына. Дабы разобраться с братьями, Окунинуси пришлось отправиться за помощью к Сусаноо. В жилище Сусаноо он встретил его дочь Сусэри-бимэ и обручился с ней. Несмотря на чувства дочери, сам Сусаноо несколько раз пытался убить своего гостя. Поэтому Окунинуси пришлось бежать, взяв с собой Сусэри-бимэ.
Догнав беглеца, Сусаноо научил его, как убить братьев и потребовал, чтобы Окунинуси сделал Сусэри-бимэ своей главной женой. Избавившись от братьев, Окунинуси взял в жёны Ягами-химэ и впоследствии обручился с рядом других богинь. Однако, как и было наказано Сусаноо, Сусэри-бимэ осталась его главной женой.
После того, как Окунинуси создал на земле страну, Аматэрасу решила, что управлять ею должен её предок. Сначала для покорения страны был послан Ама-но Хохи-но микото. Однако, он сразу же вошел в милость к Окуникуси и не подавал о себе никаких вестей.
Следом за ним на землю был послан Амэ-но Вакахико. Этот посланник Аматэрасу обручился с дочерью Окуникуси и никаких вестей о нём не было. Разобраться в происходящем послали фазана Накимэ, которого Амэ-но Вакахико подстрелил, приняв за дурную птицу.
Наконец, на землю отправились боги Тори-но Ивакусуфунэ-но ками и Такэмикадзути-но ками. Им удалось встретиться с Окуникуси и двумя его сыновьями. Первый сын сразу согласился уступить страну, второй лишь после поединка сумо (самое первое упоминание сумо) с Такэмикадзути.
Услышав, что его сыновья согласны с требованием Аматэрасу, Окуникуси согласился уступить свою страну её потомку, потребовав за это, чтобы ему построили новые покои и соответствующим образом почитали.
Посланцы Аматэрасу вернулись на Такамагахара, чтобы доложить о подчинении. Через некоторое время Аматэрасу послала на землю править своего внука Ниниги-но микото.
Когда Ниниги готовился покинуть Такамагахара, Аматэрасу дала ему Три божественных сокровища: Ята-но кагами (Зеркало больше пяди), Ясакани-но магатама (Подвеска из яшмы) и Кусанаги-но цуруги (Меч, косящий траву). Это те самые регалии императоров. Согласно мифам, от Ниниги они перешли к его правнуку императору Дзимму.
В наши дни эти регалии скрыты в трёх святилищах. Во время восхождения нового императора на трон, ему демонстрируют меч. В мае этого года в Японии состоится восхождение на трон 126 императора и уже скоро ему продемонстрируют меч. Никто кроме императора и очень узкого круга лиц не видел императорские регалии.
Ниниги спустился с Такамагахара на вершину Такатихо (расположена на острове Кюсю, высота 1,573 метров).
Перевёрнутое копьё, воткнутое в вершину Такатихо. Согласно более поздним легендам, это копьё, которым Идзанаги и Идзанами создали первый остров, вонзил Ниниги во время сошествия на землю. Исследователи считают, что на самом деле его установили в 19 - начале 20 веков:
На земле Ниниги возвёл дворец и вскоре женился на дочке местного божества. У них родились три сына: Хосусэри-но микото, Хоори-но микото и Ходэри-но микото.
Хоори-но микото это Ямасатихико. Ходэри-но микото это Умисатихико. Эти прозвища отражают род занятий двух братьев.
Хоори занимался охотой в горах, а Ходэри стал рыбаком. Однажды они поменялись ролями и Хоори потерял рыболовный крючок. Брат потребовал крючок обратно и не соглашался на замену.
Расстроенный Хоори убежал на берег и встретил там бога Сиоцути-но ками, который посоветовал Хоори отправиться во дворец морского владыки Ватацуми-но ками.
Хоори последовал совету и во дворце женился на Тоётама-химэ. Через три года Хоори вспомнил, зачем он пришёл, и по приказу Ватацуми рыбы нашли крючок, а крокодил доставил Хоори на берег.
Ватацуми наложил проклятие на крючок, из-за чего старший брат после получения крючка становился всё беднее и беднее. Считая причиной несчастий младшего брата, Ходэри попытался убить его, но всё же вовремя остановился.
После этого жена Хоори вышла на берег, чтобы родить их дитя. На берегу возвели хижину. Перед тем, как войти внутрь, она попросила мужа не смотреть на неё, но Хоори всё равно посдмотрел и увидел, как его жена превратилась в крокодила.
Заметив это, Тоётама-химэ скрылась в море, оставив ребёнка, который получил имя Угаяфукиаэдзу-но микото.
Усыпальница Такая-но Яма-но Э-но мисасаги, где, как считается, погребён Хоори. Подобные усыпальницы есть у всех описываемых в конце поста персонажей (живших после сошествия Ниниги) и конечно же у императоров:
В дальнейшем Угаяфукиаэдзу женился на Тамаёри-химэ и у них родился сын Камуямато Иварэбико-но микото, который впоследствии стал Императором Дзимму. Ну а дальше мифы плавно перетекают в реальную историю.
Если у кого есть вопросы, спрашивайте, отвечу как будет время.
ИСТОЧНИКИ
*Статьи и прочие материалы группы vk.com/nipponkoku. Оформление картинок-заголовков подсмотрено там же;
*Онлайн-энциклопедия синто университета Кокугакуин http://k-amc.kokugakuin.ac.jp/DM/dbTop.do?class_name=col_eos;
*Кодзики (перевод на русский);
*Нихон Сёки (перевод на русский);
*Е. М. Ермакова, Г. Е. Комаровский, А. Н. Мещеряков, "Синто ― путь японских богов. Том 1, 2"
*А. А. Накорчевский, "Синто"
*Ёсида Ацухико "Мифология Японии"